О чем статья: с 01.01.2026 изменится порядок проведения контролирующими (надзорными) органами мониторингов по соблюдению законодательства субъектами хозяйствования. Какие изменения следует ожидать, расскажем в статье.
До конца 2025 г. мониторинги проводятся по нормам Положения о порядке проведения мониторинга № 510 и Указа № 510, которыми регулируется проведение контроля и надзора за соблюдением требований законодательства.
С 01.01.2026 мониторинги будут проводиться согласно Положению о порядке проведения мониторинга. Новое Положение № 227 существенно детализировало порядок проведения мониторинга и оформления его результатов. Детально прописаны как права, так и обязанности должностных лиц, проводящих мониторинги, а также субъектов (их представителей), в отношении которых проводятся мониторинги.
Рассмотрим 14 основных изменений в порядке проведения мониторингов.
1. Детализировано значение термина «мониторинг».
Мониторинг – форма контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами для выявления и предотвращения нарушений законодательства и недостатков в осуществлении деятельности субъекта, причин и условий, способствующих совершению нарушений и допущению недостатков (п. 12 Перечня № 227).
Справочно:
перечень терминов и их определений приводится в приложении 1 к Указу № 227 (далее – Перечень № 227).
С учетом нового определения термина «мониторинг» изменились и цели его проведения.
В настоящее время мониторинг проводится в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений.
В соответствии с Указом № 227 мониторинг будет применяться контролирующими (надзорными) органами:
– для выявления и предотвращения нарушений законодательства;
– выявления недостатков в осуществлении деятельности субъекта;
– выявления причин и условий, способствующих совершению нарушений и допущению недостатков.
2. Вводится институт дистанционного мониторинга.
Дистанционный мониторинг означает, что оценка и анализ субъекта будут происходить удаленно, без его физического посещения.
Это способ реализации формы контроля (надзора), заключающийся в дистанционном анализе и оценке имеющихся в распоряжении контролирующих (надзорных) органов информации, документов и сведений за изучаемый период деятельности субъектов на предмет соответствия требованиям законодательства без выхода на территорию и (или) объекты, на которых осуществляется деятельность субъектами (п. 3 Перечня № 227).
При проведении дистанционного мониторинга контролирующие (надзорные) органы не обязаны ознакомить субъекта (проверяемого субъекта) с решением о проведении мониторинга (часть четвертая подп. 1.2 п. 1 Указа № 227).
Справочно:
перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, мониторинги, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности утвержден Указом № 227.
При проведении дистанционного мониторинга должностные лица контролирующих (надзорных) органов вправе использовать доступные средства сети Интернет, видео- и телекоммуникационные ресурсы дистанционного контроля (надзора).
3. Детализировано, какие именно органы вправе проводить мониторинг.
Контролирующий (надзорный) орган вправе проводить мониторинг, если этот орган включен в перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, мониторинги,и сфер их контрольной (надзорной) деятельности (п. 4 Положения № 227).
В настоящее время у субъектов, в отношении которых проводится мониторинг, возникают вопросы ввиду совместного проведения мониторингов контролирующими (надзорными) и другими государственными органами, не наделенными такими полномочиями.
4. Дополнительно разграничены мониторинг и мероприятия, относящиеся к мероприятиям технического характера.
Проведение мониторингов по вопросам, относящимся к мероприятиям технического (технологического, поверочного) характера, не допускается (п. 6 Положения № 227).
Справочно:
Положение о порядке проведения мероприятий технического (технологического, поверочного) характера утверждено Указом № 227.
5. Установлен срок, в течение которого не может быть назначен мониторинг после проведения проверки.
Одной из целей Указа № 227 является уменьшение количествапроверок субъектов хозяйствования, исполняющих требования законодательства.
Мониторинг в отношении субъекта, а также объекта (объектов), на котором (которых) осуществляется деятельность субъектом, не может быть назначен одним и тем же контролирующим (надзорным) органом в течение года после проведения проверки (за исключением внеплановой тематической оперативной проверки) субъекта по вопросам, изученным в ходе проверки данным контролирующим (надзорным) органом (п. 8 Положения № 227).
Требование о невозможности назначения мониторинга в течение года после проведения проверки не распространяется на случаи наличия у контролирующего (надзорного) органа сведений о нарушениях законодательства, создающих угрозу национальной безопасности государства, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц.
6. Установлена периодичность проведения мониторингов.
В настоящее время периодичность проведения мониторингов в отношении одного субъекта законодательством не установлена. Периодичность определяется контролирующим (надзорным) органом самостоятельно. В некоторых случаях это (при частой периодичности проведения мониторингов) вызывало обоснованное недовольство со стороны субъектов хозяйствования.
С 01.01.2026 определена периодичность проведения мониторингов в отношении одного субъекта.
Одним и тем же контролирующим (надзорным) органом, его вышестоящим органом (их структурными подразделениями, территориальными органами, подчиненными организациями) мониторинг не может проводиться чаще одного раза в 3 месяца на одной и той же территории или объекте одного и того же субъекта (часть вторая п. 8 Положения № 227).
Ограничения относительно периодичности проведения мониторингов не распространяются на мониторинги, проводимые по поручению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, а также назначенные Председателем Комитета государственного контроля, его заместителями, председателями комитетов государственного контроля областей, их заместителями.
7. Установлены права должностных лиц, проводящих мониторинги.
Положение № 227 существенно детализировало права должностных лиц при проведении мониторингов.
Среди нововведений можно выделить следующие:
1) установлено право запрашивать у субъекта (его представителя) документы и (или) информацию именно в устной форме.
2) установлено значение термина «представитель субъекта хозяйствования» для целей Положения № 227 – это должностное или иное лицо субъекта, принимающее участие в совершении субъектом хозяйственных и иных операций (в т.ч. в выполнении работ, оказании услуг);
3) должностное лицо, проводящее мониторинг, вправе осуществлять сбор и фиксацию информации и сведений о деятельности субъекта (его объектов), а также доказательств, подтверждающих факты нарушений (недостатков), без взаимодействия с субъектом.
Справочно:
права должностных лиц контролирующих (надзорных) органов, в пределах их компетенции, при проведении мониторингов перечислены в п. 11 Положения № 227.
8. Детально прописаны обязанности должностных лиц контролирующих (надзорных) органов при проведении мониторингов.
Обязанности при проведении мониторингов контролирующих (надзорных) органов и их должностных лиц, в пределах своей компетенции, перечислены в п. 12 Положения № 227.
Так, при проведении мониторинга должностное лицо, которое его проводит, обязано:
– соблюдать не только законодательство, права и законные интересы субъекта, но и служебную этику;
– вносить сведения о мониторинге в интегрированную автоматизированную систему;
– определять срок устранения выявленных нарушений (недостатков) исходя из специфики данных нарушений (недостатков) с учетом объективной возможности их устранения в установленный срок и др.
9. Установлены права проверяемых субъектов.
Субъекты (их представители) вправе:
– давать согласие либо отказывать должностным лицам контролирующих (надзорных) органов в допуске на территорию и (или) объекты (в помещения на объектах), не являющиеся общедоступными;
– давать должностным лицам контролирующих (надзорных) органов пояснения, представлять документы и иные материалы по вопросам, относящимся к осуществляемой деятельности;
– обжаловать решение контролирующего (надзорного) органа о переносе срока или об отказе в переносе срока устранения нарушений (недостатков), указанного в рекомендациях и др. (п. 13 Положения № 227).
10. Установлены обязанности проверяемых субъектов.
Обязанности субъектов (их представителей) указаны в п. 14 Положения № 227.
Среди обязанностей можно выделить следующие:
– не препятствовать входу должностных лиц контролирующих (надзорных) органов на общедоступную территорию и (или) объекты, применению должностными лицами контролирующих (надзорных) органов технических средств;
– предоставлять контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам возможность удостовериться на месте в устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков), а также в принятии мер по недопущению в дальнейшем выявленных нарушений (недостатков);
– представлять по устному запросу должностных лиц контролирующих (надзорных) органов документы и (или) информацию, нахождение которых в местах осуществления деятельности и представление которых для ознакомления неопределенному кругу лиц (потребителям товаров (работ, услуг)) предусмотрены законодательством.
11. Установлен срок проведения мониторинга.
Срок проведения мониторинга не может превышать 30 рабочих дней. Этот срок может быть однократно продлен, но не более чем на 15 рабочих дней (п. 17 Положения № 227).
Срок проведения мониторинга не распространяется на дистанционные мониторинги, проводимые без выхода на территорию и (или) объект.
Для мониторингов, проводимых в настоящее время, Указом № 510 не установлен срок их проведения.
12. Установлен порядок контроля за устранением нарушений (недостатков), принятием мер по их дальнейшему недопущению.
Контролирующий (надзорный) орган осуществляет контроль за устранением субъектом выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков), а также за принятием мер по недопущению в дальнейшем выявленных нарушений (недостатков) не позднее 15 рабочих дней с даты, указанной должностным лицом контролирующего (надзорного) органа в рекомендациях, в качестве срока устранения выявленных нарушений (недостатков) (п. 38 Положения № 227).
13. Ответственность субъекта.
Как и в настоящее время, при добровольном устранении субъектом выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) в установленный контролирующим (надзорным) органом срок меры ответственности в отношении субъекта (его представителей) не применяются (п. 39 Положения № 227).
За неустранение выявленных нарушений (недостатков) при наличии фактической возможности их устранения в установленный контролирующим (надзорным) органом срок в отношении субъекта (его представителей) применяются меры ответственности в предусмотренном законодательством порядке.
14. Установлена возможность обжалования некоторых решений контролирующего (надзорного) органа.
Каждое лицо имеет право обжаловать решение о переносе срока или об отказе в переносе срока устранения нарушений (недостатков), указанного в рекомендациях, требование (предписание) о приостановлении, действия (бездействие) должностных лиц, если полагает, что эти решение, требование (предписание) о приостановлении, действия (бездействие) должностных лиц нарушают его права и (или) законные интересы (часть первая п. 42 Положения № 227).
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 06.06.2025 № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности» (Указ № 227).