5 март 2015
Страница № 34

Составляем характеристику правильно

Анна Шинкевич, юрист

Вступивший в силу с 1 января 2015 г. Декрет Президента РБ от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5) расширил список документов, которые может истребовать наниматель при приеме на работу (ст. 26 Трудового кодекса РБ; далее – ТК).

Теперь наниматели вправе запрашивать характеристику работника с предыдущих мест работы (п. 11 Декрета № 5). И если для нанимателей, принимающих на работу сотрудников, запрос характеристики является правом, то для предыдущих нанимателей работника возникла новая обязанность: представить характеристику в течение 5 календарных дней со дня получения соответствующего запроса.

Что такое характеристика?

Характеристика – официальный документ, в котором содержатся оценка деловых и личных качеств сотрудника, сведения о трудовой, общественной или иной деятельности работника.

В характеристике указываются анкетные данные сотрудника, его должность, время работы в данной организации (на данном предприятии), квалификация, сведения о его отношении к работе, профессиональном росте, моральных качествах, чертах характера, повышении профессиональных качеств, наличии поощрений, правительственных наград, а также целевое назначение характеристики (п. 17 Инструкции).

В зависимости от цели составления и использования характеристики, составляемые на работника, могут быть следующими:

характеристика, предназначенная для использования в организации (далее по тексту – внутренняя характеристика работника);

характеристика, составляемая по запросам сторонних (относительно организации) субъектов и предназначенная для применения за пределами организации (далее – внешняя характеристика работника).

Оформляем характеристику

Характеристика оформляется на стандартном листе бумаги формата A4 или общем бланке в произвольной форме.

Внешняя характеристика подписывается руководителем организации и заверяется печатью нанимателя.

Внутреннюю характеристику подписывает руководитель структурного подразделения, в котором работает работник, с указанием даты.

Случаи и основания составления внутренних характеристик должны быть определены в локальных нормативных актах.

Потребность во внутренних характеристиках может возникнуть при решении вопросов о переводах на вакантные должности, применении мер поощрения или дисциплинарного воздействия, определении соответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе (в ходе аттестации), поручении работнику новых обязанностей (например, руководство новым проектом), направлении в длительную и ответственную служебную командировку и т.д.

Так как внутренняя характеристика составляется исключительно для внутреннего пользования, то указывать в ней место представления не нужно.

В некоторых случаях возникает необходимость в указании должностного лица, по просьбе (требованию) которого составлена характеристика.

ХАРАКТЕРИСТИКА
на главного бухгалтера ООО «СНЕГ»
Петрова Петра Петровича


Петров П.П. родился в 1970 г., в 1995 г. окончил Московский государственный университет по специальности «Экономист», имеет высшее образование.
С 2005 г. до настоящего времени работал в ООО «СНЕГ» в должностях кассира, начальника отдела бухгалтерского учета, главного бухталтера. За время работы проявил себя как квалифицированный специалист. Является настоящим профессионалом, умело руководит вверенным ему подразделением, пользуется заслуженным уважением среди сотрудников.

П.П. Петров постоянно повышает свой профессиональный уровень: изучает законодательные и нормативные документы по вопросам работы с документацией, читает специальную литературу по вопросам работы с официальными документами, ответственно и серьезно относится к выполнению должностных и других возложенных на него руководством обязанностей.

Руководство организации отмечает постоянное стремление П.П. Петрова к профессиональному росту: в настоящее время данный сотрудник получает новое профессиональное образование по специальности «юриспруденция».

За добросовестное отношение к работе был неоднократно награжден поощрительными грамотами.

В общении с коллегами внимателен, дружелюбен. За время работы внедрил конкретные предложения, которые оказали благотворное влияние на работу компании.

Характеристика выдана для представления по месту требования.

Генеральный директор                                 Подпись                                 Д.А. Соловьев

                                                                       печать                                    дата

Документ:

Инструкция о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утвержденная постановлением Госкомархива РБ от 26.03.2004 № 2 (далее – Инструкция).

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.