Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Применяем трудовое законодательство правильно

Сложные вопросы в работе кадровой службы встречаются достаточно часто. Связано это главным образом с тем, что на них нет прямого ответа в нормах ТК, а чтобы найти правильный ответ, необходимо изучить несколько нормативных правовых актов.

С поступившими в редакцию журнала вопросами по «горячей» теме «Применяем трудовое законодательство правильно» помог разобраться Жучков Павел Александрович, главный государственный инспектор труда отдела надзора за соблюдением законодательства о труде Минского областного управления Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь.

 

На работу принимается слесарь по изготовлению узлов и деталей санитарно-технических систем, а также технологических трубопроводов.

Можно ли в его рабочей инструкции указать все виды работ?

Надо ли в отношении каждого вида работ оформлять отдельный документ?

 

Документ: Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

 

При приеме на работу необходимо учитывать нормы ст. 19 ТК, в соответствии с которыми в трудовом договоре должны содержаться сведения о трудовой функции работника (работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией). Наименование профессии должно соответствовать Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС).

При этом наименование профессии рабочего устанавливается с учетом поручаемой работнику трудовой функции, поскольку ст. 61 ТК предусматривается, что отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляются в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с ЕТКС.

Что касается поручаемой рабочему трудовой функции, то с учетом норм ст. 19 ТК наниматель вправе поручить рабочему как обязанности по одной профессии, так и обязанности, предусмотренные характеристиками работ двух и более профессий. При этом необходимым условием является наличие у работника квалификации по всем профессиям, по которым он будет выполнять работы.

Как следует из норм ст. 19 ТК, определение трудовой функции рабочего должно оформляться в локальном нормативном правовом акте.

При установлении наименования профессии рабочего следует учитывать

 

Документ: Общие положения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 34 (далее – Общие положения).

 

В соответствии с Общими положениями в случаях, когда рабочий выполняет работу разных профессий, наименование профессии рабочего устанавливается по основной работе с учетом наибольшего удельного веса выполняемых им работ.

Таким образом, в рабочей инструкции рабочего, выполняющего слесарные работы, указываются все виды работ, а наименование его профессии устанавливается по наибольшему удельному весу выполняемых работ.

 

Каковы особенности предоставления трудового отпуска руководителям организаций?

 

Статус руководителя организации неоднозначен. С одной стороны, он выступает в качестве уполномоченного должностного лица нанимателя в трудовых и связанных с ними отношениях с другими работниками (абз. 7 ст. 1 ТК), а с другой – руководитель организации является работником организации, и на него, как на любого работника, распространяются нормы ТК, в т.ч. об отпусках.

Права, обязанности, полномочия и ответственность руководителя организации определяются, в частности, в соответствующих учредительных документах, ТК, трудовом договоре (часть шестая п. 10 постановления № 1 , ст. 253 ТК).

 

Документ: Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее – постановление № 1).

 

В уставе организации целесообразно предусмотреть в т.ч. орган (лицо), к компетенции которого относится разрешение вопросов, связанных с отпуском руководителя организации. Также в уставе (или в локальном нормативном правовом акте) целесообразно предусмотреть порядок согласования предоставления отпуска руководителю организации, так как законодательством не определен особый порядок согласования и предоставления ему отпуска.

Например, рассмотрение вопроса предоставления отпуска руководителю организации может быть отнесено уставом организации к компетенции физического лица – собственника имущества, председателя коллегиального органа управления юридического лица – собственника имущества (председателя общего собрания участников, совета директоров (наблюдательного совета)) и др.

Таким образом, документальное оформление согласования отпуска руководителю организации зависит от того, к компетенции какого органа или лица отнесено разрешение вопросов, связанных с отпуском руководителя организации, а также от процедуры согласования, которая может быть предусмотрена уставом организации или локальным нормативным правовым актом. После согласования руководитель организации издает приказ (распоряжение, записку) об отпуске (ст. 152 ТК), в котором, в частности, указываются: количество календарных дней отпуска, конкретные даты начала и окончания отпуска, период, за который предоставляется отпуск. Основанием для его издания послужит график отпусков и документ, которым согласовано предоставление отпуска руководителю организации.

 

Вправе ли наниматель отказать в приеме на работу в коммерческую организацию прибывшему по распределению выпускнику государственного учреждения образования?

 

Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора с прибывшим на работу по направлению после завершения обучения в государственном учреждении образования (п. 3 части второй ст. 16 ТК).

В случае отказа в приеме на работу наниматель обязан известить выпускника по его требованию о мотивах отказа в письменной форме не позднее 3 дней после обращения.

Из приведенной законодательной нормы следует, что в случае наличия обоснований отказ возможен.

 

Документ: Положение о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821 (далее – постановление № 821).

 

Организации – заказчики кадров, которые не имеют возможности трудоустроить по распределению заявленных ранее выпускников, должны сообщить об этом в учреждение образования не позднее чем за 2 месяца до начала распределения (п. 13 постановления № 821).

В то же время выпускник, получивший свидетельство о направлении на работу, прибывший к месту работы в срок, указанный в свидетельстве о направлении на работу, и получивший отказ нанимателя в приеме на работу в соответствии со свидетельством о направлении на работу, обязан обратиться в учреждение образования за перераспределением, последующим направлением на работу.

Если же у нанимателя имеется возможность трудоустроить приглашенного молодого специалиста, отказ в таком трудоустройстве будет необоснованным.

 

Документ: Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

 

Отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу выпускнику государственного учреждения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, направленному на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, заключенным между учреждением образования и этим нанимателем, а равно отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу иному лицу, заключение трудового договора с которым является обязательным, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (ч. 2 ст. 9.16 КоАП).

 

При внесении записи об увольнении работника по п. 7 ст. 35 ТК (расторжение трудового договора с предварительным испытанием) наниматель в трудовой книжке подробно описал причины, послужившие основанием для признания работника не выдержавшим испытания. В трудовой книжке также записано, что работник уволен по инициативе нанимателя согласно основаниям, предусмотренным в ст. 29 ТК. Необходимо ли было раскрывать обоснование увольнения, чтобы оно было признано законным?

 

Документ: Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 (далее – Инструкция № 40).

 

При прекращении трудового договора (контракта) по основаниям, предусмотренным частью второй ст. 35 ТК, за исключением случаев расторжения (прекращения) трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя и по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в трудовую книжку вносится запись об увольнении работника со ссылкой на соответствующий пункт части второй указанной статьи (п. 37 Инструкции № 40).

Пункт 7 части второй ст. 35 ТК содержит такое основание прекращения трудового договора, как расторжение трудового договора с предварительным испытанием.

С учетом изложенного при увольнении работника в связи с расторжением трудового договора с предварительным испытанием в трудовой книжке указывается соответствующее основание увольнения и делается ссылка на п. 7 части второй ст. 35 ТК. В трудовой книжке работника не должно отражаться, по чьей инициативе расторгнут трудовой договор с предварительным испытанием. Такую запись в трудовой книжке можно признать не соответствующей требованиям законодательства о труде. В данной ситуации работник вправе обратиться к нанимателю с просьбой о внесении изменения в запись трудовой книжки об увольнении.

 

В коммерческой организации работник владеет несколькими профессиями. Вправе ли наниматель требовать от него выполнения другой работы при наличии у работника документов, подтверждающих право на выполнение такой работы?

 

Наличие у работника документов, подтверждающих возможность работать по нескольким профессиям (специальностям), не дает нанимателю права требовать от него выполнения работы, отличающейся от определенной в трудовом договоре, так как такое решение нанимателя по отношению к работнику будет являться его переводом на другую работу.

Законодательством о труде, в частности ст. 30 ТК, установлено, что переводом признается поручение нанимателем работнику работы по другой профессии, специальности, квалификации, должности (за исключением изменения в соответствии с законодательством наименования профессии, должности) по сравнению с обусловленными в трудовом договоре. При этом перевод допускается только с письменного согласия работника, за исключением некоторых определенных законодательством случаев. Запрещается перевод работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

При переводе на другую работу у того же нанимателя с работником заключается трудовой договор в установленном порядке.

ЭТО ВАЖНО! Условием трудового договора может быть работа не только по одной, но и по нескольким профессиям, специальностям, должностям определенной квалификации, что предусмотрено частью второй ст. 19 ТК.

В соответствии с Общими положениями наименование профессии рабочего должно устанавливаться в строгом соответствии с ЕТКС с учетом фактически выполняемой работы.

Слесарю установлена сдельно-премиальная форма оплаты труда на условиях заключенного контракта.

Как оплатить время нахождения слесаря на ежегодном медицинском осмотре, внутрисменном обучении и т.д., если такие мероприятия не занимают полную рабочую смену?

Можно ли в контракте с работником-сдельщиком установить повременную оплату?

 

Оплата в рассматриваемой ситуации производится за время нахождения работника на медицинском осмотре и за время внутрисменного обучения. Возможность установления в контракте с рабочим со сдельной оплатой труда повременной оплаты неотработанного времени законодательством не предусмотрена.

Обязательному учету подлежит фактическое рабочее время, которое состоит из отработанного и неотработанного времени, включаемого в соответствии с законодательством в рабочее время (ст. 133 ТК).

За время нахождения в государственных организациях здравоохранения на медицинском осмотре или медицинском обследовании в рабочее время за работниками, обязанными проходить такие осмотры или обследования, сохраняется средний заработок по месту работы (ст. 103 ТК).

Время обучения рабочего является неотработанным и оплачиваемым рабочим временем.

 

Документ: Положение о гарантиях работникам, направляемым нанимателем на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.01.2008 № 101 (далее – Положение № 101).

ЭТО ВАЖНО! Это обусловлено тем, что в соответствии с Положением № 101 за работниками, направленными нанимателем на переподготовку, повышение квалификации и стажировку в очной (дневной) форме обучения, на весь период прохождения ими обучения сохраняется средняя заработная плата по месту работы.

Поскольку гарантии в сфере оплаты труда при прохождении медицинских осмотров и при профессиональном обучении установлены законодательством в виде сохранения среднего заработка, не допускается предусматривать в условиях трудового договора (контракта) иные виды оплаты (например, введение повременной оплаты рабочим, которым установлена сдельная оплата труда).

 

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Что делать с контрактами, если больше не ведете личные дела работников?