Расскажем в статье:
- что такое нормы управляемости;
- в чем отличия структурного подразделения от группировки штатных единиц;
- обязан ли наниматель создавать структурные подразделения и т.д.
Что такое нормы управляемости?
При создании структурных подразделений (управление (служба), отдел, сектор (бюро, группа), иные) нормы управляемости определяются нанимателем в локальном правовом акте (ЛПА), если иное не установлено актами законодательства (часть девятая п. 10 Общих положений ЕКСД).
Нормы управляемости – это разновидность норм труда, которые согласно ст. 86 ТК представляют собой нормы выработки, времени, обслуживания, численности, нормированные задания, которые устанавливаются для работнивков в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда, а для отдельных категорий работников – также с учетом физиологических и половозрастных факторов.
Наниматель обязан устанавливать нормы труда, обеспечивать их замену и пересмотр с участием профсоюза (ст. 87 ТК).
Это важно! Об установлении, замене и пересмотре норм труда работники должны быть письменно уведомлены не позднее чем за 1 месяц (часть третья ст. 87 ТК).
Признаки структурного подразделения
Исходя из различных определений понятия структурного подразделения в законодательстве и норм управляемости (для государственных органов и бюджетных организаций) можно выделить следующие признаки структурного подразделения:
1. Это официально выделенная часть организации, т.е. выделенная в организационной структуре и штатном расписании организации, ЛПА.
2. Есть руководитель. В установленных нормах управляемости требуется руководитель, однако прямого императивного требования в законодательстве нет. Например, отдел по закупкам может вести свою деятельность и при отсутствии начальника отдела.
Справочно:
следует различать структурное подразделение и обычную группировку штатных единиц в штатном расписании.
Кроме того, действующее законодательство предусматривает возможности руководства работниками и без создания структурного подразделения (например, в отношении производных должностей «ведущий» и «старший» согласно п. 5 Общих положений ЕКСД; в случае с рабочими – это производное наименование профессии «старший» согласно п. 28 Общих положений ЕТКС).
Некоторые должности руководителей, предусмотренные ЕКСД, не предусматривают обязательного создания структурного подразделения (например, менеджер, мастер, руководитель проекта и т.п.).
Ситуация
В организации имеется склад, но не введена должность «заведующий складом». Есть одна штатная единица кладовщика.
Возможно ли в таком случае выделить в штатном расписании структурное подразделение?
Таким образом, второй признак позволяет отличить структурное подразделение от простой группировки штатных единиц в штатном расписании. Так «Администрация» («Руководство», «Аппарат управления» и т.п.) не является структурным подразделением, даже если такое выделение есть в штатном расписании.
3. Наличие руководителя подразумевает, что есть подчиненные.
4. Положение о структурном подразделении. Права, обязанности, полномочия и ответственность руководителей структурных (обособленных) подразделений определяются в положениях об этих подразделениях (п. 10 Общих положений ЕКСД).
Так, бухгалтерию можно отнести к структурному подразделению, если она отдельно выделена в штатном расписании, есть должность главного бухгалтера, есть подчиненные, а также есть положение о бухгалтерии.
Создание структурных подразделений – это право нанимателей
Действующее законодательство не обязывает нанимателей создавать структурные подразделения, за рядом исключений, касающихся государственных органов и бюджетных организаций.
Таким образом, создавать или нет структурные подразделения – это право и решение нанимателя организации частной формы собственности.
Каких-либо правил (требований) по наименованию структурных подразделений законодательство не содержит.
Заметим, что не все структурные подразделения имеют определенную организационно-правовому форму. Например, в постановлении № 203 приведены такие структурные подразделения, как кабинет, склад, база, хозяйство, архив, библиотека, канцелярия, экспедиция и т.п.
Нормы управляемости и условия для создания подразделения
Обязательные и рекомендательные нормы управляемости
Обязательные нормы управляемости установлены в отношении государственных органов и бюджетных организаций (см. постановление № 203).
Это важно! И ранее установленные в п. 10 Общих положений ЕКСД нормы управляемости были рекомендованными, т.е. неимперативными. Наниматель и ранее мог устанавливать свои нормы управляемости (актуально в первую очередь для коммерческих организаций).
Нормы управляемости в части численности работников подразделения и типовые (примерные) штаты (нормы численности), условия для создания подразделения
Не всегда в законодательстве в качестве условия создания структурного подразделения приводятся требования по норме управляемости. В бюджетных организациях применяются чаще типовые штаты и нормы численности. В последних, как правило, указываются условия для введения должности, в т.ч. должности руководителя структурного подразделения (и соответственно условия для создания такого подразделения).
В качестве примера такого условия можно привести следующее. Согласно Типовым штатам и нормативам численности работников для государственных специализированных учебно-спортивных учреждений, имеющих на балансе физкультурно-спортивные сооружения (за исключением работников, занятых обслуживанием котельных, жилых помещений (их частей) государственного жилищного фонда в общежитиях, столовых, находящихся на балансе (в ведении) специализированных учебно-спортивных учреждений, электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования), утвержденным постановлением Минспорта Республики Беларусь от 21.07.2014 № 51, должность начальника материально-технического отдела не вводится при наличии в штате должности заместителя директора по административно-хозяйственной работе.
Справочно:
коммерческая организация разрабатывает и утверждает свои нормы труда, в частности нормы управляемости, а также регламентирует порядок создания структурных подразделений в ЛПА.
Документы:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).
Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Занятия», утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 24.07.2017 № 33 (ОКЗ).
Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (Общие положения ЕКСД).
Общие положения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 34 (Общие положения ЕТКС).
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2018 № 203 «О порядке и условиях создания структурных подразделений в государственных органах и штатном расписании отдельных государственных органов» (постановление № 203).
