Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Весенний призыв: оформляем кадровые документы

Весной в республике начинается армейский призыв. Если работника призвали на военную службу, с ним прекращается трудовой договор и при увольнении ему выплачивается выходное пособие в размере не менее 2-недельного среднего заработка. Если работника призвали на сборы, то это не влечет за собой прекращения трудового договора. Кроме того, за военнообязанными, призванными на сборы, за все время сборов (включая следование к месту проведения сборов и обратно) сохраняется место работы (должность) и выплачивается средний заработок по месту работы.

Как правильно оформить кадровые документы в случае призыва работника на военную службу или военные сборы, помог разобраться Жучков Павел Александрович, главный государственный инспектор труда отдела надзора за соблюдением законодательства о труде Минского областного управления Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь.

 

Работник организации призван на военную службу, и трудовой договор с ним был прекращен по п. 1 ст. 44 ТК.

В какой срок и в каком размере работнику необходимо выплатить выходное пособие? Можно ли привлечь нанимателя к административной ответственности за несвоевременную выплату выходного пособия?

 

Документ: Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

 

Выходное пособие выплачивается в случаях, предусмотренных ТК и иными актами законодательства, коллективным договором, соглашением.

Гарантии для работников в связи с призывом на военную службу установлены ст. 340 ТК. К ним относится и выплата выходного пособия.

Выплата производится, если в приказе (распоряжении) об увольнении содержится ссылка на расторжение трудового договора по п. 1 ст. 44 ТК. Призывникам пособие выплачивается в размере не менее 2-недельного среднего заработка (часть вторая ст. 48 ТК).

На сезонных и временных работников распространяется действие законодательства о труде с изъятиями, установленными гл. 23 и 24 ТК (часть вторая ст. 292 и часть вторая ст. 299 ТК). В случае призыва на военную службу таким работникам выплачивается выходное пособие в размере 2-недельного среднего заработка (ст. 295302 ТК).

В коллективных договорах (соглашениях) могут быть указаны иные (но не ниже установленных ТК) размеры выплаты выходного пособия призывникам.

Взносы на социальное страхование из сумм выплаченного выходного пособия призывникам вне зависимости от его размера не удерживаются.

При увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя, производятся в день увольнения. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие выплаты должны быть произведены не позднее следующего дня после предъявления им требований о расчете (части первая и вторая ст. 77 ТК). В случае спора о размерах выплат, причитающихся работнику при увольнении, наниматель обязан в вышеуказанный срок выплатить не оспариваемую им сумму.

Таким образом, ст. 77 ТК содержит императивную норму, обязывающую нанимателя обеспечить выплату окончательного расчета, включая причитающиеся суммы выходного пособия, работнику в день увольнения.

В случае невыплаты нанимателем в установленные сроки причитающихся работнику сумм выходного пособия для нанимателя наступает административная ответственность по ч. 1 ст. 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусматривающей наложение штрафа за нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы.

 

По какой статье следует уволить работника, направленного на прохождение альтернативной службы?

В случае направления работника для прохождения альтернативной службы он подлежит увольнению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, по п. 1 ст. 44 ТК.

 

Документ: Закон Республики Беларусь от 04.06.2015 № 276-З «Об альтернативной службе» (далее – Закон об альтернативной службе).

 

Прохождение гражданами альтернативной службы предусмотрено Законом об альтернативной службе.

Альтернативная служба представляет собой общественно полезную деятельность, осуществление которой возлагается на граждан взамен воинской службы (часть первая ст. 1 Закона об альтернативной службе).

На альтернативную службу могут быть направлены граждане, подлежащие призыву на срочную военную службу, службу в резерве, годные для прохождения службы, лично заявившие о том, что такая служба противоречит их религиозным убеждениям в той мере, в которой ее прохождение становится невозможным (часть первая ст. 3 Закона об альтернативной службе).

Граждане проходят альтернативную службу в организациях:

– здравоохранения;

– социальной сферы;

– жилищно-коммунального, сельского и лесного хозяйства;

– занимающихся благоустройством территорий, строительством и ремонтом дорог и железнодорожных путей (часть первая ст. 4 Закона об альтернативной службе).

 

В период трудового отпуска работник был призван на военные сборы. После прохождения сборов он обратился к нанимателю с заявлением о переносе неиспользованной части трудового отпуска на следующий месяц.

Может ли наниматель удовлетворить просьбу работника?

В данной ситуации работник был на военных сборах во время своего трудового отпуска. Следовательно, в период прохождения сборов он исполнял воинские обязанности, и эти дни не являются днями трудового отпуска.

В случае привлечения работника к выполнению государственных обязанностей с правом на освобождение от работы трудовой отпуск может быть перенесен или продлен (п. 3 части первой ст. 171 ТК).

Если причины, перечисленные в части первой ст. 171 ТК, наступают во время трудового отпуска, он продлевается на соответствующее число календарных дней либо по желанию работника неиспользованная часть отпуска переносится на другой согласованный с нанимателем срок текущего рабочего года (часть вторая ст. 171 ТК).

Таким образом, наниматель может удовлетворить просьбу работника и перенести неиспользованные дни трудового отпуска на следующий месяц.

 

Работник государственной организации был уволен в связи с призывом на военную службу по п. 1 ст. 44 ТК. При увольнении ему было выплачено выходное пособие в размере 2-недельного среднего заработка в соответствии со ст. 48 ТК.

Через 3 дня работник обратился в отдел кадров организации с просьбой принять его на работу в связи с отсрочкой призыва на срочную военную службу.

Имеет ли право наниматель отказать работнику в приеме на работу?

 

Документ: Закон Республики Беларусь от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (далее – Закон).

 

Военная служба – основной вид воинской службы, заключающийся в непосредственном исполнении гражданами воинской обязанности (конституционного долга по защите Республики Беларусь) в составе Вооруженных Сил и других воинских формирований (ст. 1 Закона). В ст. 32 Закона приведен исчерпывающий перечень оснований, а также категорий граждан, которым предоставляется отсрочка от призыва на срочную военную службу.

Гражданам, проходящим подготовку к военной службе, призванным или поступившим на военную службу, службу в резерве, по месту их работы предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством о труде и иными законодательными актами Республики Беларусь (ст. 6 Закона).

Лицам, работавшим до призыва на военную службу в государственных организациях и уволенным с военной службы, гарантируется сохранение в течение 3 месяцев со дня, следующего за днем окончания состояния на военной службе права поступления на работу к тому же нанимателю на должность, равноценную занимаемой до призыва на военную службу (ст. 342 ТК).

Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора с военнослужащими срочной военной службы, уволенными из Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Беларусь и направленными на работу в счет брони для предоставления первого рабочего места (ст. 16 ТК).

Окончанием состояния на военной службе считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Срок срочной военной службы истекает в число последнего месяца срока, предшествующее числу отправки гражданина, призванного на срочную военную службу, в воинскую часть (ст. 47 Закона).

Поскольку в вышеназванной ситуации работник не осуществлял прохождение военной службы по призыву в составе Вооруженных Сил Республики Беларусь и не был уволен с военной службы в порядке, определенном Законом, оснований для приема его на работу на должность, равноценную занимаемой до призыва на военную службу, у организации не имеется.

Возврат работником выходного пособия, выплаченного ему при увольнении на основании п. 1 ст. 44 ТК, в связи с тем что обстоятельства изменились и он вновь принимается к прежнему нанимателю, законодательством не предусмотрен.

Удержание из заработной платы производится только в случаях, указанных в ст. 107 ТК. Данной статьей не установлена возможность удержания из зарплаты выплаченного при увольнении выходного пособия.

Взыскание с работника выходного пособия, необоснованно выплаченного при увольнении, будет возможно лишь в судебном порядке.

 

Работник подал нанимателю заявление об увольнении в связи с  поступлением на военную службу.

Может ли наниматель отказать работнику в увольнении по указанному основанию, если данный работник не призывается на военную службу, а поступает на нее добровольно по контракту?

Законодательством установлен приоритет воинской службы перед другими видами государственной службы и трудовой деятельностью, который выражается в прекращении гражданами работы, учебы и иной деятельности при призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на службу в резерве, на сборы, а также в повышенном уровне социальной защищенности граждан, проходящих военную службу, службу в резерве (ст. 5 Закона).

Если толковать содержание п. 1 ст. 44 ТК буквально, то по данному основанию подлежат увольнению исключительно граждане, которые призываются на службу. Однако, анализируя ст. 44, 294, 295, 301, 302 ТК, можно сделать вывод что по п. 1 ст. 44 ТК подлежат увольнению как работники, призываемые на срочную военную службу, так и работники, добровольно поступающие на военную службу на основании контракта.

Для увольнения по п. 1 ст. 44 ТК работник, помимо заявления о прекращении трудового договора, обязан представить либо повестку военкомата, либо копию заключенного контракта о службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь.

Наличие указанных документов для увольнения по п. 1 ст. 44 ТК является обязательным. Нельзя произвести увольнение только на основании одного заявления, в котором работник указывает причину (призыв, заключение контракта), равно как нельзя уволить по указанному основанию при отсутствии заявления работника.

Дата увольнения должна быть согласована с работником. Поскольку дата призыва указывается в повестке военкомата, дата начала службы по контракту – в контракте, то увольнение должно быть произведено до соответствующей даты в срок, указанный работником в заявлении.

Наниматель не вправе перенести (отодвинуть) дату увольнения либо вовсе отказать в увольнении по п. 1 ст. 44 ТК, несмотря на уважительность причин, которыми он при этом руководствуется.

 

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.