18 сентябрь 2010
Страница № 7

Привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы

Анна Поклад, юрист

В условиях развития мировой экономики и высоких технологий для внедрения практики зарубежных стран наше государство заинтересовано в привлечении на работу иностранных граждан (с учетом анализа положения на внутреннем рынке труда). Однако приоритетное право на замещение вакантных мест на предприятиях остается за белорусскими гражданами.

Лицензирование привлечения иностранной рабочей силы отменено

1 сентября 2010 г. Президент Республики Беларусь подписал Указ № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Указ № 450), которым из списка лицензируемых видов деятельности исключено, в частности, лицензиро-вание такого вида деятельности, как привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы.

Указ № 450 вступает в силу с 1 января 2011 г.

Как это будет теперь?

Субъекты хозяйствования согласно Указу № 450 вправе не продлевать в период со дня официально-го опубликования Указа № 450 до его вступления в силу срок действия специальных разрешений (ли-цензий) на осуществление видов деятельности либо специальных разрешений (лицензий), включающих только те составляющие виды деятельности, работы и (или) услуги, лицензирование которых отменяется в соответствии с Указом № 450.

Привлечение иностранной рабочей силы впервые

Тем субъектам хозяйствования, которые впер-вые решили привлекать иностранную рабочую силу в Республику Беларусь, необходимо лицен-зировать данный вид деятельности до 1 января 2011 г.

Правовое регулирование привлечения иностранной рабочей силы

В настоящий момент привлечение иностран-ной рабочей силы регулируется следующими нор-мативными правовыми актами:

–  Декретом Президента РБ от 14.07.2003№17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Декрет № 17);

– Положением о лицензировании деятельно-сти, связанной с привлечением в Республику Бе-ларусь иностранной рабочей силы и трудоустрой-ством граждан Республики Беларусь за границей, утвержденным постановлением Совета Минист-ров РБ от 17.10.2003 № 1335 (далее – Положение № 1335);

– Законом РБ от 17.06.1998 № 169-З «О внеш-ней трудовой миграции» (далее – Закон);

– Инструкцией о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства специальных разрешений на право занятия трудовой деятельно-стью в Республике Беларусь, утвержденной поста-новлением МВД РБ от 23.11.2004 № 264 (далее – Инструкция № 264).

Основные этапы привлечения иностранной рабочей силы

Порядок привлечения иностранных граждан для осуществления ими трудовой деятельности в Республике Беларусь можно разделить условно на 3 основных этапа:

получение лицензии на осуществление дея-тельности, связанной с привлечением в Республи-ку Беларусь иностранной рабочей силы;

получение иностранными гражданами специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь;

прием иностранного гражданина на работу

заключение трудового договора (контракта).

Получаем лицензию

Порядок получения лицензии на осуществле-ние деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, регулируется Положением № 1335 и Декретом № 17.

Соискателями лицензии на осуществление деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, мо-гут являться юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, а также иностранные юридические лица, полностью или частично осуществляющие свою деятельность на территории Республики Беларусь. Исключение составляют иностранные юридические лица, командирующие в Республику Беларусь своих работников для проведения монтажа (шефмонтажа) поставляемого ими оборудования.

Для получения лицензии соискателю либо его уполномоченному представителю необходимо обратиться в Министерство внутренних дел Рес-публики Беларусь и представить следующие до-кументы:

– заявление установленного образца (прило-жение 1 к Положению № 1335);

– копии учредительных документов юридиче-ского лица, документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, без нотариального засвидетельствования;

– документ об уплате государственной пошли-ны за выдачу лицензии;

– легализованную выписку из торгового реес-тра страны, где иностранная организация учреждена, или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации соответствии с законодаельством страны его учреждения;

– проект трудового договора (контракта) с иностранцем, заверенный подписью руководителя и печатью.

Представленные документы принимаются по описи, копия которой вручается соискателю ли-цензии либо его уполномоченному представителю с отметкой о дате приема документов.

Министерство внутренних дел Республики Беларусь в установленном порядке запрашивает заключение подразделения по гражданству и миграции главного управления внутренних дел Минского горисполкома, управлений внутренних дел облисполкомов о возможности выдачи лицензии на осуществление деятельности, связанной с при-влечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы.

Особенности оформления документов

При оформлении заявления на получение лицензии в графе «Обоснование необходимости привлечения иностранной рабочей силы» автор рекомендует данное обоснование представить от-дельно с приложением документов.

В письме-обосновании нужно подробно описать необходимость найма иностранных работ-ников, связанную, например, с требованием квалифицированных работников с определенными знаниями технологического процесса, которые отсутствуют на рынке труда Республики Беларусь. При этом рекомендуем предварительно направить письмо-сообщение в территориальный отдел занятости населения о наличии вакантных мест и конкретных требованиях к кандидатам. Данное обстоятельство можно также отразить в обосно-вании.

Заявление с приложением необходимых документов для получения лицензии должно быть рас-смотрено в месячный срок со дня его подачи.

Обязанности субъекта хозяйствования, имеющего лицензию

Субъект хозяйствования, имеющий лицензию, принимает на себя следующие обязанности:

– привлекать на работу иностранцев, получивших специальные разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, в порядке, установленном законодательством;

– в месячный срок со дня заключения на основании лицензии трудовых договоров (контрактов)

трудящимися-мигрантами зарегистрировать их в подразделении по гражданству и миграции;

– после заключения трудового договора (контракта) с иностранцем представлять в установ-ленном порядке в подразделение по гражданству и миграции по месту нахождения юридического лица и индивидуального предпринимателя стати-стическую отчетность по форме согласно приложению 5 к Положению № 1335;

– обеспечивать соответствующие государст-венные органы и трудящихся-мигрантов, принимаемых на работу по трудовому договору (конт-ракту), объективной информацией о характере работы, об оплате и охране труда, условиях прожи-вания, о социальном и медицинском обеспечении, проезде трудящихся-мигрантов и членов их семей к месту трудовой деятельности и возвращении в государство выезда;

– другие обязанности, вытекающие из действующего законодательства Республики Беларусь и международных договоров.

Получение иностранными гражданами специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь

Получение иностранными гражданами специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь регулируется Инструкцией № 264.

Специальное разрешение – это документ, под-тверждающий право иностранца на временное осуществление трудовой деятельности на терри-тории Республики Беларусь. Оно является основа-нием для получения иностранцем визы с правом работы по найму.

Субъект хозяйствования, имеющий лицензию на осуществление деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, в подразделение по гражданству и миграции представляет:

– заявление установленного образца о выдаче иностранцу (трудящемуся-мигранту) специального разрешения;

– ксерокопию национального паспорта иностранца или документа, его заменяющего (ФИО, паспортные данные необходимо перевести и нотариально удостоверить);

– документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за получение специального разрешения.

Решение о выдаче либо об отказе в выдаче специального разрешения принимается подразделением по гражданству и миграции в течение 15 календарных дней со дня подачи документов.

Специальное разрешение, выданное на основании лицензии на осуществление деятель-ности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, выдается сроком на 1 год.           

Срок действия специального разрешения мо-жет быть продлен подразделением по гражданству и миграции на 1 год. Продление срока действия специального разрешения производится в поряд-ке, предусмотренном для получения специального разрешения.

Оформляем трудовые отношения с россиянами

Для оформления трудовых правоотношений с гражданами Российской Федерации получение лицензии и специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь не требуется.

Данное положение следует из решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», постанов-ления Совета Министров РБ от 10.12.1993 № 832 «О мерах по регулированию внешней трудовой миграции».

Особенности приема на работу иностранного гражданина

Прием иностранного гражданина на работу осуществляется в общем порядке, предусмотрен-ном белорусским законодательством, но имеет свои особенности, которые отражены в Законе.

Во-первых, трудовой договор (контракт) заключается на родном или понятном для трудящегося-мигранта языке. При этом срок трудового договора (контракта) должен соответствовать сроку специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, выданного иностран-цу, т.е. не более и не менее.

Во-вторых, трудовой договор (контракт) дол-жен содержать следующие обязательные условия (ст. 10 Закона):

– срок действия, характер и место работы, условия труда и его оплата, в т.ч. за работу в ноч-ное, сверхурочное время, выходные и празднич-ные дни;

– размер премий, надбавок и удержаний из за-работной платы;

– права, обязанности, ответственность сторон, порядок и условиях расторжения или продления трудового договора;

– организация переезда, питания, прожива-ния, медицинского обслуживания трудящегося-мигранта и членов его семьи (важно определить, кто из сторон будет компенсировать данные затраты);

– порядок и условия социального страхования трудящегося-мигранта;

– порядок возмещения вреда, причиненного здоровью трудящегося-мигранта в процессе переезда трудящегося-мигранта и членов его семьи.

В-третьих, наниматель обязан в месячный срок зарегистрировать заключенный трудовой договор (контракт) в подразделении по гражданству и ми-грации (часть вторая ст. 10 Закона, абз. 3 п. 13 Положения № 1335, п. 12 Инструкции № 264).

Рекомендательные условия трудового договора

Основываясь на Законе, можно также выделить и рекомендательные условия, которые могут быть отражены в трудовом договоре (контракте):

– возможность въезда в Республику Беларусь членов семьи трудящегося-мигранта совместно с ним или возможность присоединиться к нему в период трудовой деятельности (ст. 6 Закона);

– компенсация за вред, причиненный здоро-вью трудящегося-мигранта вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, связанного с испол-нением трудовых обязанностей, а вследствие наступления смерти потерпевшего – компенсация его родственникам. При этом нужно учитывать, что в случае смерти работника наниматель обес-печивает перевозку тела и личных вещей умершего на территорию государства выезда и несет все связанные с этим затраты. Наниматель информирует об этом дипломатическое представительство или консульское учреждение государства выезда с представлением материалов по факту смерти работника (ст. 16 Закона).

Важно знать!

В случае расторжения трудового договора (контракта) по вине трудящегося-мигранта в соответствии с законодательством Республики Беларусь расходы на его возвращение в государство выезда оплачиваются за счет его личных средств (ст. 14 Закона).

При досрочном расторжении трудового договора по вине нанимателя расходы на возвращение трудящегося-мигранта в государство выезда несет наниматель.

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.