22 ноябрь 2010
Страница № 39

Безопасность и охрана труда в организации

Ольга Бобкова, прокурор отдела по надзору за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам прокуратуры Минской области

2 вида расследования несчастного случая на производстве

Порядок расследования произошедшего несчастного случая на производстве можно разделить на 2 вида в зависимости от наступивших последствий: общий порядок (при несчастном случае с легким исходом) и специальный (при групповом несчастном случае, а также несчастных случаях с тяжелым и смертельным исходом).

Кто расследует?

Расследование  несчастного  случая  на  производстве  (кроме  группового,  со  смертельным  или тяжелым исходом) проводится комиссией организации в составе:

–  уполномоченного  должностного  лица  организации;

– уполномоченного представителя профсоюза (иного представительного органа работников);

–  специалиста  по  охране  труда  или  другого специалиста, на которого возложены эти обязанности (заместителя руководителя организации, ответственного за организацию охраны труда).

При необходимости для участия в расследовании привлекаются соответствующие специалисты иных организаций.

В расследовании несчастных случаев на про-изводстве имеют право (по их требованию) при-нимать участие страховщик и потерпевший (или лицо, представляющее его интересы). Они могут знакомиться с документами расследования, получать их копии.

Несчастный случай с работником, направленным в другую организацию

Несчастный случай с работником, направлен-ным нанимателем, страхователем для выполнения его задания либо для исполнения трудовых обязанностей в другую организацию, расследуется организацией, в которой произошел несчастный случай, с участием уполномоченного представителя нанимателя, страхователя, направившего работника, и профсоюза (иного представительного органа работников).

В этом случае наниматель потерпевшего утверждает акт формы Н-1 или НП и учитывает данный несчастный случай.

Если несчастный случай произошел с работником, временно переведенным на работу к другому нанимателю либо выполнявшим работу по совмес-тительству, то данный несчастный случай расследуется и учитывается нанимателем, у которого он произошел. При выполнении работником работы на выделенном участке другой организации под руководством уполномоченного должностного лица нанимателя произошедший с работником несчастный случай расследуется и учитывается нанимателем работника.

Определение различных организаций, предприятий и органов, задействованных при расследовании и учете несчастных случаев с военнослужащими Вооруженных Сил, лицами, содержащимися в ОУИС, ЛТП, с обучающимися или воспитанника-ми учреждений образования, проходящими практику или выполняющими работу под руководством уполномоченного должностного лица организации и др., регламентировано пп. 32–39 Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 15.01.2004 № 30 (далее – Правила).

Расследование групповых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным или тяжелым исходом (специальное расследование)

Расследование групповых несчастных случаев (произошедших одновременно с 2 и более ли-цами независимо от тяжести полученных травм), несчастных случаев со смертельным или тяжелым исходом (далее – специальное расследование) проводит государственный инспектор труда с участием уполномоченных представителей организа-ции, нанимателя, страхователя, профсоюза (иного представительного органа работников), вышестоя-щей организации (местного исполнительного и распорядительного органа), а также страховщика потерпевшего или лица, представляющего его интересы (по их требованию).

Неучастие или несвоевременное участие в специальном расследовании несчастного случая указанных уполномоченных представителей и других лиц не является основанием для изменения сроков его проведения.

Специальное расследование несчастного случая, произошедшего на объекте, поднадзорном уполномоченному органу надзора, проводится представителем органа государственного специа-лизированного надзора и контроля совместно с государственным инспектором труда с участием вышеуказанных лиц.

Если при несчастном случае на производстве погибли 2–4 человека, специальное расследова-ние проводится главным государственным инспектором труда области или города (на объекте, поднадзорном уполномоченному органу надзора, – соответствующим руководителем указанного органа и главным государственным инспектором труда области или города) с участием ранее указанных лиц.

Специальное же расследование несчастного случая, при котором погибли 5 и более человек (если по нему не было решения Правительства РБ), проводится главным государственным инспек-тором труда РБ (на объекте, поднадзорном уполно-моченному органу надзора, – руководителем указанного органа и главным государственным инспектором труда РБ) с участием руководителей соответствующих республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ, вышестоящей организации, местных исполнительных и распорядительных органов и других упоминаемых лиц.

Несчастные случаи на производстве с главами членами крестьянских (фермерских) хозяйств расследуются и учитываются местными исполнительными и распорядительными органами, у которых зарегистрированы указанные хозяйства.

Лица, участвующие в расследовании несчаст-ных случаев на производстве и профессиональ-ных заболеваний, имеют право излагать свое мне-ние при несогласии с результатами расследования. Оно оформляется в письменном виде и прилагает-ся к документам расследования.

Этапы расследования несчастного случая на производстве

Уполномоченные должностные лица при расследовании несчастного случая на производстве обязаны для установления действительных обстоятельства произошедшего несчастного случая, а также виновных в этом лиц выполнять ряд действий.

Этап 1. Обследуем состояние условий и ох-раны труда на месте происшествия несчастного случая.

При обследовании места, где произошел несчастный случай, учитывается то, что к началу расследования обстановка произошедшего несчастного случая может быть изменена в связи с ока-занием потерпевшему на месте первой помощи, принятием мер по ликвидации последствий ава-рии и обеспечению охраны труда других работаю-щих. Подчас она преднамеренно не сохраняется, а то и искажается, поэтому прежде всего следу-ет уточнить у потерпевшего (если это возможно), свидетелей происшествия, других работающих об-стоятельства несчастного случая и то, что изменилось в обстановке места происшествия.

Тщательному осмотру подлежат:

– рабочее место, машины, механизмы, оборудование, транспортные средства, на которых произошел несчастный случай, инструменты, приспособления и инвентарь, которыми пользовался потерпевший;

– часть постройки, сооружения, машины, а также материал, инструмент, деталь, приспособле-ние, которыми была нанесена травма;

– средства индивидуальной защиты, которыми пользовался потерпевший, с целью установления их исправности и пригодности к условиям выполняемой работы;

– защитные ограждения, блокировки, тормозные, сигнализирующие и другие защитные средства;

– в целом подразделение с целью определения состояния условий труда, технического и санитарно-гигиенического состояния рабочих мест, ма-шин, оборудования, а также уровня организации работы по охране труда.

Этап 2. При необходимости организуем

фотографирование места происшествия несчастного случая, поврежденного объекта, составление схем, эскизов, проведение технических расчетов, лабораторных исследований, испытаний, экспертиз и других мероприятий.

Этап 3. Берем объяснения, опрашиваем потерпевших (при возможности), свидетелей, долж-ностных и иных лиц.

Лица, участвующие в расследовании несчастного случая, проводят опрос потерпевшего, сви-детелей, руководителя работ, других должностных лиц. При опросе указанных лиц нужно проявлять максимум выдержки, такта и терпения.

Следует иметь в виду, что наиболее полные и точные сведения может дать сам потерпевший. Поэтому, если позволяет состояние его здоровья, он опрашивается в первую очередь и, если воз-можно, на месте происшествия.

Опрашивая потерпевшего, необходимо попро-сить его как можно подробнее рассказать об обстоятельствах несчастного случая, какую операцию и как он выполнял, какими средствами индивидуальной защиты пользовался, в каком положении он находился по отношению к машине, станку, были ли им замечены какие-либо отклонения от нормально-го хода производственного процесса, как он себя чувствовал перед несчастным случаем, насколько полно и качественно был проведен инструктаж по охране труда и т.п. В силу целого ряда обстоятельств рассказ потерпевшего и его ответы на вопросы мо-гут быть неточными. Поэтому возможно проведение с ним дополнительной беседы.

В разговорах со свидетелями несчастного случая устанавливается, где каждый из них нахо-дился в момент несчастного случая, что он лично видел, слышал, как вел себя потерпевший до не-счастного случая, в момент происшествия, после него, были ли слышны сигналы об опасности, как на них реагировал потерпевший. Также у них выясняется, имели ли место ранее аналогичные на-рушения требований по охране труда, как на них реагировали.

Опросы потерпевшего, свидетелей оформляются протоколами, которые должны быть прочи-таны опрашиваемыми лицами и удостоверены их подписями.

В беседах с руководителями работ и другими должностными лицами выясняются их мнения о причинах несчастного случая, какие обязанности по охране труда на них возложены, какие меры ими предпринимались по предупреждению несчастных случаев, в частности по предупреждению нарушений, которые привели к данному несчаст-ному случаю, и т.п.

Если имеются противоречия в показаниях, необходимо их уточнить.

Этап 4. Изучаем необходимые документы.

После обследования места происшествия и опроса причастных к несчастному случаю лиц изучаются документы, регламентирующие порядок безопасного проведения работ (инструкции по охране труда, наряды-допуски, паспорта и акты освидетельствования оборудования и установок, ремонтная и эксплуатационная документация, технологические карты и регламенты, материалы о проведении обучения, инструктажа и проверки знаний по охране труда и др.). Также изучаются сведения о травматизме на данном производст-ве, данные медицинских осмотров потерпевшего и др.

При изучении документов следует убедиться в том, что именно ими руководствуются в подразде-лении. Если обнаруживаются поправки, подчистки в документах, то их сличают с оригиналом.

Этап 5. Устанавливаем обстоятельства, причины несчастного случая, лиц, допустивших нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, разрабатываем мероприятия по устранению причин несчастного случая и предупреждению подобных происшествий.

После проведения всей изложенной выше работы анализируется полученная информация и оформляются результаты расследования.

По результатам составляется акт о расследовании несчастного случая. Обстоятельства в акте излагаются сжато и вместе с тем содержат всю необходимую информацию. При изложении обстоятельств несчастного случая не следует приводить не относящиеся к делу подробности. При описании работы, которую выполнял потерпевший, указывается операция, выполнявшаяся в момент несчастного случая, а также то, какие приемы применял потерпевший.

При изложении причин несчастного случая следует иметь в виду, что они должны вытекать из обстоятельств происшествия. При формулировании причин несчастного случая указываются конкретные нарушения и отступления от документов по охране труда. Формулировка причин должна быть четкой и лаконичной, технически грамотной и соответствовать документам по охране труда. Нельзя подменять формулировки причин только ссылками на разделы и пункты документов.

При определении последовательности изло-жения причин вначале приводится основная при-чина, а затем другие причины, способствовавшие развитию основной и ускорившие совершение происшествия. Однако при этом содержание каждой причины должно быть раскрыто.

При изложении раздела о лицах, допустивших нарушения законодательства в области охраны труда, конкретно указывается, какие законо-дательные требования и кем не выполнены или на-рушены. Это изложение подкрепляется выписками из невыполненных (нарушенных) документов по охране труда.

Ряд особенностей специального расследования

Что касается специального расследования несчастного случая на производстве, то помимо изложенных этапов расследования законодатель предусмотрел ряд особенностей порядка действий при его проведении.

Так, после получения сообщения о несчастном случае на производстве, подлежащем специальному расследованию, территориальное структурное подразделение Департамента государственной инспекции труда, уполномоченный орган надзора немедленно направляют своих представителей на место его происшествия.

Если произошедший несчастный случай с тяжелым или смертельным исходом обусловлен ис-ключительно состоянием здоровья потерпевшего, то решение о проведении специального рассле-дования данного случая принимает руководитель территориального структурного подразделения Департамента государственной инспекции труда (совместно с соответствующим руководителем уполномоченного органа надзора, если несчаст-ный случай произошел на поднадзорном ему объекте), информируя о принятом решении профсо-юз (иной представительный орган работников).

В свою очередь государственный инспектор труда, представитель уполномоченного органа надзора имеют право в ходе специального расследования опрашивать без свидетелей потерпев-шего, должностных лиц и других работников, обращаться за сведениями к иным лицам, получать документы для установления обстоятельств и причин несчастного случая. При необходимости в по-рядке, установленном законодательными актами, к проведению специального расследования может быть привлечен эксперт и (или) специалист, обла-дающий специальными знаниями в соответствующей сфере деятельности.

Уполномоченные представители организации, нанимателя, страхователя, страховщика, профсою-за (иного представительного органа работников), вышестоящей организации (местного исполни-тельного и распорядительного органа) участвуют в осмотре места происшествия несчастного случая на производстве, при возможности – в опросе потерпевшего (потерпевших), свидетелей, должност-ных и иных лиц, изучают необходимые документы, могут заявлять ходатайства, излагать свое мнение об обстоятельствах, о причинах несчастного слу-чая, лицах, допустивших нарушения актов законо-дательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, о мерах по предупреждению аналогичных несчастных случаев, вносить другие пред-ложения.

По результатам специального расследования

По результатам специального расследования государственным инспектором труда составляется и подписывается заключение о несчастном случае (далее – заключение), участие в котором иных лиц удостоверяется их подписями на заключении. Если же несчастный случай произошел на объекте, поднадзорном уполномоченному органу надзора, заключение составляется представителем указанного органа и государственным инспектором труда. В случае разногласий между ними решение принимается их руководителями.

После этого государственный инспектор труда (представитель уполномоченного органа надзора) направляет заключение и документы специально-го расследования нанимателю, который должен составить акт о несчастном случае.

Кроме того, государственный инспектор труда (представитель уполномоченного органа надзора) в течение одного дня по окончании специального расследования направляет материалы специального расследования следующим организациям:

– в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;

– в соответствующие вышестоящие структурные подразделения Департамента государствен-ной инспекции труда, уполномоченного органа надзора, если несчастный случай произошел на поднадзорном ему объекте;

– страховщику;

– в профсоюз (иной представительный орган работников);

– копии заключения – в республиканский орган государственного управления, иную государствен-ную организацию, подчиненную Правительству РБ, местный исполнительный и распорядительный орган, а также в организации, представители которых принимали участие в специальном расследовании, а по несчастным случаям со смертельным исходом – в областные (Минское городское) объединения профсоюзов Федерации профсоюзов Беларуси.

Получив материалы специального расследования, прокуратура проводит проверку по факту не-счастного случая на производстве и при наличии действиях виновных в нем лиц состава преступ-ления, предусмотренного Уголовным кодексом РБ (далее – УК), возбуждает в отношении их уголов-ное дело.

Пример 1

Прокуратурой в отношении Г. возбуждено уголовное дело за совершение следующих действий, имеющих признаки состава преступления, предусмотренного частью первой ст. 306 УК. Г., являясь мастером по ремонту оборудования участка по ремонту механической части технологи-ческого оборудования сталелитейного цеха респуб-ликанского унитарного предприятия «Д», в нарушение подп. 2.8, 2.39.1 п. 2 своей должностной инструк-ции, утвержденной начальником цеха, осуществлял 15 марта 2009 г. производство работ по ремонту тех-нологического оборудования без принятия надлежащих мер по его отключению.

В результате допущенных нарушений 15 марта 2009 г. около 13.45 ученик слесаря-ремонтника П., помогавший осуществлять ремонт оборудования, в ходе прокручивания редуктора за ремни при произо-шедшем включении электродвигателя редуктора получил травму обеих кистей, оказавшихся зажатыми между ремнями и шкивом редуктора.

Телесные повреждения, полученные П., согласно заключению судебно-медицинской экспертизы отно-сятся к категории тяжких.

Уголовное дело по обвинению Г. было рассмот-рено в суде, в результате чего Г. был признан винов-ным в совершении преступления, предусмотренного частью первой ст. 306 УК, и ему было назначено соответствующее наказание.

Если отсутствуют признаки преступления по охране труда по допуску работающих к работе после прохождения стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда, указания о недопущении проведения ремонта при отсутствии необходимых приспособлений и инструментов, чем нарушены требования п. 1 Межотраслевой типовой инструкции по охране труда для водителя автомобиля, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 21.10.2003 № 130, п. 112 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электри-ческом транспорте, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты и Минтранса РБ от 04.12.2008 № 180/128.

Поскольку исполняющий обязанности руководителя ОАО «П» в нарушение требований пп. 5 и 6 ст. 55 Трудового кодекса РБ (далее – ТК) ненадлежащим образом исполнял свои обязанности при ор-ганизации труда работников, то по представлению прокуратуры он был привлечен к дисциплинарной ответственности за указанные упущения в работе.

В случае отсутствия признаков преступления прокуратурой выносится постановление об отка-зе в возбуждении уголовного дела. При этом при установлении факта нарушения нанимателем либо его должностными лицами законодательства о труде и охране труда прокурор принимает к ним иные меры прокурорского реагирования, предусмотренные Законом РБ от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь».

Пример 2

В ходе проверки, проводимой прокуратурой по факту несчастного случая с тяжелым исходом, слу-чившегося 16 мая 2010 г. в здании картофелехранилища с водителем открытого акционерного общества (далее – ОАО) «П», выявлены нарушения законо-дательства о труде и охране труда, допущенные ру-ководством данного общества.

Так, в 2009 г. исполняющим обязанности руководителя ОАО «П» (на момент проверки – заместитель руководителя) утверждена некачественно разработанная инструкция по охране труда для водителя автомобиля, в которой отсутствовали требования

Прокуратура информирует

После проведения проверки и принятия соот-ветствующего решения прокуратура информирует территориальное структурное подразделение Департамента государственной инспекции труда, уполномоченный орган надзора о результатах рассмотрения представленных документов специаль-ного расследования или по их просьбе направляет им копию постановления при отказе в возбужде-нии уголовного дела либо его прекращении.

Срок проведения расследования несчастного случая на производстве

Как следует из императивной нормы Правил, расследование несчастного случая на производстве должно быть проведено в срок не более 3 рабочих дней. В указанный срок законодатель не включает время, необходимое для проведения экспертиз, получения заключений правоохранительных органов, организаций здравоохранения и других органов и организаций.

Несчастный случай, о котором нанимателю, страхователю не поступило сообщение в течение рабочего дня (смены) или вследствие которого потеря трудоспособности наступила не сразу, расследуется в течение одного месяца со дня, когда нанимателю стало известно о несчастном случае (поступление заявления от работника или его родственников о несчастном случае, листка нетрудоспособности с записью о производственной трав-ме, иной информации).

Специальное расследование несчастного случая проводится (включая оформление и рассылку документов) в течение 15 рабочих дней со дня получения сообщения о несчастном случае на производстве.

В случаях, установленных законодательными актами, по решению Главного государственного инспектора труда РБ:

– срок проведения специального расследова-ния может быть однократно продлен не более чем на 15 рабочих дней;

– проведение специального расследования мо-жет быть приостановлено на срок, не превышаю-щий 3 месяцев (в случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств – не превышающий 6 месяцев).

В случае, когда специальное расследование проводят представитель уполномоченного органа надзора совместно с государственным инспекто-ром труда, продление сроков расследования (при-остановка проведения специального расследования) осуществляется руководителем соответствую-щего уполномоченного органа надзора.

Составление официальных документов по результатам расследования несчастных случаев на производстве

После завершения расследования уполно-моченное должностное лицо организации совме-стно с лицами, участвовавшими в расследовании, оформляет в 4 экземплярах акт о несчастном слу-чае на производстве формы Н-1 (несчастный случай связан с производством) или НП (несчастный случай не связан с производством).

Несчастный случай оформляется актом о непроизводственном несчастном случае формы НП в случае, если повреждение здоровья потерпевшего:

– произошло вследствие установленного судом умысла потерпевшего (совершение потерпевшим противоправных деяний, в т.ч. хищение и угон транспортных средств) или умышленного причи-нения вреда своему здоровью (попытка самоубий-ства, членовредительство и т.п.).

Пример 3

Находясь на работе, А. по своей инициативе подрался с другим работником и получил травму руки. Наниматель составил акт о непроизводственном несчастном случае формы НП, указав в нем причи-ну несчастного случая, – противоправное деяние. Правоохранительными органами протокол по поводу драки не составлялся ввиду несообщения им о произошедшем инциденте.

На основании п. 24 Правил (в редакции поста-новления Совета Министров РБ от 19.04.2010 № 579; далее – постановление № 579) несчастные случаи оформляются актом о непроизводственном несчаст-ном случае формы НП, если повреждение здоровья потерпевшего произошло вследствие установленно-го судом совершения потерпевшим противоправных деяний. Так как в данном случае судом не установ-лено совершение А. противоправного деяния, то не-счастный случай квалифицирован как НП неверно и подлежит изменению квалификации с непроизводст-венного на случай на производстве (Н-1);

– произошло при обстоятельствах, когда един-ственной причиной повреждения здоровья по-терпевшего явилось его нахождение в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вы-званном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, подтвержденном документом, выданным в установленном порядке организацией здравоохранения;

– обусловлено исключительно состоянием здоровья потерпевшего, подтвержденным документом, выданным в определенном порядке организацией здравоохранения.

Внимание! В Правила внесены изменения

Следует особо отметить, что согласно постановлению № 579 в Правила внесен ряд изменений и дополнений.

Изменения коснулись как сроков проведения расследования, так и некоторых подходов к само-му расследованию.

В частности, с 1 июля 2010 г. (дата вступления в силу изменений) несчастные случаи, произошедшие при обстоятельствах, когда единственной причиной повреждения здоровья потерпевшего явилось его нахождение в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, подтвержденном документом, выданным в установленном порядке организацией здравоохранения, будут признаваться непроизводственными. Ранее же несчастные случаи со смертельным исходом, произошедшие по вышеуказанной причине, признавались производственными и оформлялись актами формы Н-1.

Решение об оформлении актом формы НП не-счастных случаев, обусловленных исключительно состоянием здоровья потерпевшего, принимается, если в результате расследования не будут выявле-ны организационные, технические, санитарно-гигиенические, психофизиологические и иные при-чины, а также факторы производственной среды и производственного процесса, оказавшие влияние на состояние здоровья потерпевшего.

Затем в течение 2 рабочих дней по окончании расследования наниматель обязан:

– рассмотреть материалы расследования, утвер-дить акт формы Н-1 или НП и зарегистрировать его соответственно в журнале регистрации несчаст-ных случаев на производстве или журнале регист-рации непроизводственных несчастных случаев;

– направить по одному экземпляру акта фор-мы Н-1 или НП потерпевшему либо лицу, пред-ставляющему его интересы, государственному ин-спектору труда, специалисту по охране труда или специалисту, на которого возложены его обязан-ности (заместителю руководителя, ответственно-му за организацию охраны труда), с материалами расследования;

– направить один экземпляр акта формы Н-1 с материалами расследования страховщику;

– направить копии акта формы Н-1 или НП ру-ководителю подразделения, где работает (работал) потерпевший, в профсоюз (иной представитель-ный орган работников), уполномоченный орган надзора, если случай произошел на поднадзорном ему объекте, местный исполнительный и распоря-дительный орган, в вышестоящую организацию (по ее требованию).

Хранение актов

Хранение актов формы Н-1 или НП с документами расследования осуществляется нани-мателем, который взял на учет несчастный случай, течение 45 лет. При прекращении деятельности нанимателя, страхователя, организации акты фор-мы Н-1 или НП передаются правопреемнику, а при отсутствии правопреемника – в вышестоящую организацию или по месту регистрации.

Если же травма не вызвала у работающего потерю трудоспособности или необходимость перевода в соответствии с медицинским заключением на другую, более легкую работу, она учитывается организацией (работодателем, страхователем) в журнале регистрации микротравм. В случае на-ступления у потерпевшего потери трудоспособности вследствие зарегистрированной в названном журнале травмы проводится расследование в месячный срок.

Что касается специального расследования, то, как указывалось ранее, по его результатам госу-дарственным инспектором труда составляется и подписывается заключение о несчастном случае, которое затем вместе с документами специального расследования направляется нанимателю.

В свою очередь, обязанность нанимателя в данном случае состоит из составления актов фор-мы Н-1 или НП на каждого потерпевшего в течение одного рабочего дня в соответствии с заключением, утверждения их и организации тиражирования документов специального расследования в необходимом количестве экземпляров.

При этом необходимо помнить, что на последней странице акта формы Н-1 или НП проставля-ется заверенная нанимателем запись: «Составлен соответствии с заключением...».

В заключение

В заключение отметим, что в настоящее время законодательство о труде Республики Беларусь помимо  изложенных  способов  предупреждения производственного  травматизма  предоставляетнанимателям  возможность  материального  стимулирования заинтересованности работников в предупреждении  гибели  и  травмирования  людей  на производстве.

Именно к компетенции нанимателя относится установление форм, систем и размеров оплаты труда работников, в т.ч. и дополнительные выплаты  стимулирующего  характера  (ст.  63  ТК). На  основании  данной  статьи  наниматель  вправе предусмотреть в коллективном договоре или других локальных нормативных правовых актах, трудовом договоре с работником условия о дополнительном стимулировании (например, посредством увеличенного  размера  премий  или  дополнительного премирования) работников в зависимости от соблюдения ими правил и норм по охране труда, немедленного сообщения в случае наличия нарушений законодательства об охране труда и т.д., что
еще в большей мере убережет и работника, и нанимателя от несчастных случаев.

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.