3 февраль 2010
Страница № 32

Алгоритм заключения коллективного договора

Татьяна Клещёнок, юрист

Коллективный договор - локальный норма­тивный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работниками (ст. 361 Трудового кодекса РБ (далее - ТК)).

Универсальные нормы, регулирующие отно­шения работника и работодателя, закреплены в положениях ТК. А вот правила игры, характерные для определенной отрасли, организации, пред­приятия, должны указываться именно в коллек­тивном договоре. Получается, что содержание этого документа шире, он защищает работника в большей степени, дает ему больше возможно­стей. Коллективный договор - объемный документ, который затрагивает и оплату труда, охрану тру­да, регулирование рабочего времени и отдыха, а также социальные льготы и гарантии.

В данной статье рассмотрим, что такое кол­лективный договор, определим основные функ­ции, принципы, значение этого документа и научимся его составлять при помощи алгоритма пошаговых действий.

Функции коллективного договора

Прежде всего рассмотрим основные функ­ции коллективного договора.

Защитная функция коллективного договора заключается в том, чтобы защитить интересы ра­ботников, так как в трудовых отношениях рабо­тодатель является экономически более сильной стороной (например, в коллективном договоре можно предусмотреть меры по сохранению ра­бочих мест на случай механизации или автома­тизации производства).

Упрощению трудовых договоров, оптимиза­ции расчетов затрат на оплату труда способству­ет оптимизирующая функция.

Регулирующая функция коллективного дого­вора позволяет избежать открытых конфликтов между работниками и работодателем. Пока до­говор остается в силе, он регулирует трудовые отношения и помогает разрешить все вопросы, возникающие у сторон.

С точки зрения эффективного управления коллективный договор выполняет в организации еще целый ряд важных функций, в числе кото­рых нормативно-регулирующая (создание сво­да правил и норм организации), интегративная (снижение уровня конфликтности, объединение коллектива) и коммуникативная (расширение информационного обмена в организации и взаимо­понимания между менеджерами и работни­ками).

В процессе работы над проектом коллектив­ного договора у руководителя появляется воз­можность составить максимально точное пред­ставление о реальных интересах и потребностях работников. Заключение коллективного догово­ра помогает наладить партнерские отношения работодателя с профсоюзом.

Принципы заключения коллективного договора

Заключение коллективного договора базиру­ется на определенных принципах. Среди них:

соблюдение законодательства. В основе этого принципа лежит выполнение всех законо­дательных норм, действующих в сфере коллек­тивных трудовых отношений;

полномочность представителей сторон. Поскольку полномочие - это право, предостав­ленное кому-либо на осуществление какой-либо деятельности, то стороны, ведущие коллектив­ные переговоры, должны наделять своих представителей полномочиями, необходимыми для ведения переговоров и подписания соответству­ющих документов;

равноправие сторон. Этот принцип пред­определяет степень эффективности взаимодей­ствия сторон коллективных трудовых отношений. Партнеры могут договариваться и принимать взвешенные, взаимовыгодные решения только в том случае, если они наделены равными правами;

добровольность принятия обязательств, что означает свободу выбора условий, составляю­щих содержание коллективного договора. При ведении договорного процесса стороны должны быть свободны в выборе вопросов, входящих в сферу труда;

реальность обеспечения принимаемых обязательств. Коллективные договоры не долж­ны заключаться формально и включать в себя невыполнимые обязательства, поэтому необ­ходимо учитывать реальные возможности сторон;
систематичность контроля и неотврати­мость ответственности. Формы контроля могут быть разными: как проверка выполнения отдель­ных конкретных обязательств сторон, так и со­держание договора в целом. При осуществлении контроля стороны обязаны представлять всю не­обходимую для этого информацию.

Значение коллективного договора

Коллективный договор устанавливает права и гарантии, улучшающие положение работников по сравнению с законодательством. В ситуации, существующей на рынке труда, большинство ра­ботников не могут в одиночку существенно из­менить условия труда. В то же время это может сделать профсоюз в процессе коллективных пе­реговоров.

Необходимость заключения коллективных договоров признана в большинстве стран с ры­ночной экономикой. Статус коллективных дого­воров в развитых странах чрезвычайно высок: они являются важным, а зачастую главным ис­точником трудового права.

Из тех вопросов, которые содержит коллек­тивный договор, очевидно, что это документ, ко­торый сотрудники кадровой службы используют в своей каждодневной работе. Вопросы трудо­вых договоров, социального страхования, тру­дового распорядка или предоставления отпусков - все это вопросы регулирования трудовых отно­шений, которые находятся в ведении кадровой службы.

Перечень вопросов, которые может содержать коллективный договор

Содержание коллективного договора опре­деляется сторонами в соответствии с генераль­ным, тарифным и местным соглашениями (при их наличии) в пределах их компетенции, а также в соответствии с ТК.

Коллективный договор может содержать по­ложения:

об организации труда и повышении эф­фективности производства;

нормировании, формах, системах оплаты труда, иных видах доходов работников;

размерах тарифных ставок (окладов), до­плат и надбавок к ним;

продолжительности рабочего времени и времени отдыха;

создании здоровых и безопасных условий труда, улучшении охраны здоровья, гарантиях государственного социального страхования ра­ботников и их семей, охране окружающей среды;

заключении и расторжении трудовых до­говоров;

обеспечении занятости, подготовке, повы­шении квалификации, переподготовке, трудоуст­ройстве высвобождаемых работников;

регулировании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда;

строительстве, содержании и распределе­нии жилья, объектов социально-культурного на­значения;

организации санаторно-курортного лече­ния и отдыха работников и членов их семей;

предоставлении дополнительных гаран­тий многодетным и неполным семьям, а также семьям, воспитывающим детей-инвалидов;

улучшении условий жизни ветеранов, ин­валидов и пенсионеров, работающих или рабо­тавших у нанимателя;

создании условий для повышения куль­турного уровня и физического совершенствова­ния работников;

минимуме необходимых работ (услуг), обеспечиваемых при проведении забастовки;

ответственности сторон за невыполне­ние коллективного договора;

гарантиях социально-экономических прав работников при разгосударствлении и при­ватизации;

ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника;

других трудовых и социально-экономи­ческих условиях.

Этот перечень не является обязательным, он лишь дает представление о том, какие проблемы могут быть предметом обсуждения при заклю­чении коллективного договора. Он также не яв­ляется исчерпывающим, так как стороны могут определить другие актуальные в данной органи­зации вопросы организации трудовой деятель­ности и охраны трудовых прав.

Алгоритм пошаговых действий заключения коллективного договора

Представим последовательность действий по заключению коллективного договора в виде алгоритма пошаговых действий.

ШАГ 1 . Представители работников и ра­ботодатель могут проявить инициативу по прове­дению переговоров и заключению коллективного договора. Традиционно инициирует заключение договора профсоюз, однако с таким предложени­ем вполне может выступить и работодатель. За­ключению коллективного договора, как правило, предшествуют коллективные переговоры.

Именно на этом этапе происходит принятие решения о необходимости заключения коллектив­ного договора и направление письменного уве­домления другой стороне о начале коллективных переговоров.

Каждая сторона коллективных трудовых от­ношений имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллектив­ных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения, которые другая сторона обязана начать в 7-днев­ный срок. Эта норма содержится в части первой ст. 357 ТК. Коллективные переговоры могут быть начаты в иной срок по соглашению сторон.

Стороны не вправе уклониться от ведения коллективных переговоров или прекратить их в одностороннем порядке.

ШАГ 2 . Создание комиссии для ведения коллективных переговоров из уполномоченных представителей сторон.

Комиссия образуется на паритетной (равной) основе, что означает одинаковое количество представителей от каждой из сторон.

Состав комиссии, сроки и место проведения коллективных переговоров определяются сторо­нами коллективных трудовых отношений.

Руководителем организации издается приказ, определяющий представителей от нанимателя. Одновременно с приказом по этому же вопросу принимается решение представительного органа работников (например, на заседании профкома). Возможен вариант издания единого решения сто­рон путем издания нанимателем приказа, согла­сованного с профсоюзом. Здесь же определяются порядок и сроки разработки проекта коллектив­ного договора, а также его заключения.

Как показывает практика, коллективные пе­реговоры эффективны и результативны только тогда, когда полно и качественно проведена под­готовка к ним.

До начала переговоров стороны подбирают и анализируют законодательные акты, норма­тивные правовые документы, в т.ч. генеральное, тарифные и местные соглашения; анализируют результаты финансово-хозяйственной деятель­ности нанимателя, перспективы его развития; критически оценивают позитивные и негатив­ные стороны предыдущего коллективного дого­вора, а также коллективно-договорную практику прошлых лет в отрасли; организуют сбор предло­жений всех работников в проект коллективного договора; всесторонне и полно оценивают эти предложения, например, путем разделения их на «самые значимые и принципиальные», которые будут на переговорах отстаиваться до конца, и на «компромиссные», по которым можно уступить.

Наниматели (их объединения), соответствую­щие органы государственного управления обяза­ны представлять информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. За непред­ставление лицом, уполномоченным в соответ­ствии с законодательством представлять нани­мателя, информации, необходимой для ведения коллективных переговоров, предусмотрена адми­нистративная ответственность в виде наложения штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин (ст. 9.18 Кодекса Республики Беларусь об адми­нистративных правонарушениях).

С другой стороны, представители сторон кол­лективных переговоров, разглашающие сведения, являющиеся государственной или коммерческой тайной, несут ответственность согласно законо­дательству.

ШАГ 3. Обсуждение комиссией проекта коллективного договора.

Проект коллективного договора может быть подготовлен любой из сторон. Если свой проект предлагает каждая из сторон, комиссия опреде­ляет, какой из них принять за основу. Одновре­менно с обсуждением текста проекта комиссия рассматривает предложения, поступающие от ра­ботников по включению в коллективный договор дополнительных льгот и гарантий.

На каждом заседании комиссии должен вес­тись протокол.

Решение комиссии по обсуждаемым вопро­сам принимается на основе взаимного согласия сторон. Это означает, что за принятие какого- либо решения должно проголосовать большинство представителей от каждой из сторон (со стороны нанимателя и со стороны профсоюза).

Если комиссия так и не смогла принять со­гласованное решение по какому-либо пункту, то составляется протокол разногласий, который вместе с проектом уже согласованного комисси­ей коллективного договора выносится на собра­ние (конференцию) работников. По результатам принятого на собрании решения стороны могут подписать коллективный договор как в целом, так и по согласованным позициям. Неурегулирован­ные разногласия могут стать по решению того же собрания предметом дальнейших переговоров или предметом коллективного трудового спора.

ШАГ 4. Обсуждение разработанного ко­миссией проекта коллективного договора с ра­ботниками в структурных подразделениях орга­низации и последующая его доработка с учетом поступивших от работников замечаний и предло­жений.

Обсуждение проекта договора работниками осуществляется в порядке и сроки, определенные сторонами. При этом проект коллективного до­говора может быть размещен на стендах, опуб­ликован в газете или иным способом доведен до сведения работников.

ШАГ 5 . Утверждение проекта коллектив­ного договора на общем собрании (либо конфе­ренции) работников организации и подписание его уполномоченными представителями сторон.

От имени нанимателя коллективный договор подписывает руководитель организации, от име­ни работников, как правило, руководитель пред­ставительного органа работников, т.е. соответ­ствующего профсоюза.

ШАГ 6. Регистрация коллективного дого­вора в местном исполнительно-распорядитель­ном органе.

Требование о регистрации подписанного кол­лективного договора установлено ст. 370 ТК. Вве­дение обязательной регистрации коллективно­го договора означает, что без выполнения этого требования он не будет иметь юридической силы и не будет отражать действительных отношений между сторонами. Не зарегистрированный в ус­тановленном порядке коллективный договор не может являться источником доказательств в слу­чае коллективного или индивидуального трудово­го спора.

Порядок регистрации коллективного догово­ра предусмотрен ст. 371 ТК.

Для регистрации коллективного договора на­ниматель представляет в регистрирующий орган следующие документы:

заявление в письменной форме с просьбой о регистрации с указанием: юридического ад­реса, фамилии, имени, отчества (полностью), контактного телефона представителей сторон, подписавших изменения и дополнения в коллек­тивный договор, даты подписания, отрасли (по основному виду деятельности), формы собствен­ности, общей численности работников организа­ции, в т.ч. профсоюзной организации, наимено­вание вышестоящего профсоюзного органа;

подписанный сторонами коллективный до­говор в количестве, соответствующем числу сто­рон коллективного договора, плюс один экземп­ляр для регистрирующего органа (при этом сто­ронами должна быть подписана каждая страница коллективного договора);

копии документов, подтверждающих полно­мочия сторон на подписание коллективного до­говора.

Все необходимые для регистрации документы направляются в регистрирующий орган в течение одного месяца со дня заключения коллективного договора.

Регистрирующий орган не позднее 2 недель с момента подачи заявления делает соответствую­щую запись в специальном журнале и на первой странице представленного коллективного догово­ра ставит штамп о регистрации.

Регистрирующие органы могут отказать в ре­гистрации коллективного договора только в том случае, если не все указанные документы пред­ставлены или если представленные документы не оформлены надлежащим образом. Отказ в регист­рации может быть обжалован в вышестоящий ор­ган, а в случае его отказа - в суд.

Порядок внесения изменений и дополнений в коллективный договор

Порядок внесения изменений и дополнений в коллективный договор аналогичен порядку, ус­тановленному для заключения коллективного до­говора, включая регистрацию внесенных в коллек - тивный договор изменений и дополнений в мест­ном исполнительно-распорядительном органе.

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.