13 июль 2015

Содержание

Страница № 41

На какие гарантии может рассчитывать работник-иностранец

Мария Ковалевич, юрист

Ситуация

Гражданка Украины (временное проживание в Республике Беларусь) одна воспитывает ребенка в возрасте до 3 лет (неполная семья). Пособие не получает (ранее нигде не работала).

1. Какие действия ей надо предпринять, чтобы возникло право на получение пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (далее – пособие по уходу)?

2. Если она будет официально трудоустроена:

а) будут ли осуществляться по месту работы назначение и выплата пособия по уходу, если через месяц она изъявит желание оформить отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет?

б) каким образом будут осуществляться назначение и выплата пособия по уходу, если через месяц она напишет заявление об увольнении по собственному желанию?

3. Должна ли организация уведомлять подразделение по гражданству и миграции в случае увольнения работницы – гражданки Украины?

Выплату пособия по уходу регулирует Закон № 7-З.

Право на государственные пособия

Право на государственные пособия семьям, воспитывающим детей (далее – государственные пособия), имеют (ст. 1 Закона № 7-З):

постоянно проживающие в Республике Беларусь граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь;

временно проживающие в Республике Беларусь граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, на которых распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование.

Временно пребывающие в Республике Беларусь иностранные граж-дане и лица без гражданства не имеют права на государственные пособия.

Государственные пособия, предусмотренные Законом № 7-З, не назначаются на детей, проживающих за пределами Республики Беларусь (за исключением детей, родители которых работают в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь), а также на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на государственном обеспечении в детских интернатных учреждениях, детских домах семейного типа и приемных семьях.

Социально-экономические права иностранных граждан

Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют все социально-экономические права, которыми пользуются граждане Республики Беларусь, включая право на социальную защиту (ст. 10 Закона о правовом положении иностранных граждан).

Социально-экономические права иностранцев, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, определяются законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Справочно:
постоянно проживающий в Республике Беларусь иностранец – лицо, получившее в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, разрешение на постоянное проживание и вид на жительство (ст. 1 Закона о правовом положении иностранных граждан).

временно проживающий в Республике Беларусь иностранец – лицо, получившее в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, разрешение на временное проживание.

Документы, подтверждающие правовой статус иностранных граждан

Документами, подтверждающими правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на государственные пособия, являются:

– вид на жительство – для лиц, постоянно проживающих в Республике Беларусь;

– удостоверение беженца – для лиц, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь;

– разрешение на временное проживание и сведения о подаче заявления о желании участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию и об уплате страховых взносов – для лиц, временно проживающих в Республике Беларусь.

Разрешение на временное проживание оформляется в документе для выезда за границу или на оборотной стороне вкладыша к документу для выезда за границу путем вклеивания марки «Дазвол на часовае пражыванне» (часть вторая п. 18 Правил). Разрешение на временное проживание в Республике Беларусь оформляется, как правило, на срок до 1 года.

Справочно:
марка старого образца «Дазвол на часовае знаходжанне» также действительна и подтверждает временное проживание иностранного гражданина или лица без гражданства в Республике Беларусь.

Регистрация иностранных граждан

Иностранные граждане и лица без гражданства являются временно пребывающими в Республике Беларусь, если они не имеют разрешения на постоянное или временное проживание в Республике Беларусь и зарегистрированы по месту временного пребывания в Республике Беларусь на срок не более 90 суток в календарном году.

Регистрация временного пребывания оформляется путем проставления отметки о регистрации на миграционной карте или на вкладыше к документу для выезда за границу либо в документе для выезда за границу (часть первая п. 14 Правил).

Уплата обязательных страховых взносов

Согласно Положению о страховых взносах плательщиками обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) являются лица, определенные в ст. 1 Закона о взносах.

Плательщиками обязательных страховых взносов в бюджет фонда являются, в частности, работающие граждане – граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, физические лица, являющиеся собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридического лица и выполняющие функции его руководителя (ст. 1 Закона о взносах).

Участие в правоотношениях по государственному социальному страхованию осуществляется следующим образом.

Право участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию (т.е. назначение и выплата пенсий, пособий и других выплат по государственному социальному страхованию), в частности, предоставляется иностранным гражданам и лицам без граж-данства, работающим в Республике Беларусь (ст. 7 Закона о страховании).

В случае участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию данная категория граждан пользуется правами и несет обязанности наравне с гражданами, за которых и (или) которыми взносы на государственное социальное страхование уплачиваются в обязательном порядке.

Заявление о желании участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию подается лицами:

– работающими по трудовым договорам (контрактам), гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, – по месту работы;

– осуществляющими иные виды деятельности, относящимися к лицам, уплачивающим страховые взносы самостоятельно, – в Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь.

Следовательно, если иностранный гражданин изъявил желание воспользоваться системой государственного социального страхования на случаи временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до 3 лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, смерти застрахованного или члена его семьи, то согласно части второй ст. 3 Закона о взносах работодатель уплачивает за него страховые взносы на социальное страхование в размере 6 %.

Назначение государственных пособий

Назначение государственных пособий семьям иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывшим в Республику Беларусь из других государств, производится с соблюдением следующих условий:

1) ребенок, в отношении которого рассматривается право на государственные пособия, должен быть зарегистрирован, так же как и родители (родитель), по месту жительства или месту временного проживания в Республике Беларусь и фактически проживать в Республике Беларусь;

2) требуется запрос сведений о неполучении аналогичных пособий по месту прежнего проживания (в государствах, с которыми у Республики Беларусь заключены международные договоры, 2-сторонние соглашения о сотрудничестве в области социальной защиты) в случае, если в полной семье один из родителей является постоянно проживающим в Республике Беларусь (т.е. зарегистрирован по месту жительства в Республике Беларусь), а другой – нет. Эти сведения запрашиваются комиссией по назначению пособий (далее – комиссия) либо могут быть представлены заявителем лично;

3) комиссия имеет право получить подтверждение фактического проживания ребенка на территории Республики Беларусь, осуществления ухода за ним на основании дополнительных сведений, в т.ч. акта обследования (п. 7 Положения о комиссии);

4) в случае выезда ребенка за пределы Республики Беларусь на срок более 2 месяцев (за исключением детей, родители которых работают в дипломатических представительствах и консульских учреж-дениях Республики Беларусь) выплата государственного пособия прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем выезда (ст. 20, 23 Закона № 7-З);

5) иностранным гражданам и лицам без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, не требуется подтверждение постоянного или временного проживания.

Государственные пособия, в т.ч. пособие по уходу, назначаются со дня возникновения права на них, если обращение за назначением государственного пособия последовало не позднее 6 месяцев со дня возникновения такого права (часть первая ст. 21 Закона № 7-З). В случае пропуска установленного срока обращения пособие по уходу при наличии права на него назначается со дня обращения за его назначением.

Право на пособие по уходу для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих в Республике Беларусь, возникает не ранее дня подачи заявления о желании участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию (часть вторая ст. 21 Закона № 7-З).

При этом в случае рождения ребенка за границей пособие по уходу назначается не ранее дня его регистрации по месту жительства (для постоянно проживающих) или месту временного проживания в Республике Беларусь (для временно проживающих).

Назначение и выплата пособия по уходу производятся в соответствии с Законом № 7-З и Положением.

Следует отметить, что право на пособие по уходу не связано с реализацией работником права на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, которое регулирует ст. 185 ТК.

Это означает, что пособие по уходу иностранному гражданину, временно проживающему в Республике Беларусь, заключившему трудовой договор (контракт), назначается в случае подачи им заявления о желании участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию.

Право на отпуск по уходу за ребенком

Право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет может быть реализовано работающей женщиной путем подачи письменного заявления с приложением к нему копии свидетельства о рождении ребенка.

Размер пособия

Размер пособия по уходу определяется исходя из среднемесячной заработной платы работников в республике, применяемой для исчисления пособия в соответствии с частью четвертой ст. 13 Закона № 7-З (далее – среднемесячная заработная плата).

Пособие по уходу назначается и выплачивается на каждого ребенка в следующих размерах:

1) на первого ребенка – 35 % среднемесячной заработной платы;

2) на второго и последующих детей – 40 % среднемесячной заработной платы.

3) на ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет – 45 % среднемесячной заработной платы.

При определении размера пособия по уходу учитываются дети в возрасте до 18 лет, воспитываемые в семье, в т.ч. усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы, и не учитываются дети:

– в отношении которых родители (единственный родитель) лишены родительских прав;

– отобранные из семьи;

– умершие;

– воспитываемые в приемных семьях, детских домах семейного типа.

Если в период получения пособия по уходу возникает право на пособие по беременности и родам, пособие по уходу в период получения пособия по беременности и родам выплачивается в размере, установленном частями второй и третьей ст. 13 Закона № 7-З (т.е. в полном размере).

Пособие по уходу назначается и выплачивается в размере 50 % от размера, установленного частями второй и третьей ст. 13 Закона № 7-З, если лицо, осуществляющее уход за ребенком в возрасте до 3 лет:

– работает на условиях полного рабочего времени, неполного рабочего времени (более половины месячной нормы рабочего времени) у одного или нескольких нанимателей;

– работает на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы рабочего времени) и одновременно выполняет работу на дому у одного или нескольких нанимателей;

– выполняет работу на дому более чем у одного нанимателя;

– выполняет работу по гражданско-правовому договору, предметом которого являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности;

– является индивидуальным предпринимателем, частным нотариусом, адвокатом;

– осуществляет предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

– получает послевузовское образование в дневной форме получения образования и получает стипендию;

– проходит подготовку в клинической ординатуре в очной форме.

Справочно:
пособие по уходу выплачивается ежемесячно со дня возникновения права на него по день достижения ребенком возраста 3 лет включительно (ст. 13 Закона № 7-З).

Место назначения пособия

Назначение пособия по уходу осуществляется:

– по месту работы (службы) лица, имеющего право на государственное пособие. При этом в полной семье государственные пособия назначаются по месту работы (службы) матери (мачехи) ребенка. В случае если мать (мачеха) в полной семье не работает (не служит), не учится, не проходит подготовку в клинической ординатуре, то государственные пособия назначаются по месту работы (службы), учебы, прохождения подготовки в клинической ординатуре отца (отчима) ребенка. Лицам, работающим по совместительству, указанные государственные пособия назначаются по основному месту работы;

– в органах по труду, занятости и социальной защите в соответствии с регистрацией по месту жительства (месту пребывания) – лицам, уплачивающим обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения самостоятельно в случаях, предусмотренных законо-дательством (ст. 20 Закона № 7-З).

Пособие по уходу, назначенное по месту работы (службы), выплачивается за текущий месяц.

Государственные пособия, назначенные в органах по труду, занятости и социальной защите, выплачиваются за текущий месяц по выбору получателя через банки и (или) объекты почтовой связи, организации, осуществляющие деятельность по доставке пенсий и пособий, в соответствии с графиками выплаты.

В случае изменения места выплаты государственного пособия (поступления на работу (службу), учебу, изменения места работы (службы), учебы, увольнения, окончания учебы, изменения места жительства и в других случаях) его выплата по прежнему месту получения прекращается и государственное пособие назначается по новому месту со дня, следующего за днем прекращения его выплаты, при условии, что семья имела право на государственное пособие за период, в течение которого оно не выплачивалось, но не более чем за 6 месяцев. Если перерыв в выплате государственного пособия составляет более 6 месяцев, такое государственное пособие назначается со дня обращения.

С учетом приведенных норм законодательства в случае увольнения гражданки Украины с работы пособие по уходу может быть назначено и будет выплачиваться в органах по труду, занятости и социальной защите при условии уплаты этим лицом обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения самостоятельно в порядке, установленном законодательством (в частности, при осуществлении предпринимательской деятельности, ремесленной деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также при выполнении работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, и других случаях).

Права и обязанности нанимателей, использующих труд иностранцев

Наниматель Республики Беларусь обязан (ст. 36 Закона о миграции):

 – получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в случае, предусмотренном частью первой ст. 26 Закона о миграции;

– заключить трудовой договор с трудящимся-иммигрантом;

– зарегистрировать в подразделении по гражданству и миграции трудовой договор с трудящимся-иммигрантом, заключенный на территории Республики Беларусь, в месячный срок со дня его заключения;

– обеспечить за свой счет выезд из Республики Беларусь трудящегося-иммигранта в случае досрочного расторжения трудового договора по требованию трудящегося-иммигранта в связи с нарушением нанимателем Республики Беларусь законодательства Республики Беларусь о труде, коллективного договора или трудового договора с трудящимся-иммигрантом, а также в случае аннулирования разрешения на привлечение иностранной рабочей силы или специального разрешения по вине нанимателя Республики Беларусь, если не имеется иных оснований для пребывания иностранца в Республике Беларусь;

– информировать о смерти трудящегося-иммигранта подразделение по гражданству и миграции в целях уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства его гражданской принадлежности или обычного места жительства через МИД Республики Беларусь;

– содействовать выезду трудящегося-иммигранта из Республики Беларусь по истечении срока заключенного с ним трудового договора;

– возместить расходы, связанные с депортацией из Республики Беларусь трудящегося-иммигранта, принятого на работу с нарушением порядка осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь, установленного Законом о миграции и другими актами законо-дательства Республики Беларусь, а также в случае аннулирования специального разрешения;

– исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

С учетом приведенных норм Закона о миграции в случае увольнения трудящегося-иммигранта по желанию работника или соглашению сторон наниматель не обязан уведомлять об этом подразделения по гражданству и миграции.

Справочно:
трудящийся-иммигрант – иностранец, не имеющий разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, въехавший в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь либо осуществляющий такую деятельность в Республике Беларусь (ст. 1 Закона о миграции).

Следует обратить внимание на то, что в отношении граждан Украины и лиц без гражданства, проживавших на территории Донецкой и Луганской областей Украины, как правило, не менее года, и прибывших в Республику Беларусь для получения разрешений на временное или постоянное проживание, распространяются нормы Указа.

Комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности органов по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов, организаций любых организационно-правовых форм вправе принимать решения о назначении государственных пособий на детей гражданам Украины в соответствии с законодательством Республики Беларусь в случае отсутствия объективной возможности получения документов или сведений, подтверждающих получение (неполучение) пособий и иных выплат семьям, воспитывающим детей, на территории Украины (подп. 1.7 п. 1 Указа).

Это означает, что указанным гражданам государственные пособия семьям, воспитывающим детей, назначаются по нормам законодательства Республики Беларусь – при наличии права на них и неполучении аналогичных пособий в Украине. Вместе с тем Указом для таких граждан введено исключение: государственные пособия им назначаются также в случае невозможности документального подтверж-дения неполучения аналогичных пособий в Украине.

Таким образом, к гражданам, прибывшим из Донецкой и Луганской областей Украины, при назначении государственных пособий семьям, воспитывающим детей, применяются нормы Закона № 7-З и Положения.

Документы:

Закон Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон № 7-З).

Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее – Закон о правовом положении иностранных граждан).

Правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.01.2006 № 73 (далее – Правила).

Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» (далее – Положение о страховых взносах).

Закон Республики Беларусь от 29.02.1996 № 136-ХII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее – Закон о взносах).

Закон Республики Беларусь 31.01.1995 № 3563-ХII «Об основах государственного социального страхования» (далее – Закон о страховании).

Положение о комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение о  комиссии).

Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденное постановлением Совета Министров Рес-публики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение).

Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон о миграции).

Указ Президента Республики Беларусь от 30.08.2014 № 420 «О пребывании граждан Украины в Республике Беларусь» (далее – Указ).

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.