24 декабрь 2013
Страница № 29

Методика составления аттестационной характеристики

Андрей Журавлев, преподаватель программы МВА «Бизнес-администрирование»

Аттестационная характеристика – правовой документ, дающий основание аттестационной комиссии по итогам аттестации дать оценку результатов труда аттестуемых работников.
В этой статье автор дает рекомендации, как грамотно составить характеристику на работника для представления ее в аттестационную комиссию.

Аттестационная характеристика составляется исходя из конкретных условий и требований, предъявляемых к работнику в соответствии с занимаемой должностью, и должна отражать не только положительные, но и отрицательные качества в его работе и поведении. Поэтому руководитель структурного подразделения обязан хорошо знать своих подчиненных не только по практической работе, выполнении ими поручений, но и по взаимоотношениям с коллегами и даже по поведению в быту.

По мнению автора, при подготовке характеристики работника для аттестации может быть с успехом использована форма аттестационной характеристики, приведенная в Типовом положении об аттестации руководителей и специалистов организаций, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 25.05.2010 № 784 (далее – Типовое положение об аттестации).

Чтобы на основании этой примерной формы подготовить  характеристику на конкретного работника, по которой может работать и делать выводы аттестационная комиссия, в ней должны найти отражение следующие моменты:

– знание документов, регламентирующих трудовую деятельность работника;

– уровень квалификации (специальные, технические, экономические знания, необходимые для выполнения работы), стремление ее повышать;

– способность в короткие сроки внедрять все новое, передовое в практику работы, наличие творческого подхода к делу;

– компетентность в вопросах экономики, трудового и хозяйственного законодательства, охраны труда и техники безопасности, экологии (особенно важно для руководителей и  ведущих специалистов);

– способность анализировать новую ситуацию и принимать соответствующие решения;

– четкость и своевременность выполнения должностных обязанностей;

– конкретные результаты трудовой деятельности за последние 3 года (1 год), личный вклад, инициативные дела, качество выполненных работ;

– личные качества работника, его авторитет и воздействие на социально-психологический климат коллектива;

– способность создавать (поддерживать) в коллективе атмосферу доброжелательности, заинтересованности в достижении поставленных целей;

– способность не допускать конфликтных ситуаций в коллективе, уравновешенность и самообладание при разрешении конфликтов;

– дисциплинированность, исполнительность, настойчивость в доведении начатого дела до конца;

– умение взять на себя ответственность, отстаивать свои взгляды;

– честность, правдивость, скромность;

– вежливость и тактичность в отношении к руководству, коллегам, подчиненным;

– общий культурный уровень;

– способность на практике применять функции руководителя: планировать, организовывать, регулировать, координировать, контролировать и анализировать работу подчиненных (только для руководителей);

– вывод: соответствует ли (соответствует при определенных условиях) занимаемой должности; достоин ли выдвижения на вышестоящую должность либо не соответствует занимаемой должности.

Деловые и личные качества работника

Рассмотрим нюансы и особенности, которые необходимо отразить в характеристике.

Понятие «деловые качества» для различных категорий работников может быть не одинаково. Например, для руководителя в отличие от рядового специалиста кроме знания своих функциональных обязанностей внутреннего распорядка организации и техники безопасности необходимо быть компетентным в вопросах экономики, трудового и хозяйственного законодательства, охраны труда и даже психологии.

В характеристике руководителя структурного подразделения целесообразно обратить внимание на выполнение руководимым подразделением (сменой, участком, отделом, цехом) плановых заданий, уровень трудовой дисциплины в подразделении; способность быстро и самостоятельно принимать решения, способность воспитывать необходимые деловые и моральные качества у подчиненных; умение координировать свою деятельность с другими подразделениями организации, обобщать и распространять передовой опыт в своем коллективе, осуществлять контроль над работой подчиненных по заранее намеченному плану. Также важно для руководителя  умение сочетать функции администратора с заботой о подчиненных; отзывчивость; способность воспринимать критику и делать из нее верные выводы; авторитетность в коллективе.

Оценка деловых качеств аттестуемых специалистов в характеристике должна отражать уровень выполнения должностных обязанностей, плановых заданий, личный вклад по освоению новой техники и технологий, степень общей эрудиции и компетентности, но с учетом занимаемой должности и образования.

Оценивая личные качества работника, нужно отразить способность к коллективной работе, отношения с руководством и коллегами, порядочность и дисциплинированность.

Аттестуемый работник должен быть ознакомлен с характеристикой до передачи ее в отдел кадров.

Аттестационные характеристики передаются специалистом по кадрам в комиссию заблаговременно, но не позднее чем за 10 дней до начала аттестации. Это необходимо сделать для того, чтобы члены комиссии могли ознакомиться с личными и деловыми качествами аттестуемых, а работники в случае несогласия могли оспорить их содержание.

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.