12 июнь 2010
Страница № 4

Анализ изменений, касающихся порядка определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей

Алексей Пархимович, ведущий экономист по труду

1 июня 2010 г. вступила в действие Инструкция о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей (далее – Инструкция, новая Инструкция), утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 26.04.2010 № 60 (далее – постановление № 60). Данным постановлением признаны утратившими силу нормы некоторых постановлений Министерства труда и социальной защиты РБ и их отдельных положений.

Какие же изменения произошли в порядке формирования тарифных ставок и окладов работников отраслей экономики Республики Беларусь после вступления в действие новой Инструкции?

Давайте разбираться вместе.

Но сначала приведем нормы, регулировавшие тарификацию работников и порядок формирования тарифных ставок и окладов и утратившие силу с 1 июня 2010 г. в связи со вступлением в силу постановления № 60.

Отмена указанных в табл. 1 норм законодательства носит чисто технический характер.

Основным нововведением, выступающим в качестве главного признака либерализаиионной направленности постановления № 60, являются нормы части второй п. 2 Инструкции

В частности, в п. 2 Инструкции определено, что Инструкция применяется:

-государственными коммерческими организациями и коммер­ческими организациями, в уставном фонде которых доля собст­венности государства составляет 50 % и более, за исключением коммерческих организаций с иностранными инвестициями, для тарификации профессий (должностей) работников и определения их тарифных ставок и должностных окладов;

-коммерческими организациями с иностранными инвестиция­ми, коммерческими организациями, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50 %, и инди­видуальными предпринимателями для тарификации профессий (должностей) работников в соответствии с локальными нормативными правовыми актами.

При этом тарифные коэффициенты по профессиям (должностям) устанавливаются не ниже тарифных коэффициентов, указанных для соответствующих категорий работ­ников в приложениях 1, 2 и 3 к Инструкции.

Значит ли это, что наниматели организаций, перечисленных во второй части п. 2 Инструкции, обязаны применять нормы Инструк­ции в рамках норм, прелусмотренных локальными нормативными правовыми актами (лалее - АНПА) (т.е. с учетом таких нюансов, как своя разработанная тарифная сетка лля работников органи­зации, в которой коэффициенты по разрялам булут выше анало­гичных, прелусмотренных в приложении 1 к новой Инструкции), или есть прелпосылка говорить о том, что лля указанных в части второй п. 2 Инструкции организаций применение норм Инструк­ции необязательно (т.е. наниматель имеет право разработать в ор­ганизации свою, совершенно отличаюшуюся от прелусмотренной Инструкцией, метолику, а также порялок тарификации работника и опрелеления тарифных ставок и лолжностных оклалов работ­ников)?

Очевидно, что данная норма дает право руководителям ком­мерческих организаций с иностранными инвестициями, коммер­ческих организаций, в уставном фонде которых доля собственно­сти государства составляет менее 50 %, и индивидуальным пред­принимателям для тарификации профессий (должностей) работни­ков использовать свою методику тарификации, предусмотренную в ЛНПА. Но это не значит, что соблюдение Единой тарифной сетки (далее - ЕТС) необязательно.

Несмотря на то что п. 2 Инструкции предусмотрено право ру­ководителей перечисленных выше субъектов хозяйствования на установление тарифных коэффициентов по профессиям (должно­стям) не ниже тарифных коэффициентов, указанных для соответ­ствующих категорий работников в приложениях 1,2 и 3 к Инструк­ции, изменять нормами ЛНПА предусмотренные в приложении 1 к Инструкции значения коэффициентов по разрядам руководитель не имеет права.

На это также указывает п. 1 Декрета Президента РБ от 18.07.2002 № 17 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников». По нормам этого пункта оплата труда работни­ков, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нани­мателем, в зависимости от сложности и условий труда таких работ­ников, их квалификации на основе ЕТС.

Зачастую специалистами организаций, в обязанности которых входит тарификация работников в зависимости от их квалифика­ции и сложности выполняемой ими (работниками) работы, прило­жение 1 к Инструкции рассматривается как сама Единая тарифная сетка работников отраслей экономики РБ, хотя на самом деле это не что иное, как распределение работников коммерческих органи­заций и индивидуальных предпринимателей по тарифным разря­дам ЕТС и не более того.

Сама  же  ЕТС  утверждена  постановлением  Минтруда  РБ  от 23.03.2001 № 21 и имеет следующий вид:

Другими словами, в определении порядка тарификации работ­ников и методики установления тарифных ставок и окладов руково­дитель организации обязан в строгом соответствии с ЕТС соблюдать применение тарифных коэффициентов по присвоенным работни­кам разрядам.

Однако в АН ПА наниматель имеет право разработать такую мо­дель, при которой разряды аналогичным специалистам будут выше предусмотренных диапазоном разрядов в приложении 1 к Инст­рукции.

Более того, наниматель может изменить условия тарификации, существенно отличающиеся от предусмотренной модели тарифика­ции в Инструкции. Таким образом, нанимателю дано право преду­смотреть в ЛНПА по категориям работников оклады или диапазоны окладов, которые будут использоваться в организации для расчета заработной платы работников организации.

Пример

В организации разработан свой вариант распределения работ­ников организации по тарифным разрядам ЕТС, в котором коэф­фициенты по разрядам сохраняются те же, что предусмотрены в приложении 1 к Инструкции, но разряды по категориям работни­ков (кроме рабочих, так как они тарифицируются в зависимости от уровня сложности работ) установлены выше предусмотренных диапазоном разрядов по приложению 1 к Инструкции.

При этом по каждой категории работников наниматель уста­навливает диапазон окладов без пояснений и отображения алго­ритма их формирования (например, распределение работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимате­лей по тарифным разрядам ЕТС (приложение 1)). В то же время в ЛНПА, касающихся вопросов оплаты труда работников, опреде­ляется диапазон окладов по каждой категории или должности ра­ботников, предусмотренных в таблице распределения работников организации по разрядам ЕТС, или устанавливается диапазон ок­ладов сразу в таблице распределения работников организации по 4J разрядам ЕТС (приложение 2).

Итак, для коммерческих организаций с иностранными инвести­циями, коммерческих организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50 %, и индивидуаль­ных предпринимателей исключена необходимость дифференциро­вания конечных размеров окладов работников в строгом соответ­ствии с нормами Инструкции путем использования инструментов, предусмотренных Инструкцией (например, повышение в размере до 300 % по нормам п. 5 Инструкции).

Порядок формирования тарифных ставок (окладов), размер диапазонов тарифных ставок, окладов и т.л. должны быть предусмотрены в ЛНПА

Обращаем внимание, что из п. 6 Инструкции, который яв­ляется «преемником» п. 8 Инструкции № 123, исключен абзац, определяющий порядок исчисления надбавок, доплат, премий и иных выплат, предусмотренных законодательством, исходя из тарифных ставок рабочих и окладов служащих, рассчитанных в порядке, предусмотренном п. 8 Инструкции № 123.

Приведем текст исключенного абзаца: «Надбавки, доплаты, премии и иные выплаты, предусмотренные законодательством, исчисляются ис­ходя из тарифных ставок рабочих и должностных окладов слу­жащих, рассчитанных в порядке, предусмотренном настоящим пунктом».

Говорит ли исключение ланного абзаца о том, что с 1 июня 2010 г. наниматель может устанавливать вышеперечисленные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера по своему усмотре­нию исхоля из суммы заработка работника, опрелеленного ЛНПА, принятой за базу лля расчета таких выплат?

По мнению автора, эта норма упразднена с целью устранения противоречий в законодательных актах, связанных с предоставлен­ным нанимателю правом самостоятельно определять порядок уста­новления выплат стимулирующего и компенсирующего характера и методики их расчета (кроме тех выплат, нормами законодательства по которым предусмотрен четкий порядок).

 Однако исключение данной нормы не меняет установленный в организации порядок расчета таких выплат. Он, как и раньше, опре­деляется нанимателем самостоятельно и отражается в ЛНПА (ст. 63 Трудового кодекса РБ).

В законодательстве существует достаточное количество норм, напрямую или косвенно указывающих на адекватность применения различного рода надбавок и доплат, установленных нанимателем дополнительно к основаниям, предусмотренным трудовым законо­дательством Республики Беларусь, к тарифным ставкам и окладам работников*.

Например, исходя из условия что в организации установлены диапазоны окладов по категориям работников и присвоенным раз­рядам, выплаты стимулирующего и компенсирующего характера бу­дут рассчитываться от установленного работнику оклада.

Обращаем внимание, что п. 9 Инструкции - это фактически обобщенные нормы, которые ранее частично были предусмотрены в п. 14 Инструкции № 123, и заключавшиеся в том, что тарифика­ция отдельных должностей руководителей структурных подразделе­ний и специалистов, которая не определяется согласно приложению 1 к Инструкции, устанавливается в соответствии с приложением 4 к Инструкции.

В новой Инструкции нет приложения, адекватного приложению 4 к Инструкции № 123. Учитывая, что не все должности руководи­телей были охвачены этим приложением, появилась необходимость более полного отображения этой нормы в новой Инструкции.

Пункт 9 новой Инструкции определяет, что тарификация должностей специалистов и руководителей структурных под­разделений, в т.ч. производственных, организаций транспорта, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, горнодобывающей промышленности и других видов деятельности,! должности которых не предусмотрены в приложении 1 к Инст-1 рукции, осуществляется нанимателем самостоятельно в порядке,! определяемом коллективным договором, соглашением или иным ЛНПА, в пределах диапазонов тарифных разрядов по строкам и уровням управления.

‘ Например, нормы Декрета Президента РБ от 23.01.2009 № 2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики», определяющие, что общая сумма средств, направляемых на выплату премий за производственные результаты и надбавок всех видов, выплачиваемых работникам организаций отраслей экономики независимо от форм собственности, кроме финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, и относимых на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг), включается в затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании, в пределах 80 % (по подп. 1.2. п. 1 данного Декрета - в пределах 100 %) суммы заработной платы, исчисленной по сдельным расценкам, а также тарифным ставкам и должностным окладам с учетом их повышений.

Давайте остановимся на еще одном нововведении.

В п. 12 Инструкции («преемник» норм п. 15 Инструкции № 123) отсут­ствует следующий абзац: «Должность начальника производства может вводиться при наличии в структуре соответствующего производства двух и более производственных подразделений (цехов, участков), объединенных законченным циклом выпуска продукции».

Значит ли это, что ввеление лолжности начальника произволст- ва после 1 июня 2010 г. не регламентируется и наниматель может вволить ее независимо от структуры производства?

По мнению автора, отсутствие в новой Инструкции нормы, регулирующей условия введения должности начальника произ­водства, позволяет нанимателю вводить эту должность независи­мо от наличия в структуре производства участков и цехов. При этом введение должности начальника производства возможно только при наличии самого производства в организации, так как последним абзацем п. 12 Инструкции предусмотрено, что ре­шение о целесообразности введения должностей руководителей производственных структурных подразделений (мастер, началь­ник участка, цеха, производства и др.) принимается нанимателем самостоятельно исходя из специфики производственной деятель­ности организации.

В новой Инструкции полностью отсутствуют нормы, определен­ные ранее в п. 20 Инструкции № 123, являвшиеся своеобразным гарантом правильности применяемых к работникам разрядов и заключавшиеся в следующем: если тарифный разряд руководителя организации окажется равным или ниже тарифных разрядов руково­дителей структурных подразделений, структура управления и штаты по решению нанимателя могут быть пересмотрены и излишние зве­нья управления упразднены. При этом в случае необходимости со­хранения структуры управления тарификация руководителей структурных подразделений устанавливается не выше тарифного разряда руководителя организации.

Означает ли это, что после 1 июня 2010 г. разрял руководителя структурного полразлеления или иного руковолителя ниже уровня лиректора по управляемости в структуре организации мо­жет быть выше разряла, установленного лиректору в соответст­вии с нормами п. 15 новой Инструкции, при том, что сама норма, регулирующая порялок опрелеления разряла лиректору, не изме­нилась?

Отсутствие данной нормы в новой Инструкции допускает ва­риант тарификации, при котором, например, разряд руководителя структурного подразделения может быть выше разряда директора (если данное допустимо нормами ЛИПА). Пересмотр структуры управления и штатов, упразднение излишних звеньев управления и установление тарификации руководителей структурных подразде­лений не выше тарифного разряда руководителя организации (при необходимости сохранения структуры управления) может не осуще­ствляться.

Обратите, пожалуйста, внимание на изменения, которые необ­ходимо знать и помнить:

- в п. 18 новой Инструкции («преемник» п. 22 Инструк­ции № 123) изменен диапазон разрядов, в рамках которого можно та­рифицировать помощника руководителя: «на 1-4 разряда ниже за­местителя руководителя организации» взамен «на 1-2 разряда ниже заместителя руководителя организации» в старой Инструкции;

-диапазоны разрядов, начиная с номера строки 5.1 до номера строки 5.2 и от уровня управления 1.6 до уровня управления 5.14 (другими словами, всем, кто в таблице распределения работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей по тарифным разрядам ЕТС находится ниже строки 5.1), увеличены на один разряд:

ведущие специалисты - от 13-го до 16-го;

главные специалисты (в структурном подразделении) - от 15-го до 18-го;

начальник бюро, сектора, группы - от 15-го до 18-го;

начальник отдела - от 16-го до 19-го;

начальник управления - от 17-го до 20-го;

главный специалист (руководитель структурного подразде­ления) - от 1 5-го до 20-го;

мастер - от 12-го до 15-го;

старший мастер - от 13-годо 16-го;

начальник участка, смены - от 14-го до 17-го;

начальник цеха - от 16-го до 19-го;

начальник производства - от 18-го до 21-го.

- в приложении 2 к новой Инструкции «Кратные размеры тариф­ной ставки первого разряда для расчета тарифных ставок рабочих, не тарифицируемых по разрядам» («преемник» приложения 4 к Инструкции № 123), в приложении 3 к новой Инструкции «Тарифные разряды и тарифные коэффициенты руководителей организаций» («преемник» приложения 5 к Инструкции № 123) и в приложении 4 к новой Инструкции «Коэффициенты повышения по технологиче­ским видам работ, производствам, видам экономической деятельно­сти и отраслям» («преемник» приложения 2 к Инструкции № 123) никаких изменений не произошло.

В заключение отметим, что п. 2 Инструкции определил следую­щее. Применение норм Инструкции для государственных коммерче­ских организаций и коммерческих организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет 50 % и более (за исключением коммерческих организаций с иностранными инве­стициями), для тарификации профессий (должностей) работников и определения их тарифных ставок и должностных окладов обяза­тельно.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями, коммерческие организации, в уставном фонде которых доля соб­ственности государства составляет менее 50 %, и индивидуальные предприниматели для тарификации профессий (должностей) работ­ников применяют Инструкцию по своему усмотрению и в соответ­ствии с ЛИПА.

Основное условие, которое должны соблюдать коммерческие организации с иностранными инвестициями, коммерческие орга­низации, в уставном фонде которых доля собственности государ­ства составляет менее 50 %, и индивидуальные предприниматели, заключается в том, что тарифные коэффициенты по профессиям (должностям) должны быть установлены не ниже тарифных коэф­фициентов, указанных для соответствующих категорий работников в приложениях 1, 2 и 3 к Инструкции.