20 октябрь 2015
Страница № 6

Что должен знать специалист по кадрам об антикоррупционном законодательстве

Владимир Жагуло, юрист

Со вступлением в силу Закона № 305-З специалистам по кадрам совместно с другими службами предстоит разъяснить государственным должностным и приравненным к ним лицам новые антикоррупционные обязательства, оформить письменные обязательства о борьбе с коррупцией, рассказать работникам о правовых последствиях неподписания обязательства, а также знать порядок лишения лиц, отказавшихся подписать антикоррупционные обязательства, статуса государственного должностного лица. Закон № 305-З вступает в силу 24 января 2016 г. Рассмотрим его положения и сравним нововведения с нормами Закона 2006 г.

Что изменится в антикоррупционном законодательстве

Основные цели Закона № 305-З заключаются в принятии дополнительных мер по снижению мотивации должностных лиц к коррупционному поведению, повышению осознания неотвратимости наказания за коррупционные преступления, а также на максимальное усиление роли общественности в выявлении фактов коррупции и информировании об этом правоохранительных органов.

Закон № 305-З содержит множество различных новшеств (например, установление порядка декларирования доходов и имущества должностных лиц, введение института общественного контроля и т.д.). Рассмотрим положения Закона № 305-З, которые непосредственно касаются работников кадровой службы.

Ограничения по совместной службе близких родственников

Ранее в ст. 18 Закона 2006 г. норма об ограничении по совместной службе была отсылочной: просто указывалось, что соответствующие ограничения устанавливаются законодательством (ст. 18 Закона 2006 г.).

В Законе № 305-З такой запрет прямо предусмотрен: «запрещается совместное прохождение государственной службы государственными служащими, службы сотрудниками Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, являющимися супругами, близкими родственниками или свойственниками, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому» (ст. 18 Закона № 305-З).

Справочно:
определение «руководящая должность» введено Декретом Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5).

На кого будет распространяться Закон № 305-З

У специалистов по кадрам могут возникнуть затруднения при определении круга лиц, которые обязаны давать обязательства по соблюдению ограничений, установленных для государственных должностных и приравненных к ним лиц.

В таблице приведены определения понятий «государственные должностные лица» и «лица, приравненные к государственным должностным лицам» в сравнении редакций Закона 2006 г. и Закона № 305-З.

В случае сомнения в том, относится ли данная должность к руководящей или нет, рекомендуем обратиться к общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих», утвержденному постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 22.10.2009 № 125 (табл. 9 «Коды и наименования должностей служащих», где для руководителей используется код категории «1» (согласно табл. 10)).

Что касается понятия «государственные организации», то Закон № 305-З определяет его в узком смысле, т.е. это юридические лица, имущество которых полностью находится в собственности государства или его административно-территориальной единицы и закреплено за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Справочно:
руководящая должность – должность руководителя либо заместителя руководителя организации, иного работника, осуществляющего организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, ее структурным подразделениям, работникам и направлениям деятельности (ст. 1 Закона № 305-З).

Конкретизирован перечень лиц, которым запрещена иная оплачиваемая работа вне места постоянной работы

В перечень лиц, которым установлено данное ограничение, вошли руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 % и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами (ст. 17 Закона № 305-З).

Речь идет об установлении ограничении работы по совместительству руководителям государственных унитарных предприятий и учреждений, а также хозяйственных обществ (ООО, ЗАО и ОАО), с долей государства 50 % и более, а также главных бухгалтеров таких организаций (заметим, что заместители главных бухгалтеров здесь не указаны). Данная норма отвечает норме части первой ст. 255 ТК.

Однако ограничение не касается работы по совмещению, так как оно выполняется по месту основной работы.

Таким образом, Закон № 305-З отменяет запрет на работу по внешнему совместительству для лиц, совершающих юридически значимые действия, которые не влекут существенных последствий (начальников подразделений, служб, отделов, цехов, лабораторий на различных предприятиях). Распространение данного запрета предусматривается исключительно на должностных лиц, обладающих реальными государственно-властными полномочиями (государственных служащих, военнослужащих, руководителей и главных бухгалтеров государственных организаций и негосударственных организаций с долей государственной собственности не менее 50 %).

Справочно:
руководители – служащие, в рамках определенных полномочий осуществляющие организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, соответствующим структурным (обособленным) подразделениям, работникам, направлениям деятельности (часть первая п. 6 Общих положений ЕКСД, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1).

Вместе с тем руководитель (его заместители), главный бухгалтер (его заместители) организации не могут входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в этой организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами (ст. 19 Закона № 305-З). Указанная норма дублирует ограничения, закрепленные в части второй ст. 255 ТК. Закон 2006 г. не содержал такой нормы.

Справочно:
место основной работы – наниматель, которому в соответствии с законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора и у которого ведется трудовая книжка работника, а также организации, которыми в соответствии с законодательством осуществляются обязательное привлечение к труду или трудовая терапия (реабилитация) физических лиц, территориальные коллегии адвокатов (для адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в юридической консультации) и адвокатские бюро (для адвокатов, являющихся его учредителями (участниками)), территориальные нотариальные палаты (для нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальных конторах) (абз. 2 части второй подп. 2.14 п. 2 ст. 153 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Закон № 305-З включил в себя ограничения, предусмотренные Декретом № 5

В ст. 22 Закона № 305-З закреплено основание отказа в назначении на руководящую должность лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам (см. пп. 8 и 9 Декрета № 5). В ст. 23 Закона № 305-З перечислены дополнительные основания привлечения руководителей государственных организаций к дисциплинарной ответственности, в частности выдача характеристик на работников, содержащих заведомо недостоверную информацию (см. подп. 4.2 Декрета № 5). Закон 2006 г. не содержал такой нормы.

Кроме того Законом № 305-З установлен полный запрет приема на государственную службу лиц, совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо тяжкое или особо тяжкое преступление, сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий. Это новая норма, в Законе 2006 г. ее нет.

Декларирование при назначении на определенные должности

Закон № 305-З детализировал и дополнил вопрос декларирования доходов в части борьбы с коррупцией в дополнение к Закону Республики Беларусь от 04.01.2003 № 174-З «О декларировании физическими лицами доходов и имущества» (далее – Закон о декларировании доходов). Так, в числе лиц, обязанных представлять декларацию о доходах и имуществе при назначении на определенные должности, указаны лица, назначаемые на должности руководителей организаций, в уставных фондах которых 50 % и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц.

Обращаем внимание, что непредставление декларации о доходах и имуществе или внесение в нее неполных и (или) недостоверных сведений государственными должностными и приравненными к ним лицами, является основанием для отказа в приеме на службу (работу), назначении на другую должность либо для привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами (ст. 34 Закона № 305-З).

Социальные выплаты

Государственным служащим, совершившим в период прохождения государственной службы тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо тяжкое или особо тяжкое преступление, сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий не назначается и не выплачивается пенсия за выслугу лет, предусмотренная Законом Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (ст. 24 Закона № 305-З). Также не будет выплачиваться и ежемесячное денежное содержание, предусмотренное Указом Президента Республики Беларусь от 30.11.2006 № 705 «О ежемесячном денежном содержании отдельных категорий государственных служащих».

Справочно:
ст. 22 Закона № 305-З запрещает в течение 5 лет назначать на должности, которые включены в кадровые реестры главы государства, Совета Министров, облисполкомов и Мингорисполкома, райисполкомов, горисполкомов (городов областного подчинения), местных администраций районов в городах, лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам.

Установлен срок уведомления о коррупционном нарушении

Руководители государственных органов и иных организаций в пределах своей компетенции обязаны информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений в течение 10 дней с момента, когда им стало известно о совершении таких правонарушений (часть первая ст. 43 Закона № 305-З).

Согласование норм Закона № 305-З и ТК

Основания увольнения, предусмотренные п. 5 ст. 47 ТК выделены в два пункта – п. 5 и п. 5-1, – при этом последнее скорректировано с учетом совершения правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения.

ЭТО ВАЖНО! Так, на п. 5 ст. 47 ТК с 24 января 2016 г. можно будет ссылаться только в случае неподписания работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией.

Кроме того, этот же пункт применяется в случае совершения работником, являющимся государственным должностным лицом, правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения.

Нарушения, указанные в п. 5-1 ст. 47 ТК, дополняют перечень оснований увольнений, которые могут быть мерой дисциплинарного взыскания.

Напомним, что это нарушения работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией, совершения правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения (ст. 43 Закона № 305-З).

Справочно:

Правонарушения, создающие условия для коррупции, перечислены в ст. 25 Закона № 305-З.

Действия, признаваемые коррупционными правонарушениями, перечислены в ст. 37 Закона № 305-З.

Документы:

Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон № 305-З).

Закон Республики Беларусь от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон 2006 г.).

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.