10 май 2010
Страница № 32

За нарушение законодательства о труде ответственность несут как организация, так и ее должностные лица

Ольга Бобкова, прокурор отдела по надзору за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам прокуратуры Минской области

Административно наказуемые деяния в трудовой сфере

При большом количестве административно наказуемых деяний юридических лиц и их должно­стных лиц большинство из них относятся к нару­шениям в сфере хозяйственной деятельности.

Что же касается правонарушений в сфере тру­довых правоотношений, то административно на­казуемых составов в данной области законодатель предусмотрел сравнительно немного.

В КоАП нет отдельной главы, в которой были бы собраны статьи, предусматривающие ответст­венность юридического лица и его должностных лиц за нарушения законодательства о труде. Они содержатся в различных главах КоАП, предусмат­ривающих меры ответственности за администра­тивные правонарушения против чести и достоин­ства человека, прав и свобод человека и гражда­нина (гл. 9), против здоровья населения (гл. 16), против порядка использования топливно-энерге­тических ресурсов (гл. 20) и др.

К правонарушениям непосредственно в сфере труда можно отнести деяния, влекущие админист­ративную ответственность, установленную за:

отказ в предоставлении гражданину инфор­мации (ст. 9.6 КоАП);

нарушение законодательства о пенсионном обеспечении (ст. 9.14 КоАП);

нарушение законодательства о занятости на­селения (ст. 9.15 КоАП);

отказ в приеме на работу (ст. 9.16 КоАП);

нарушение правил по охране труда (ст. 9.17 КоАП);

нарушение законодательства в сфере коллек­тивных трудовых отношений (ст. 9.18 КоАП);

нарушение законодательства о труде (ст. 9.19 КоАП );

сокрытие страхового случая (ст. 9.20 КоАП);

нарушение порядка и условий трудоустрой­ства граждан за границей (ст. 9.23 КоАП);

нарушение требования заключения граждан­ско-правовых договоров (ст. 9.25 КоАП);

нарушение законодательства об администра­тивных процедурах (ст. 9.26 КоАП).

Применительно к рассматриваемым пробле­мам административная ответственность нанима­теля и его должностных лиц также установлена за нарушение правил и норм радиационной безо­пасности (ст. 16.6 КоАП), нарушение санитар­ных норм, правил и гигиенических нормативов (ст. 16.8 КоАП), непредставление сведений об авариях на опасных производственных объектах (ст. 21.10 КоАП), нарушение правил пожарной безопасности (ст. 23.56 КоАП), прием на ра­боту без документов (ст. 23.15 КоАП), наруше­ние требований по безопасному ведению работ (ст. 23.61 КоАП) и др.

А теперь рассмотрим несколько случаев на­ступления указанной выше административной от­ветственности.

Привлечение к ответственности нанимателей за неисполнение обязанностей в области обеспечения занятости населения

Наниматели в соответствии со ст. 21 Закона РБ от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения в Республике Беларусь» (с изменениями и допол­нениями; далее - Закон) обязаны:

содействовать проведению государственной политики в области обеспечения занятости насе­ления на основе соблюдения законодательства о труде, условий трудовых договоров, коллективных договоров, соглашений; оказания помощи в тру­доустройстве, не допуская установления дискри­минационных условий, ограничивающих гарантии реализации права на труд, профессиональной

подготовке, переподготовке и повышении квали­фикации; предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет собственных средств, если это предусмотрено ло­кальными нормативными правовыми актами или трудовым договором; обеспечения профессио­нальной подготовки, переподготовки и повыше­ния квалификации работников; соблюдения уста­новленной брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

своевременно (не позднее чем за 3 меся­ца) представлять в органы по труду, занятости и социальной защите и профсоюз письменную ин­формацию о возможных массовых увольнениях работников (категории и численность работников, которых они могут коснуться, сроки их осущест­вления), производимых в порядке, установленном законодательством;

не менее чем за 2 месяца до массового вы­свобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности ин­дивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нани­мателя с указанием фамилии, профессии (специ­альности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников;

принимать на работу граждан, направленных органами по труду, занятости и социальной защи­те в счет брони, установленной в соответствии со ст. 11 Закона;

принимать на работу выпускников государ­ственных учреждений, обеспечивающих получе­ние профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, согласно договорам (заявкам) на обучение, заключенным между указанными учреждениями образования и нанимателями;

создавать рабочие места (в т.ч. специализи­рованные для лиц с ограниченной трудоспособно­стью) для трудоустройства граждан, указанных в ст. 11 Закона;

создавать рабочие места для трудоустрой­ства работников, получивших инвалидность в ре­зультате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у дан­ного нанимателя;

письменно уведомлять органы по труду, за­нятости и социальной защите о наличии свобод­ных рабочих мест (вакансий) в течение 2 недель со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты. При этом нанимателям запре­щается указывать дискриминационные условия в предложениях об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях);

предоставлять оплачиваемые общественные работы безработным и гражданам, ищущим рабо­ту, в соответствии с перечнями общественных ра­бот, утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами;

осуществлять контроль за ежедневной яв­кой на работу обязанных лиц, трудоустроенных по судебному постановлению органами по труду, занятости и социальной защите, а также инфор­мировать органы по труду, занятости и социаль­ной защите, суд, исполняющий судебное поста­новление или исполнительную надпись нотариуса, органы внутренних дел о систематической неявке на работу этих лиц, если исчерпаны все меры по обеспечению их явки на работу и выполнения ими трудовых обязанностей, и т.д.;

перечислять обязательные страховые взносы в государственный фонд содействия занятости.

Не допускается отказ нанимателя в приеме на работу обязанных лиц, направленных по судебно­му постановлению органами по труду, занятости и социальной защите для трудоустройства.

Ответственность за нарушение законодатель­ства о занятости населения установлена ст. 9.15, 9.16 КоАП.

Протоколы об указанных административных правонарушениях имеют право составлять упол­номоченные на то должностные лица органов государственной службы занятости населения (п. 55 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП).

За неисполнение нанимателями обязанностей установлена административная ответственность должностных и юридических лиц

Дела об административных правонарушениях за нарушение законодательства о занятости населения и отказе в приеме на работу рассматрива­ются единолично судьей районного (городского) суда.

Статья 9.15 КоАП (нарушение законода­тельства о занятости населения) состоит из 3 частей:

часть первая предусматривает админи­стративную ответственность в виде штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (БВ), а юридическому лицу - до 100 БВ за невыпол­нение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест (в т.ч. специализированных рабо­чих мест для лиц с ограниченной трудоспособ­ностью) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не спо­собных на равных условиях конкурировать на рынке труда, а также родителей, которые обя­заны возмещать расходы, затраченные государ­ством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случаях, когда обязательность создания таких мест предусмот­рена законодательством;

часть вторая определяет администра­тивную ответственность в виде штрафа в раз­мере от 30 до 50 БВ, а юридическому лицу - до 100 БВ за невыполнение нанимателем обязан­ности по созданию рабочих мест для трудоуст­ройства работников, получивших инвалидность в результате увечья или профессионального за­болевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязан­ностей у данного нанимателя;

часть третья устанавливает административ­ную ответственность в виде штрафа в размере от 20 до 50 БВ, а юридическому лицу - до 100 БВ за неуведомление органов государственной службы занятости населения, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этой службы нани­мателем или уполномоченным должностным ли­цом нанимателя о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией юридическо­го лица, прекращением деятельности индиви­дуального предпринимателя или сокращением численности (штата) работников либо о наличии свободных рабочих мест (вакансий).

Пример 1

В результате проверки закрытого акционерно­го общества «Т» (далее - ЗАО «Т») установлено
неисполнение нормы абзаца девятого части пер­вой ст. 21 Закона, т.е. государственная служба за­нятости не была уведомлена о наличии вакансий. Составлено 2 административных протокола - на юридическое лицо и должностное лицо (инспекто­ра по кадрам).

Административное дело в отношении ЗАО «Т» было рассмотрено судьей и вынесено судебное по­становление, в котором указано, что 12 декабря 2009 г. в ходе проверки ЗАО «Т» было выявлено нарушение, выразившееся в непредоставлении в органы государственной службы занятости сведе­ний о наличии следующих вакансий: 0,5 штатной единицы инженера-конструктора и 0,25 штатной единицы инженера по охране труда.

В судебном заседании представитель ЗАО «Т» вину полностью признал и пояснил суду, что нару­шение произошло по недоразумению. Виновность юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс в совершении право­нарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.15 КоАП, также подтверждается протоколом об администра­тивном правонарушении, протоколом опроса, при­казами, актом проверки и другими письменными материалами дела.

Приведенные доказательства получены в соот­ветствии с требованиями закона и из предусмот­ренных им источников. Оснований для сомнения в их достоверности не имеется.

С учетом изложенного суд постановил нало­жить штраф на ЗАО «Т» в размере 30 БВ. Инспектор по кадрам ЗАО «Т» за это же адми­нистративное правонарушение подвергнут штрафу в сумме 30 БВ. Постановления суда в отношении ЗАО «Т» и инспектора по кадрам не обжалованы, не опроте­стованы и вступили в законную силу.

Необоснованно отказали в приеме на работу? Платите штраф!

Только на должностных лиц нанимателя на­лагаются штрафы за отказ в приеме на работу (ст. 9.16 КоАП):

- в размере от 20 до 50 БВ - за необосно­ванный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами государственной службы занятости населения в счет брони (ч. 1 ст. 9.16 КоАП);

- в размере от 20 до 50 БВ - за отказ долж­ностного лица нанимателя в приеме на рабо­ту выпускника государственного учреждения, обеспечивающего получение профессионально­технического, среднего специального или высшего образования, в соответствии с догово­ром (заявкой) на обучение, заключенным между указанными учреждением образования и нани­мателем, а равно иного лица, заключение трудо­вого договора с которым является обязательным (ч. 2 ст. 9.16 КоАП).

Пример 2

Генеральный директор ЗАО «Ф» отказал в приеме на работу лицу, обязанному возмещать расходы, затраченные государством на содержа­ние детей, находящихся на государственном обес­печении (далее - обязанное лицо), направленному органами по труду, занятости и социальной защите для трудоустройства. В результате проверки отказ в приеме на работу обязанного лица признан не­обоснованным. Составлен протокол об админист­ративном правонарушении в отношении должно­стного лица - генерального директора. Админист­ративное дело направлено в суд для привлечения должностного лица к административной ответст­венности.

В судебном заседании установлено, что гене­ральный директор ЗАО «Ф» отказал в приеме на работу Ш. - лицу, заключение трудового договора с которым является обязательным. По Декрету Пре­зидента РБ от24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в небла­гополучных семьях» Ш. был направлен службой занятости на свободное рабочее место водителя автомобиля.

ЗАО «Ф» включено в перечень орга­низаций (утвержденный решением Мингориспол- кома и Миноблисполкома), на которые возлагается ответственность по трудоустройству вышеуказан­ной категории граждан. Сведения о потребности в работниках на вакансию водителя автомобиля нанимателем заявлены в количестве 2 единиц. На момент отказа согласно представленным к провер­ке документам штат предприятия не был укомплек­тован 2 штатными единицами водителя автомоби­ля. Таким образом, отказ генерального директора

ЗАО «Ф» по причине отсутствия вакансии признан необоснованным. В судебном заседании должностное лицо вину признало полностью.

Помимо этого виновность должностного лица подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении, табелем уче­та рабочего времени, сведениями о наличии сво­бодных рабочих мест, актом проверки соблюдения законодательства о занятости населения.

К обстоятельствам, смягчающим ответствен­ность, суд отнес чистосердечное раскаяние в со­вершенном правонарушении.

Усматривая в действиях должностного лица при­знаки административного правонарушения, преду­смотренного ч. 2 ст. 9.16 КоАП и учитывая характер совершенного правонарушения, личность наруши­теля, степень его вины в содеянном, имуществен­ное положение, судья счел целесообразным под­вергнуть должностное лицо административному взысканию в виде штрафа в размере 20 БВ.

В заключение...

Правильное и своевременное использо­вание прав, предоставленных юридическому лицу, в отношении которого возбуждено адми­нистративное производство, и его представи­телям, создает предпосылки для более эффек­тивной защиты своей хозяйственной деятель­ности от неправомерных действий и решений должностных лиц, ведущих административный процесс.

Многие из указанных прав предоставляют возможность для ведения активной защиты биз­неса. Хотя бремя доказывания в административ­ном процессе и возлагается на орган, ведущий административный процесс, не пользоваться своими правами едва ли разумно и продуктив­но. Особенно если анализ возникшей ситуации указывает на слабости позиции «обвиняющей» стороны, обусловленные неправильным приме­нением ею норм материального права, изложен­ных в КоАП и иных нормативных правовых ак­тах, или нарушением ею процессуальных норм, закрепленных в ПИКоАП.

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.