20 октябрь 2012
Страница № 6

Контрольно-надзорная деятельность: предупреждение вместо наказания? (Комментарий к Указу Президента РБ от 26.07.2012 № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»)

В целях улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Беларусь с 1 октября 2012 г. произошла оптимизация контрольной (надзорной) деятельности. Что это означает и к каким переменам наниматели и руководители должны быть готовы, разбираемся вместе с автором статьи.

 

Указ Президента РБ от 26.07.2012 № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»[1] (далее – Указ № 332) внес ряд изменений и дополнений в Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510). Указ № 332 направлен на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, оптимизации контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, а также приведение норм Указа
№ 510 в соответствие с Директивой Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

Новшества в сроках назначения проверок

Указом № 332 введено новое правило о сроках назначения проверок для добросовестных субъектов хозяйствования. Для них предусмотрены специальные гарантии.

ЭТО ВАЖНО! Если ваша организация (проверяемый субъект хозяйствования) добросовестно исполняет обязательства перед бюджетом, не имеет фактов нарушения законодательства, то независимо от ее отнесения к группе риска плановые проверки в отношении  организации должны проводиться одним и тем же контролирующим органом не чаще 1 раза в 5 лет.

Добросовестное исполнение обязательств предполагает, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств или иные нарушения не были установлены предыдущей плановой проверкой, а также в период после окончания предыдущей плановой проверки и до назначения следующей.

Проверьте, к какой группе риска относится ваша организация

Критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок утверждены Указом № 510 (в ред. Указа № 332).

В целом изменения коснулись специфических видов деятельности (деятельности в области промышленной безопасности, охраны окружающей среды, здравоохранения и т.д.).

В зависимости от группы риска, к которой отнесен субъект, контролирующий (надзорный) орган вправе назначить плановые проверки, соблюдая следующую периодичность (см. таблицу):

Группа риска

Периодичность

Высокая группа риска

Не чаще одного раза в течение календарного года. Если по результатам плановой проверки, проведенной контролирующим (надзорным) органом, нарушений законодательства у проверяемого субъекта не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через 2 года

Средняя группа риска

Не чаще одного раза в 3 года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства у проверяемого субъекта не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через 5 лет

Низкая группа риска

По мере необходимости, но не чаще одного раза в 5 лет

 

Случаи, когда плановые проверки не назначаются

Плановые проверки в отношении проверяемого субъекта, отнесенного к средней группе риска, могут не назначаться, а отнесенного к низкой группе риска, – не назначаются в одном из следующих случаев:

– по результатам анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, в т.ч. представленной проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), не установлено признаков, указывающих на нарушения законодательства;

– на дату назначения проверки имеется аудиторское заключение, содержащее безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов проверяемых субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения) и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству. В этом случае плановые проверки могут не назначаться (не назначаются) за период и по вопросам, проверенным в ходе аудита, за исключением проверки вопросов правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, а также государственные внебюджетные фонды.

Ведомственный контроль

В рамках ведомственного контроля могут проводиться исключительно:

– плановые проверки не чаще одного раза в 2 календарных года независимо от отнесения проверяемого субъекта к группам риска. В отношении проверяемых субъектов, добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом, включая государственные целевые бюджетные фонды, и не имеющих фактов нарушений законодательства, плановые проверки должны проводиться не чаще одного раза в 5 календарных лет, за исключением дипломатических представительств и консульских учреждений РБ, проверки которых при отсутствии фактов нарушений законодательства по результатам предыдущей плановой проверки должны проводиться не чаще одного раза в 3 календарных года;

– внеплановые проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, руководителей (их заместителей) органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам);

– внеплановые проверки республиканских и коммунальных унитарных предприятий, преобразуемых в открытые акционерные общества в порядке, установленном законодательством, для подтверждения достоверности баланса данных предприятий на 1 января текущего года.

Внеплановые тематические проверки

Внеплановая тематическая оперативная проверка одним и тем же контролирующим (надзорным) органом (его структурным подразделением, территориальным органом, подчиненной организацией) более одного раза в месяц на одной и той же территории проведения проверки может быть проведена по поручению Президента, Премьер-министра.

Расширен круг проверяемых субъектов и сужен перечень контролирующих (надзорных) органов

С 1 октября 2012 г. может проводиться проверка в отношении лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально, а также временных (антикризисных) управляющих, не являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Если ранее право проводить проверки предоставлялось всем структурным подразделениям контролирующих (надзорных) органов, то Указом № 332 такое право предоставлено только структурным подразделениям со статусом юридического лица. Полномочия на осуществление контроля (надзора) могут быть установлены не только законодательными актами, но и нормативными правовыми актами Правительства. Если в организацию пришла проверка, то необходимо проверить информацию о том, включен ли контролирующий (надзорный) орган в утвержденный Указом № 510
Перечень контрольных (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности.

ЭТО ВАЖНО! Нанимателям следует иметь в виду, что 2-летний запрет на проведение проверок со дня присвоения учетного номера плательщика (выдачи свидетельства о регистрации) с 1 октября 2012 г. устанавливается только для тех обособленных подразделений организаций, которые не созданы в порядке реорганизации, и для лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально.

Введены меры профилактического и превентивного характера

Указом № 332 закреплено, что контрольная и надзорная деятельность должна быть ориентирована на предупреждение правонарушений. Предусмотрен ряд дополнительных гарантий защиты проверяемых субъектов.

Впервые в национальном законодательстве определен перечень мер профилактического и предупредительного (превентивного) характера, в числе которых:

– мониторинг и направление рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в его результате;

– разъяснительная работа о порядке соблюдения требований законодательства, применения его на практике;

– информирование субъектов о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок, проведение семинаров, круглых столов и др.

Проверка и иные контрольные мероприятия

Следует различать такие формы контроля (надзора), как проверка и мониторинг.

Проверка – форма контроля (надзора), в ходе которого проверяется соответствие осуществляемой субъектами деятельности требованиям законодательства.

Мониторинг – форма контроля (надзора) без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам, который заключается в наблюдении, анализе, установлении причинно-следственных связей в целях оперативной оценки соответствия фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих нарушению.

Порядок проведения мониторинга регламентирован в Положении о порядке проведения мониторинга, утвержденном Указом № 510 (далее – Положение о мониторинге).

Мониторинг и административные санкции

При обнаружении контролирующим (надзорным) органом в ходе мониторинга нарушений законодательства субъектом хозяйствования он не вправе будет налагать административные санкции. В этом случае контролирующий (надзорный) орган должен будет вручить под роспись или направить субъекту обязательные для исполнения рекомендации об устранении выявленных нарушений в установленный срок с информированием контролирующего (надзорного) органа об устранении таких нарушений.

При добровольном устранении субъектом выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) в установленный контролирующим (надзорным) органом срок меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц применяться не будут, за исключением случаев повторного выявления этим контролирующим (надзорным) органом нарушений (недостатков), обнаруженных при проведении предыдущего мониторинга.

Если выявленные нарушения (недостатки) не устранены, руководитель (его заместитель) контролирующего (надзорного) органа может назначить (внести уполномоченному должностному лицу предложение о назначении) внеплановую проверку.

При обнаружении в ходе мониторинга на территории и (или) объектах субъекта нарушений (недостатков), не создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, проводящим мониторинг, субъекту вручаются под роспись рекомендации либо данные рекомендации направляются в течение 2 рабочих дней с момента окончания мониторинга или принятия решения руководителем (его заместителем) контролирующего (надзорного) органа о направлении рекомендаций. Рекомендации направляются заказным письмом с уведомлением о получении по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (месту жительства) субъекта. В указанном случае субъект считается ознакомленным надлежащим образом с рекомендациями, а рекомендации – полученными по истечении 3 дней со дня направления.

Если же нарушения создают угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, должностное лицо контролирующего (надзорного) органа выносит требование (предписание) о приостановлении (запрете) деятельности субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств в порядке, установленном Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом № 510 (далее – Положение о проверках).

Возобновление деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств, о продлении срока действия приостановления (запрета) деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств производится в порядке и на условиях, определенных в п. 74 Положения о проверках.

В случае неустранения субъектом выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) руководитель (его заместитель) контролирующего (надзорного) органа (кроме территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) может назначить внеплановую проверку в соответствии с подп. 9.1 п. 9 Указа № 332, а руководитель (его заместитель) контролирующего (надзорного) органа, являющегося территориальным органом, структурным подразделением, подчиненной организацией, вправе внести уполномоченному должностному лицу предложение о назначении внеплановой проверки согласно подп. 9.1 п. 9 Указа № 332.

Оформление результатов мониторинга

По результатам мониторинга должностным лицом контролирующего (надзорного) органа оформляется аналитическая (информационная) записка, на основании которой руководитель (его заместитель) этого контролирующего (надзорного) органа вправе принять одно из следующих решений:

– учесть результаты мониторинга, не выявившего несоответствия требованиям законодательства в деятельности субъекта;

– направить в адрес субъекта рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), если такие нарушения (недостатки) обнаружены, но рекомендации по их устранению не выносились;

– применить в установленном законодательством порядке меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц в случае невыполнения субъектом рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков), установленных в ходе предыдущего мониторинга.

Правила исчисления сроков при назначении проверки

В целях упорядочения проведения контролирующими (надзорными) органами проверок Указом № 332 установлены правила исчисления сроков, с которыми связывают возникновение, изменение или прекращение отношений, регулируемых Указом № 510, Положением о проверах и Положением о мониторинге.

Так, срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. При этом месяцем признается календарный месяц. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24:00 последнего дня срока.

Течение срока, исчисляемого месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

При назначении плановых проверок их периодичность будет исчисляться не со дня, а с года окончания предыдущей плановой проверки (включая этот год), с учетом установленной сферы контрольной (надзорной) деятельности, назначенной после 1 января 2010 г. как данным контролирующим органом, так и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями). При отсутствии предыдущей плановой проверки плановая проверка может быть назначена после истечения срока, предусмотренного п. 4 Указа № 510 («мораторный период»), что приведет к уменьшению количества проверок одного и того же субъекта.

Порядок обжалования проверки

Заявление (жалобу) о признании проверки незаконной можно подать в течение 10 дней со дня начала проверки. Жалобу обязан рассмотреть контролирующий (надзорный орган), вышестоящей по отношению к органу, проводящему проверку, либо руководитель контролирующего (надзорного) органа, если вышестоящий контролирующий (надзорный) орган отсутствует, в срок не позднее 10 дней со дня ее получения. Копия решения по заявлению (жалобе) должна быть направлена в течение 3 рабочих дней со дня его принятия:

– проверяемому субъекту;

– в органы Комитета государственного контроля или прокуратуру (в случае принятия решения о признании проверки незаконной).

Подача жалобы о признании проверки незаконной не приостанавливает проведение проверки.

Пропуск срока, отведенного на обжалование

Очень важно соблюдение срока обращения с жалобой. Иначе, в случае его пропуска, это будет являться основанием для отказа в ее рассмотрении.

ЭТО ВАЖНО! Если истекает последний день срока, отведенного для обжалования, и рабочий день компетентного контролирующего (надзорного) органа закончился, вы вправе отправить жалобу о признании проверки незаконной в этот день в адрес соответствующего контролирующего (надзорного) органа по почте до 24:00.

Памятка для проверяемого

Рекомендуем перед началом проведения проверки проверить у пришедшего к вам должностного лица (лиц) наличие предписания руководителя контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченного заместителя, заверенного печатью контролирующего (надзорного) органа или оформленного на фирменном бланке.

Предписание на проведение проверки выдается каждым контролирующим (надзорным) органом.

В этом предписании указываются:

– номер и дата выдачи предписания;

– основание проведения проверки (пункт координационного плана для плановых проверок);

– наименование контролирующего (надзорного) органа, проводящего проверку;

– наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения – адрес его места нахождения);

– фамилия и инициалы проверяющего, его должность (состав группы проверяющих, фамилия и инициалы руководителя проверки, его должность);

– исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке (в отношении внеплановой тематической оперативной проверки перечень вопросов указывается в соответствии с перечнем вопросов, определенным в п. 84 Положения о порядке организации и проведения проверок);

– проверяемый период или проверяемые периоды, если они не совпадают для различных вопросов, подлежащих проверке (могут указываться в перечне вопросов, подлежащих проверке) (не указывается при проведении внеплановой тематической оперативной проверки);

– срок проведения проверки (дата начала и окончания проверки);

– иные сведения (при необходимости).

Особенности содержания предписания на проведение внеплановой тематической оперативной проверки предусмотрены п. 85 Положения о проверках.

Справочно: контролирующий (надзорный) орган вправе обратиться в хозяйственный суд с иском о ликвидации субъекта, если иное не предусмотрено законодательными актами, в лицензирующий орган – внести представление о прекращении действия специального разрешения (лицензии), выданного лицу, осуществляющему частную нотариальную деятельность, адвокатскую деятельность индивидуально, если в ходе проверки выявит нарушения, относимые законодательными актами и постановлениями Совета Министров к грубым.

Наталья Щербакова, юрист

 

 

[1] Вступил в силу 1 октября 2012 г.

 

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.