Изменения, внесенные в Закон "О борьбе с коррупцией"

16 августа 2012
3165 просмотров

Изменения и дополнения в Закон № 165-З внесены Законом РБ от 22.12.2011 № 332-З (далее – Закон № 332-З). Они вступили в законную силу 12 апреля 2012 г.

Справочно: коррупция – умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей (ст. 1 Закона № 165-З).

Понятие «коррупция», данное в Законе № 165-З, соответствует положениям таких международных договоров РБ, как:

1) Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999, подписанная Республикой Беларусь в г. Страсбурге (Франция) 23.01.2001 и ратифицированная Законом РБ от 26.05.2003 № 199-З«О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» (далее – Европейская конвенция);

2) Конвенция Организации Объединенных Наций (далее – ООН) против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000, подписанная Республикой Беларусь в г. Палермо (Италия) 14.12.2000 и ратифицированная Законом РБ от 03.05.2003 № 195-З«О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности» (далее – Палермская конвенция);

3) Конвенция ООН против коррупции от 31.10.2003, подписанная Республикой Беларусь в г. Нью-Йорке (США) 28.04.2004 и ратифицированная Законом РБ от 25.11.2004 № 344-З«О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» (далее – Конвенция ООН против коррупции).

Основные изменения

Внесенными в Закон № 165-З изменениями и дополнениями:

– уточнили содержание терминов «государственные должностные лица», «лица, приравненные к государственным должностным лицам»;

– ввели в действие определение термина «конфликт интересов»;

– дополнили перечень мер борьбы с коррупцией;

– предусмотрели гарантии физическим лицам, способствующим выявлению коррупции, а также ввели дополнительные ограничения, устанавливаемые в связи с отнесением отдельных категорий граждан к государственным должностным лицам.

В частности, к государственным должностным лицам дополнительно отнесены:

– сотрудники Следственного комитета РБ, имеющие специальные звания;

– лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности в Вооруженных Силах РБ, других войсках и воинских формированиях, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ и относящиеся в соответствии с законодательными актами к должностным лицам;

– лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и негосударственных организациях, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 %.

Ограничения для государственных должностных лиц в новой редакции

В новой редакции изложена ст. 17 Закона № 165-З, которая устанавливает ограничения для государственных должностных и приравненных к ним лиц. Теперь государственное должностное лицо не вправе:

– заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через доверенных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) оно является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации, а также выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики);

– совершать от имени государственных организаций без согласования с государственными органами (организациями), в подчинении (ведении) которых они находятся (в состав которых они входят), сделки с юридическими лицами, собственниками имущества или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами РБ о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать без такого согласования совершение указанных сделок иным должностным лицам;

– совершать от имени негосударственных организаций, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 %, сделки с юридическими лицами, собственниками имущества или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами РБ о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать совершение таких сделок иным должностным лицам в нарушение порядка, установленного законодательными актами РБ о хозяйственных обществах;

– принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РБ;

– иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами РБ;

– выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания РБ, депутатов местных Советов депутатов).

Также в части третьей ст. 17 Закона № 165-З подробно перечислены государственные должностные лица, которые обязаны в 3-месячный срок после назначения (избрания) их на должность передать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения ими своей службы, имеющиеся у них в собственности доли участия (акции, права) в уставных фондах коммерческих организаций.

Предоставление деклараций о доходах и имуществе

Уточнен перечень лиц, обязанных по закону представлять декларации о доходах и имуществе. Ранее представлять декларации о доходах и имуществе должны были государственные служащие и члены их семей. В соответствии с изменениями эта обязанность стала распространяться еще и на лиц, приравненных к государственным должностным лицам, а также на их супругов и совместно проживающих с ними близких родственников, ведущих общее хозяйство. Подавать декларации также будут обязаны граждане, поступающие на службу в Следственный комитет РБ, военную службу по контракту, службу в органы внутренних дел, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, органы финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ.

Конфликт интересов

Кроме того, Законом № 165-З введен новый термин «конфликт интересов». Конфликт интересов – ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).

В связи с этим Закон № 165-З дополнен новой статьей, которая позволяет урегулировать конфликт интересов.

Так, государственное должностное лицо обязано уведомить в письменной форме своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого оно находится, о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, и вправе в письменной форме заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по службе (работе), вызывающих или могущих вызвать возникновение конфликта интересов. Руководитель может не принять заявленный государственным должностным лицом самоотвод и письменно обязать государственное должностное лицо совершить соответствующие действия по службе (работе). О возникновении или возможности возникновения конфликта интересов и результатах рассмотрения заявленного государственным должностным лицом самоотвода его руководитель информирует руководителя государственного органа, иной организации (часть первая ст. 181 Закона № 165-З).

Руководитель государственного органа, иной организации, которому стало известно о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов, обязан незамедлительно принять меры по его предотвращению или урегулированию (часть вторая ст. 181 Закона № 165-З).

В целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов руководитель государственного органа, иной организации вправе:

– дать государственному должностному лицу письменные рекомендации о принятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;

– отстранить государственное должностное лицо от совершения действий по службе (работе), вызывающих или могущих вызвать у государственного должностного лица конфликт интересов;

– перевести государственное должностное лицо в порядке, установленном законодательством РБ, с должности, исполнение обязанностей по которой вызвало или может вызвать возникновение конфликта интересов, на другую равнозначную должность;

– поручить исполнение прежних должностных обязанностей на новом рабочем месте либо изменить, в т.ч. временно, должностные обязанности государственного должностного лица в порядке, установленном законодательством РБ, в целях предотвращения конфликта интересов или возможности его возникновения;

– принять иные меры, предусмотренные законодательством РБ (часть третья ст. 181 Закона № 165-З).

Дополнительные гарантии для лиц, способствующих выявлению коррупции

Дополнительные гарантии физическим лицам, способствующим выявлению коррупции, заключены в следующем: физическое лицо, сообщившее о факте правонарушения, связанного с коррупцией, или иным образом способствующее выявлению коррупции, находится под защитой государства.

Физическому лицу, способствующему выявлению коррупции, его супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам при наличии достаточных данных, указывающих на то, что в отношении их имеется реальная угроза убийства, применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, осуществления других противоправных действий, гарантируется применение мер по обеспечению безопасности в порядке, установленном законодательством РБ.

Справочно: Закон № 332-З признан соответствующим Конституции РБ решением Конституционного суда РБ от 19.12.2011 № Р-655/2011 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».

Субъекты коррупционных правонарушений

В практической деятельности кадровых служб государственных организаций нередко возникают трудности при определении круга лиц, которые обязаны давать обязательство по соблюдению ограничений, установленных ст. 17 Закона № 165-З.

Так, субъектами правонарушений, создающих условия для коррупции, являются согласно ст. 3 Закона № 165-З:

– государственные должностные лица;

– лица, приравненные к государственным должностным лицам.

Субъектами коррупционных правонарушений являются:

– государственные должностные лица;

– лица, приравненные к государственным должностным лицам;

– иностранные должностные лица;

– лица, осуществляющие подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц.

Перечень лиц, относящихся к государственным должностным лицам, дан в ст. 1 Закона № 165-З. К ним, в частности, относятся: Президент, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, иные государственные служащие, лица, занимающие должности в государственных организациях, Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РБ и относящиеся в соответствии с законодательством РБ к должностным лицам.

Определение термина «должностное лицо» содержится в части четвертой ст. 4 Уголовного кодекса РБ и ст. 1.3 Кодекса РБ об административных правонарушениях, где установлено, что должностными лицами являются в т.ч. лица, которые постоянно или временно либо по специальному полномочию занимают должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные на совершение юридически значимых действий.

Справочно: под должностными лицами понимаются:

1) представители власти, т.е. депутаты Палаты представителей Национального собрания, члены Совета Республики Национального собрания, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе;

2) представители общественности, т.е. лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия;

3) лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РБ должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;

4) должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов.

Под должностными лицами, занимающими ответственное положение, понимаются:

1) Президент, Председатель Палаты представителей и Председатель Совета Республики Национального собрания, Премьер-министр и их заместители;

2) руководители государственных органов, непосредственно подчиненных или подотчетных Президенту, Парламенту, Правительству, и их заместители;

3) руководители местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов и их заместители;

4) судьи;

5) прокуроры областей, города Минска, прокуроры районов (городов), межрайонные и приравненные к ним прокуроры и их заместители;

6) начальники следственных подразделений, органов дознания и их заместители, следователи;

7) руководители органов государственного контроля, внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, таможенных, налоговых органов и их заместители.

Таким образом, работники государственных организаций, которые являются должностными лицами по признакам выполнения организационно-распорядительных (и) или административно-хозяйственных обязанностей, относятся к государственным должностным лицам, а лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, – к лицам, приравненным к государственным должностным лицам.

Если в обязанности работника наряду с совершением юридически значимых действий входит осуществление организационно-распорядительных (и) или административно-хозяйственных функций, он относится к государственным должностным лицам.

В государственных организациях к категории государственных должностных лиц по признаку выполнения организационно-распорядительных обязанностей, относятся руководитель организации, его заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, управлений, отделов, заведующие и т.п.) и их заместители, руководители участков (начальники участков, мастера, прорабы, бригадиры).

Отличительной особенностью этой категории работников является осуществление ими полномочий по руководству деятельностью организации, ее подразделений, отдельных подчиненных им лиц, по организации труда работников, поддержанию трудовой и производственной дисциплины и т.п.

К должностям, предусматривающим выполнение в государственных организациях административно-хозяйственных обязанностей, как правило, относят должности главных бухгалтеров и их заместителей, заведующих хранилищами или складами, ревизоров, контролеров. При этом наличие подчиненных при осуществлении этой категорией работников трудовых функций не обязательно.

Выполнение административно-хозяйственных обязанностей заключается в полномочиях по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, а также организации учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей.


От редакции:

Государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных ст. 17 Закона № 165-З, а также законодательством РБ о государственной службе для государственных служащих (если соответствующая должность государственного должностного лица относится к государственной службе) (далее – антикоррупционное обязательство), и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.


ЭТО ВАЖНО! Антикоррупционное обязательство оформляет в письменной форме кадровая служба соответствующего государственного органа, иной организации. Неподписание данного обязательства влечет за собой отказ в регистрации в качестве кандидата на должность государственного должностного лица, в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение государственного должностного лица от занимаемой должности в порядке, установленном законодательными актами РБ.

Должностные лица кадровой службы соответствующего государственного органа, иной организации за невыполнение возложенных на них должностных обязанностей по оформлению антикоррупционного обязательства либо несвоевременное ознакомление государственных должностных лиц с предъявляемыми к ним требованиями несут дисциплинарную ответственность в порядке, установленном законодательными актами РБ (часть четвертая ст. 16 Закона № 165-З).

Правовые последствия неподписания антикоррупционного обязательства

Неподписание либо нарушение должностным лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, письменных обязательств по выполнению мер по предупреждению коррупции является основанием для прекращения трудовых отношений по п. 5 ст. 47 Трудового кодекса РБ (далее – ТК).

Отметим, что п. 5 ст. 47 ТК предусматривает 2 самостоятельных основания для прекращения трудового договора:

1) неподписание антикоррупционного обязательства.

2) нарушение работником, уполномоченным на выполнение государственных функций, письменных обязательств по выполнению предусмотренных законодательством мер по предупреждению коррупции.

ЭТО ВАЖНО! При увольнении работника по данному основанию в приказе и трудовой книжке работника ссылка в обоих случаях должна ставиться на п. 5 ст. 47 ТК.

Наталья Щербакова, юрист

Если вы заметили ошибку в тексте материала, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Вернуться к ленте

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.