17 сентябрь 2015
Страница № 6

В Закон об обращениях граждан и юридических лиц внесены изменения

Виктория Яловая, юрист

Изменения, внесенные в Закон об обращениях граждан и юридических лиц, направлены на совершенствование его норм с учетом практики применения и приведение в соответствие с действующими законодательными актами.

Закон об обращениях граждан и юридических лиц, в редакции от 15.07.2015, уточняет отдельные понятия, расходы, которые могут быть взысканы с заявителей в случае систематического направления необоснованных обращений, конкретизирует сроки, дополняет перечень оснований для отказа гражданам в личном приеме и др.

Начало действия этого документа – 23 января 2016 г. (за исключением отдельных положений).

Сфера действия Закона

Внесены изменения в ст. 2 Закона об обращениях граждан и юридических лиц, а именно изменена сфера его действия.

Так, действие этого Закона распространяется на обращения граждан и юридических лиц, в т.ч. поступившие от юридических лиц, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращений работника к нанимателю, а также иных обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения.

Справочно:
порядок обращения работника к нанимателю регулируется Трудовым кодексом Республики Беларусь.

Случаи, когда обращения могут быть оставлены без рассмотрения

В ст. 15 Закона об обращениях граждан и юридических лиц внесены поправки, определяющие, что письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу в следующих случаях:

– обращения подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах;

– обращения являются обращениями работника к нанимателю либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений;

– заявителем подано повторное обращение, в т.ч. внесенное в книгу замечаний и предложений, и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу.

Данные изменения позволят сократить количество документооборота, что имеет немаловажное значение для эффективности работы организации.

Справочно:
в систему нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы работы с гражданами, также входят:
– Закон Республики Беларусь от 28.10.2008 г. «Об основах административных процедур»;
– Положение о порядке ведения дело-производства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2014 № 1786;
– Положение о порядке выдачи, регистрации, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утверж-денное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2005 № 285.

Решение об оставлении письменного обращения без рассмотрения

Решение об оставлении письменного обращения без рассмотрения по существу принимают руководитель организации, индивидуальный предприниматель, к которым поступило обращение, или уполномоченное ими должностное лицо.

Решение об оставлении устного обращения, изложенного в ходе личного приема, без рассмотрения по существу объявляется заявителю в ходе этого приема должностным лицом, проводящим личный прием, с указанием причин принятия такого решения.

Отказ гражданам в личном приеме

Дополнен перечень оснований для отказа гражданам в личном приеме, записи на личный прием.

К данным основаниям отнесены обращения по вопросам, не относящимся к компетенции этих организаций, обращения в неустановленные дни и часы, когда заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы, когда с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам (ст. 6 Закона об обращении граждан и юридических лиц).

Ранее гражданам нельзя было отказать в личном приеме. Однако практика показала, что граждане этим нередко злоупотребляли, отнимали немало времени, придя просто «поговорить».

Права организаций, индивидуальных предпринимателей

В Закон об обращении граждан и юридических лиц введена новая ст. 81 о правах организаций, индивидуальных предпринимателей.

Так, организации, индивидуальные предприниматели имеют право:

– запрашивать в установленном порядке документы и (или) сведения, необходимые для решения вопросов, изложенных в обращениях;

– обращаться в суд для взыскания с заявителей расходов, понесенных в связи с рассмотрением систематически направляемых (3 и более раза в течение года) необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения;

– осуществлять иные права, предусмотренные Законом об обращениях граждан и юридических лиц и иными актами законодательства.

Порядок подачи и рассмотрения обращений

Порядок подачи обращений и направления их для рассмотрения в организации в соответствии с компетенцией (ст. 10 Закона об обращениях граждан и юридических лиц) изменен:

1. Электронные обращения подаются в порядке, установленном ст. 25 Закона об обращении граждан и юридических лиц.

2. Организации при поступлении к ним письменных обращений, содержащих вопросы, решение которых не относится к их компетенции, в течение 5 рабочих дней направляют обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомляют заявителей в тот же срок либо в тот же срок в порядке, установленном названным Законом, оставляют обращение без рассмотрения по существу и уведомляют об этом заявителей с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях. Письменные обращения, в которых обжалуются судебные постановления, не позднее 5 рабочих дней возвращают заявителям с разъяснением им порядка обжалования судебных постановлений.

3. Обращения, содержащие информацию о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении либо ином правонарушении, не позднее 5 рабочих дней направляются организациями, в которые они поступили, в соответствующие правоохранительные или другие государственные органы.

Изменения в исчислении сроков позволят устранить проблемы, связанные, например, с изменением режима работы в организации (в праздники, предпраздничные дни и др.).

Справочно:

повторным признается обращение, письменное или электронное, поступившее от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу в одну и ту же организацию, в т.ч. направленное из других организаций, либо замечание и (или) предложение, внесенные в книгу замечаний и предложений одним и тем же заявителем по одному и тому же вопросу одному и тому же индивидуальному предпринимателю, поступившие в течение 3 лет со дня поступления в организацию, к индивидуальному предпринимателю первоначального обращения, если на первоначальное обращение заявителю был дан ответ (направлено уведомление).

в ст. 8 Законе об обращении граждан и юридических лиц закреплена обязанность заявителя подавать обращения в организации, индивидуальным предпринимателям в соответствии с их компетенцией.

Исчисление сроков

Обратите внимание на изменения в исчислении сроков при рассмотрении обращений. Так, течение сроков, определяемых месяцами или днями, начинается со дня, следующего за днем регистрации обращения в организации, внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений организации, индивидуального предпринимателя (ст. 17 Закона об обращении граждан и юридических лиц).

Расходы, понесенные организациями

Конкретизирована ст. 19 Закона об обращении граждан и юридических лиц, а именно: расходы, понесенные организациями, индивидуальными предпринимателями в связи с рассмотрением систематически направляемых (3 и более раза в течение года) необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с заявителей в судебном порядке в соответствии с законодательством. К таким расходам отнесены суммы, подлежащие выплате экспертам и другим специалистам, привлекаемым к рассмотрению обращений, почтовые расходы, расходы, связанные с выездом на место рассмотрения обращения, и другие расходы, за исключением оплаты рабочего времени работников, рассматривающих обращения.

Справочно:
порядок расчета расходов устанавливает Совет Министров Республики Беларусь.

Анонимное обращение

Уточнены и признаки анонимного обращения. Таковыми будут признаваться не только обращения, в которых не указаны фамилия, собственное имя, отчество (если имеется) либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (пребывания) либо наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место нахождения, но и обращения, в которых указанные данные не соответствуют действительности и они не содержат сведений о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

Электронное обращение

Уточнен порядок рассмотрения электронных обращений, который изложен в ст. 25 Закона об обращении граждан и юридических лиц.

К нововведениям относится, например, то, что на официальном сайте государственного органа, иной государственной организации в Интернете должна быть размещена информация о способе либо способах подачи электронных обращений в этот государственный орган, иную государственную организацию (направление на адрес электронной почты и (или) размещение в специальной рубрике на официальном сайте в Интернете).

Требования к специальной рубрике на официальных сайтах государственных органов и иных государственных организаций в Интернете, предназначенной для размещения электронных обращений, определяет Совет Министров.

Ответы (уведомления) на электронные обращения направляются на адрес электронной почты заявителей, указанный в электронных обращениях, за исключением случаев, предусмотренных Законом об обращении граждан и юридических лиц.

Так, на электронные обращения даются письменные ответы (направляются письменные уведомления) в случаях, если:

– заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ либо одновременно направить письменный ответ и ответ на адрес его электронной почты;

– в электронном обращении указан адрес электронной почты, по которому по техническим причинам не удалось доставить ответ (уведомление).

Необходимо также отметить, что теперь в соответствии с Законом об обращении граждан и юридических лиц к электронным обращениям, подаваемым представителями заявителей, должны прилагаться электронные копии документов, подтверждающих их полномочия.

Если поступающие электронные обращения аналогичного содержания от разных заявителей носят массовый характер (более 10 обращений), ответы на такие обращения по решению руководителя государственного органа или иной государственной организации либо лица, уполномоченного им подписывать в установленном порядке ответы на обращения, могут быть размещены на официальном сайте государственного органа или иной государственной организации в Интернете без направления ответов (уведомлений) заявителям.

Справочно:
электронное обращение – обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное в специальной рубрике на официальном сайте организации в Интернете.

Документы:

Закон Республики Беларусь 15.07.2015 № 306-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Закон Республики Беларусь 15.07.2015 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях граждан и юридических лиц).

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.