11 июнь 2012
Страница № 36

Водитель или мастер производственного обучения управлению механическим транспортным средством?

Ольга Сбитнева, главный государственный инспектор труда Минского областного управления Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты РБ

В практической деятельности кадровых служб организаций, осуществляющих подготовку и обучение управлению механическими транспортными средствами, в последнее время возник ряд вопросов: к какой категории работников отнести мастеров производственного обучения управлению механическим транспортным средством? являются ли они водителями? распространяется ли на них Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей? как наниматель должен производить оплату мастеру производственного обучения управлению механическим транспортным средством за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени?

Квалификационные характеристики водителя и мастера

Анализируя квалификационные характеристики водителя автомобиля и мастера производственного обучения управлению механическим транспортным средством, определенные Единым квалификационным справочником должностей служащих и Единым  тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, можно отметить сходство функциональных обязанностей указанных категорий работников.
 
Справочно: водитель – физическое лицо, управляющее транспортным средством, за исключением лица, обучаемого управлению механическим транспортным средством (сдающего квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством) (п. 2.8 Правил дорожного движения). К водителю приравнивается лицо, обучающее управлению механическим транспортным средством (принимающее квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством) и при этом находящееся в нем (Указ Президента РБ от 28.11.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения»).
 
В связи с тем что мастер производственного обучения управлению механическим транспортным средством как лицо, обучающее управлению механическим транспортным средством, приравнен к водителю, нанимателям следует применять при регулировании его труда нормы законодательства РБ, регулирующие рабочее время и время отдыха водителей.
 
Справочно: Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее – Положение) утверждено постановлением Минтранса РБ от 25.11.2010 № 82.
 
Положение регулирует рабочее время и время отдыха водителей автомобилей (за исключением водителей автомобилей, занятых на международных автомобильных перевозках), выполняющих внутриреспубликанские автомобильные перевозки, исходя из специфики организации их труда и отдыха.

Рабочее время

Согласно Положению в течение рабочего времени водитель автомобиля обязан исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работ (сменности). Началом работы считается время явки к постоянному месту работы в период, установленный правилами внутреннего трудового распорядка и (или) графиками работ (сменности), а окончанием работы – время освобождения от работы после проведения заключительных работ по возврату автомобиля к месту стоянки. Время, необходимое на дорогу от проходной до рабочего места, на переодевание перед началом и после окончания работы, на регистрацию при уходе с работы, в рабочее время не включается.

В отдельных случаях начало и окончание работы может устанавливаться вне места постоянной работы, о чем водителю автомобиля должно быть сообщено не позднее окончания предыдущего рабочего дня.

Рабочее время водителя автомобиля состоит из следующих периодов (п. 9 Положения):

– подготовительно-заключительного времени для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены продолжительностью 20 мин;
– времени проведения предрейсового медицинского осмотра продолжительностью 5 мин;
– периода управления автомобилем;
– времени присутствия на рабочем месте водителя автомобиля, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс 2 водителей автомобиля;
– времени стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
– периода простоев не по вине водителя автомобиля;
– времени специальных перерывов, предусмотренных графиком работ (сменности) для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах маршрута;
– времени проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
– времени охраны груза и автомобиля во время стоянки на промежуточных и конечных пунктах маршрута при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем автомобиля.

На основании вышеизложенного во исполнение требований норм законодательства о труде наниматель обязан установить режим работы мастеру производственного обучения управлению механическим транспортным средством (водителю), включив в его рабочее время вышеперечисленные периоды.
 
Справочно: к рабочему времени относится также время работы, выполненной по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа, работа в государственные праздники, праздничные и выходные дни) (ст. 110 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).

Оплата за работу в сверхурочное время

В обязанности нанимателя законодательством о труде вменено ведение учета фактически отработанного работниками времени, в т.ч. точного учета сверхурочных работ, выполненных каждым работником (п. 3 ст. 55 и часть четвертая ст. 122 ТК).

Порядок оплаты за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа, работа в государственные праздники, праздничные и выходные дни) определен ст. 69 ТК.
 
Справочно: каждый час работы в сверхурочное время оплачивается: работникам со сдельной оплатой труда – не ниже двойных сдельных расценок; работникам с повременной оплатой труда, а также получающим должностные оклады, – не ниже двойных часовых тарифных ставок (окладов). Работа в государственные праздники, праздничные и выходные дни оплачивается не ниже чем в двойном размере. При этом для работников, получающих месячный оклад, оплата производится в размере не ниже одинарной часовой тарифной ставки (оклада) сверх месячного оклада, если работа производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не ниже двойной часовой тарифной ставки (оклада) сверх месячного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы.
 
За работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни премии начисляются на заработок по одинарным сдельным расценкам или на одинарную тарифную ставку.

По договоренности с нанимателем работнику за работу в сверхурочное время может предоставляться другой день отдыха.
 
Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.