2 январь 2010
Страница № 12

Оформление трудовой книжки при переподчинении, реорганизации организации и смене собственника имущества

Жанна Герман, юрист

На практике возникает много проблем с оформлением документов в процессе реорганизации, переподчинения организации и смены собственника имущества. Давайте более детально рассмотрим вопросы, связанные с оформлением в этих ситуациях такого важного документа, как трудовая книжка.

Построение трудовых отношений при переподчинении, реорганизации организации и смене собственника имущества регулируется ст. 36 Трудового кодекса РБ (далее – ТК).

Так, передача организации из подчинения одного органа в подчинение другого не прекращает действия трудового договора, заключенного между нанимателем и работником.

Важно  знать,  что  при  смене  собственника имущества и реорганизации (слиянии, присоединении,  разделении,  выделении,  преобразовании) организации  трудовые  отношения  с  согласия  работника продолжаются. Изменение подчиненности  организации  не  влечет  каких-либо  правовых последствий для трудовых отношений, т.е. не связано с изменением нанимателя как стороны трудового договора и условий труда для работников.

Согласия  работников  на  продолжение  трудовых отношений при переподчинении организации не требуется.

В трудовой книжке необходимо произвести запись о новой подчиненности организации со ссылкой на соответствующее решение (п. 34 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Минтруда РБ от  09.03.1998  №  30  (в  редакции  постановления Минтруда  РБ  от  11.05.2000  №  72;  далее  –  Инструкция о порядке ведения трудовых книжек)).

А вот если переподчинение организации одновременно связано со сменой ее собственника, то следует применять правила частей второй – пятой ст. 36 ТК. Переход (передача) права собственности на имущество организации
Переход (передача) права собственности на имущество организации по нормам Гражданского  кодекса  РБ  (далее  –  ГК)  возможен  при  продаже предприятия как имущественного комплекса, при реорганизации юридического лица, при приватизации государственного имущества, при обращении  имущества  организации  в  государственную собственность (национализация), при передаче  имущества  организации  из  республиканской  в  коммунальную  собственность  и  наоборот.

Изменение  состава  участников  (учредителей, акционеров,  товарищей,  членов)  хозяйственных обществ, в которых имущество создается за счет вкладов участников, а также производится и приобретается в процессе их деятельности, не влечет смену собственника имущества, так как собственником имущества была и остается сама организация-наниматель.

Применяемое в ст. 36 ТК понятие «имущество организации» исходя из толкования норм ГК – это имущественный  комплекс  предприятия,  дающий возможность выступать в качестве нанимателя, а не отдельные объекты (земельный участок, оборудования, здания, сооружения и др.), которые могут переходить в собственность других юридических
и физических лиц на общих основаниях с другими объектами гражданских прав.

Момент возникновения права собственности на имущество связан с моментом государственной регистрации. На основании ст. 131 и 535 ГК право собственности на организацию (предприятие) переходит к покупателю (новому собственнику)  с  момента  государственной  регистрации этого права.

Новый  собственник  имущества  организации имеет  право  расторгнуть  трудовой  договор  не позднее 3 месяцев со дня возникновения у него права собственности с руководителем организации,  его  заместителями  и  главным  бухгалтером (часть  вторая  ст.  36  ТК).