Основные ошибки, выявленные при изучении кадровых документов нанимателя в ходе проведения проверки соблюдения правил и норм по охране труда | SPOK.BY
Печать
Сохранить в MS Word
Наверх
Вниз

Основные ошибки, выявленные при изучении кадровых документов нанимателя в ходе проведения проверки соблюдения правил и норм по охране труда. Николаев Г.

 
На основании п. 7.1 Положения о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь указанный Департамент осуществляет надзор за исполнением органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству, работодателями законодательства о труде и об охране труда. Надзор осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок, а также мониторинга. При проведении проверки по охране труда изучению подлежат в т.ч. и кадровые документы.
Об основных ошибках, выявляемых при изучении кадровых документов нанимателя в ходе проведения проверок соблюдения правил и норм по охране труда, рассказал начальник отдела по надзору и контролю за соблюдением правил и норм по охране труда Минского областного управления Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты РБ Николаев Геннадий Васильевич в ходе «Прямой линии», состоявшейся в редакции нашего журнала.
 
Подлежат ли лица, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам, обучению, проверке знаний и инструктажу по вопросам охраны труда работодателями?
Да, подлежат.
Обучение безопасным методам и приемам работы, проведение инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и иных лиц, привлекаемых к работам в организациях, проводится на основании следующих документов:
– Указа Президента РБ от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам»;
– Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон № 356-З);
– постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175 «Об утверждении Инструкции о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда».
Эти требования распространяются в т.ч. и на граждан, работающих по гражданско-правовым договорам.
 
Обязательно ли проводить проверку знаний работников организации по охране труда?
Да, обязательно.
Работающие граждане в установленном законодательством порядке проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, которые создают работодатели (часть четвертая ст. 19 Закона № 356-З).
 
 
Обязаны ли руководитель и его заместители, руководители подразделений проходить проверку знаний по вопросам охраны труда?
Да, обязаны.
Руководители организаций, их заместители, ответственные за организацию охраны труда, главные специалисты, руководители (специалисты) служб охраны труда, члены комиссий организаций проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях вышестоящих организаций, республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству. Если организация не находится в подчинении республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству, другой организации, то проверка знаний по вопросам охраны труда таких лиц проводится в соответствующих комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов (ст. 19 Закона № 356-З, п. 6 Положения о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденного постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 210 (далее – Положение № 210)).
Перечень должностей руководителей и специалистов, которые должны проходить периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда, определяет и утверждает руководитель организации на основании Типового перечня должностей руководителей и специалистов, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, приведенного в приложении 6 к Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175).
Если в организации есть руководители подразделения, то проверку знаний проходят они. Например, управление состоит из нескольких работников, проверку знаний должен пройти начальник управления как руководитель структурного подразделения. Если же работник один, то он проходит обучение по охране труда, так как его должность может быть отнесена к другим должностям специалистов, которые непосредственно отвечают за пожарную безопасность, безаварийную эксплуатацию объектов (приложение 6 к Инструкции № 175).
 
 
Кто может быть назначен на должность специалиста по охране труда, если этой должности нет в штатном расписании организации?
Соответствующие обязанности может выполнять один из руководителей с привлечением для проведения консультаций и дачи рекомендаций по безопасной организации труда необходимых специалистов. В том числе это могут быть специалисты, прошедшие соответствующую подготовку (обучение) и имеющие право на выполнение таких функций.
 
 
Могут ли обязанности специалиста по охране труда быть возложены на внешнего совместителя?
Если в штатном расписании организации отсутствует должность инженера по охране труда, но на одной из должностей работает по совместительству сотрудник, прошедший ранее специальное обучение по охране труда в другой организации, то на него может быть возложено исполнение обязанностей специалиста по охране труда.
 
 
Какие средства индивидуальной защиты выдаются работающим по договорам подряда?
При выдаче средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) работающим по договорам подряда необходимо руководствоваться теми же нормативными актами, что и при выдаче СИЗ штатным работникам.
 
 
Какие документы по охране труда должны вестись в организации?
Утвержденного унифицированного перечня документов по охране труда, которые должны вестись в организации, нет, поскольку наличие тех или иных документов зависит от  характера производственной деятельности организации.
В то же время существует ряд документов, которые являются обязательными независимо от специфики производственной деятельности организации. К ним относятся:
– перечень действующих инструкций по охране труда;
– журнал регистрации инструкций по охране труда;
– журнал выдачи инструкций по охране труда;
– инструкции по охране труда для работников всех профессий и на все виды выполняемых работ;
– программа вводного инструктажа по охране труда;
– перечень должностей и профессий работников, для которых не проводится инструктаж по охране труда на рабочем месте;
– журналы регистрации инструктажей по охране труда;
– приказы о создании комиссии по проверке знаний работников по вопросам охраны труда, пожарно-технической комиссии, инженерно-врачебной бригады, добровольных пожарных дружин и боевых расчетов, других аналогичных формирований;
– протоколы комиссии по проверке знаний работников по вопросам охраны труда;
– удостоверения по охране труда;
– перечень профессий и работ, по которым проводится проверка знаний работников по вопросам охраны труда;
– перечень должностей руководителей и специалистов, подлежащих периодической проверке знаний по вопросам охраны труда;
– журналы регистрации несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– журнал регистрации микротравм;
– акты о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях и материалы их расследований;
– перечни контингентов и список лиц, подлежащих предварительному и периодическим медицинским осмотрам;
– перечни работ с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда (для запрещения использования на них труда женщин и лиц моложе 18 лет);
– перечень профессий и должностей работников на бесплатную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты; молока или других равноценных пищевых продуктов; смывающих и обезвреживающих веществ;
– перечни профессий и должностей работников с вредными условиями труда, которым предоставляется дополнительный отпуск и устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, и перечень работников, которым предоставляется дополнительный отпуск в связи с ненормированным рабочим днем;
– перечень рабочих мест, производств, профессий и должностей, дающих право на пенсию по возрасту в связи с особыми условиями труда по Списку производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (Список № 1), и  Списку производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (Список № 2), утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 25.05.2005 № 536 «О списках производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда»;
– документы по аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
– паспорта на оборудование, машины, механизмы;
– акты о вводе в эксплуатацию объектов и установок;
– техническая документация на здания и сооружения;
– акты и протоколы осмотров и испытаний оборудования;
– схемы электро-, водо-, газо- и теплоснабжения;
– лицензии, разрешения на осуществление соответствующих видов деятельности;
– графики осмотров, испытаний, проведения регламентных и ремонтных работ;
– наряды-допуски на выполнение работ с повышенной опасностью;
– специфическая документация по радиационной, лазерной, химической безопасности, перевозке опасных грузов;
– приказы о назначении ответственных лиц по различным вопросам, связанным с обеспечением безопасности труда;
– копии отчетов о травматизме, заболеваемости, условиях труда.
 
Каковы периодичность и срок проведения проверки знаний по охране труда для разных категорий работников?
Проверку знаний по охране труда для руководителей и специалистов осуществляют не позднее месяца со дня назначения на должность и периодически в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, но не реже одного раза в 3 года (п. 39 Инструкции № 175).
Рабочие, занятые на работах с повышенной опасностью, а также на объектах, поднадзорных органам, уполномоченным на осуществление контроля (надзора), проходят периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда в сроки, установленные соответствующими нормативными правовыми актами, но не реже одного раза в год (п. 27 Инструкции № 175).
Лица, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях, созданных в порядке, установленном законодательством (показавшие неудовлетворительные знания, не явившиеся на проверку знаний без уважительной причины), проходят повторную проверку знаний по вопросам охраны труда в срок не более 1 месяца со дня ее проведения.
Вопрос о работе по профессии (соответствии занимаемой должности) работника, не прошедшего проверку знаний по вопросам охраны труда повторно, наниматель рассматривает в соответствии с законодательством (п. 11 Инструкции № 175).
Внеочередную проверку знаний проводят при вводе в эксплуатацию новых (реконструированных) производственных объектов, внедрении и применении новых технологических процессов, сырья и материалов (п. 11 Положения № 210).
 
 
Как создаются комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда?
Вопросы создания и деятельности комиссий для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, создаваемых в организациях, урегулированы Положением № 210.
Комиссия создается приказом руководителя организации. Ее возглавляет руководитель организации или его заместитель, ответственный за организацию охраны труда. В состав комиссии включаются специалисты службы охраны труда, юридической службы, главный энергетик, главный механик, главный технолог и другие главные специалисты, уполномоченные представители профессиональных союзов, специальных государственных органов надзора и контроля (при необходимости и по согласованию с этими органами) (п. 2 Положения № 210).
 
 
Кто проводит проверку знаний работников по охране труда?
Это обязанность работодателя.
В обязанность работодателя входит осуществление проверки знаний работающих по вопросам охраны труда в порядке, установленном Правительством или уполномоченным им органом (ст. 13 Закона № 356-З).
Кроме того, такая же обязанность возложена на работника: работник обязан проходить в установленном законодательством порядке проверку знаний по вопросам охраны труда (ст. 15 Закона № 356-З).
 
 
У нас маленькая организация, проверку знаний по охране труда прошли 2 работника – директор и его заместитель.
Имеет ли право наниматель создать комиссию по проверке знаний по охране труда?
Для создания комиссии по проверке знаний по охране труда требуется не менее 3 работников. В данном случае (если количество работников более 2 человек) нанимателю необходимо направить на обучение еще одного работника.
В исключительных случаях, когда комиссию создать невозможно, проверка знаний работающих по вопросам охраны труда проводится:
– в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов для проверки знаний по вопросам охраны труда;
– в соответствующих комиссиях учреждений образования, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку кадров по вопросам охраны труда;
– в комиссиях организаций соответствующего профиля деятельности (часть восьмая ст. 19 Закона № 356-З, п. 12 Положения № 210).
Однако следует заметить, что Законом № 356-З предусмотрены обязанности как работодателя осуществлять проверку знаний работающих по вопросам охраны труда в порядке, установленном Правительством или уполномоченным им органом (часть первая ст. 13 Закона № 356-З), так и работника проходить в установленном законодательством порядке проверку знаний по вопросам охраны труда (часть первая ст. 15 Закона  356-З).
Независимо от наличия или отсутствия комиссии в организации руководители организаций, их заместители, ответственные за организацию охраны труда, главные специалисты, руководители (специалисты) служб охраны труда, члены комиссий организаций проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях вышестоящих организаций, республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству (части пятая и шестая Закона № 356-З, п. 6 Положения № 210).
 
 
Что должен сделать наниматель в рамках действующего законодательства, чтобы не допустить обморожения работников, работающих на открытом воздухе, с учетом сложившихся погодных условий?
При организации труда работников наниматель обязан обеспечивать здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте, соблюдать установленные нормативными правовыми актами требования по охране труда и предоставлять гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Кроме того, при отсутствии в нормативных правовых актах требований, обеспечивающих безопасные условия труда, наниматель обязан принять меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда (п. 5 ст. 55 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).
На отдельных видах работ наряду с перерывами для отдыха и питания предоставляют дополнительные специальные перерывы в течение рабочего дня (ст. 135 ТК), включаемые в рабочее время. К ним относятся в т.ч. и перерывы для обогревания.
Виды работ, частоту и продолжительность перерывов наниматель указывает в правилах внутреннего трудового распорядка.
Таким образом, в зависимости от погодных условий наниматель может установить дополнительные перерывы для обогрева или увеличить продолжительность действующих. Для этого ему необходимо издать приказ.
 
Как производится приемка объектов после ремонта и модернизации?
В соответствии с административными процедурами, совершаемыми Минтруда и соцзащиты РБ в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Департамент государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты РБ в течение 15 дней выдает заключение при приемке в эксплуатацию законченных строительных объектов производственного и социально-бытового назначения.
Для согласования необходимо представить:
– заявление (извещение о приемке объекта);
– утвержденную проектную документацию;
– акты об индивидуальных испытаниях и комплексном опробовании;
– паспорта на оборудование и механизмы;
– сведения об обеспечении принимаемого объекта эксплуатационными кадрами и предназначенными для их обслуживания санитарно-бытовыми помещениями, пунктами питания и т.п.
На основании п. 9 приложения к Положению о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 06.06.2011 № 716 «Об утверждении Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства», обособленные территориальные подразделения Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты РБ не выдают заключения при приемке в эксплуатацию объектов реконструкции, ремонта и жилищного фонда.
 
Справочно: модернизация (зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций) –  это совокупность работ и мероприятий, связанных с повышением потребительских качеств зданий, сооружений, коммуникаций, их частей и (или) элементов, с приведением эксплуатационных показателей к уровню современных требований в существующих габаритах (п. 3.3.5 технического кодекса установившейся практики «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения» (ТКП 45-1.01-4-2005 (02250)).
 
Примечание. Модернизация является видом реконструкции, проводимой в существующих габаритах зданий, сооружений, коммуникаций. При модернизации могут осуществляться изменение планировки без изменения назначения отдельных помещений, устройство встроенных помещений для лестничных клеток, лифтов, мусоропроводов, выполнение балконов, лоджий, замена отдельных видов несущих конструкций (стен, лестниц, перекрытий, покрытий), улучшение архитектурной выразительности здания, переустройство крыш, утепление и шумоизоляция зданий, оснащение недостающими видами инженерного оборудования или повышение его уровня, переустройство наружных сетей (кроме магистральных).
 

Статьи на тему

Аттестация рабочего места. Штейнер А.

№14, июль 2017

ВОПРОС-ОТВЕТ

№19, октябрь 2012

В помощь кадровой службе: аттестация рабочих мест по условиям труда

№7 , апрель 2012

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.