4 февраль 2012
Страница № 29

Воинский учет в организациях

Александр Шкель, экономист по труду
Часто на «горячую линию» звонят специалисты по кадрам и задают вопросы по организации и ведению воинского учета. Чтобы вы смогли наладить у себя в организации военно-учетную работу, мы начинаем серию статей на данную тему.
 
 
Воинский учет – прямая обязанность нанимателя
 
Все организации должны вести персонально-первичный воинский учет граждан по личным карточкам.
 
Воинский учет – государственная система учета и анализа призывных и военнообязанных ресурсов (Закон РБ от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (далее – Закон № 1914-XII)).
 
Должностные лица республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций, ответственные за военно-учетную работу, обязаны вести учет всех призывников и военнообязанных, работающих (обучающихся) в этих организациях, и в недельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о приеме на работу (поступлении на учебу) граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, и об их увольнении с работы (отчислении из учреждений образования) (часть первая ст. 9 Закона № 1914 -XII).
 
Основные цели и задачи ведения воинского учета, а также порядок его ведения содержит Положение о воинском учете, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 18.12.2003 № 1662 (далее – Положение).
 
Методической основой воинского учета является Инструкция о порядке организации и ведения воинского учета военнообязанных, утвержденная постановлением Минобороны РБ от 31.05.2011№ 21(далее – Инструкция № 21).
 
Ведение воинского учета – на ком лежит обязанность?
 
В организациях, осуществляющих учет военнообязанных и призывников, численность ответственных за ведение воинского учета работников определяется исходя из следующих норм труда на одного работника при наличии на воинском учете (п. 9 Положения):
– от 500 до 2 500 граждан – 1 работник;
– от 2 500 до 5 000 граждан – 2 работника;
– от 5 000 до 8 000 граждан – 3 работника;
– на каждые последующие 3 000 граждан – по 1 работнику.
 
В организации для ведения воинского учета и бронирования военнообязанных в зависимости от количества состоящих на воинском учете граждан создается подразделение или назначается работник (п. 117 Инструкции № 21).
 
Персональный состав указанного подразделения и его задачи (должностные обязанности работника) необходимо определить в приказе руководителя организации.
 
Военно-учетных работников назначают, перемещают и увольняют по письменному согласованию с военным комиссаром района (за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы).
 
Образец приказа о назначении ответственного за ведение воинского учета
смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 21 журнала.
 
При временном отсутствии ответственного за ведение воинского учета должно быть назначено лицо, исполняющее его обязанности. Назначенному лицу передаются по письменному акту передачи документов и дел* все документы, необходимые для ведения воинского учета и бронирования военнообязанных, в т.ч. бланки специального учета, выданные военными комиссариатами, личные карточки. Перед подписанием акта наличие бланков специального учета, числящихся за организацией, сверяют с данными военного комиссариата.
 
Не допускается хранить документы по воинскому учету без специально оборудованного помещения. Документы должны храниться в месте, куда закрыт доступ посторонним лицам. Организовать условия для их сохранности обязан наниматель.
 
Нарушения в сфере воинского учета
 
Рассмотрим в таблице нарушения в сфере организации воинского учета.
 
№ п/п
 
Ошибка
 
Нарушенная норма
 
Последствия нарушения
 
1
 
2
 
3
 
4
 
1
 
Работника принимают на работу без представления им документов воинского учета
 
Ст. 26 Трудового кодекса РБ
 
Наступает ответственность нанимателя по
ч. 2 ст. 25.8 Кодекса РБ об административных
правонарушениях (далее – КоАП), а также по ст. 23.15 КоАП, которой предусмотрена ответственность за прием на работу без документов, подлежащих обязательному предъявлению при заключении трудового договора.
Размеры штрафа:
по ч. 2 ст. 25.8 КоАП – от 4 до 5 базовых величин;
по ст. 23.15 КоАП – до 5 базовых величин
 
2
 
Не направляются уведомления в военные комиссариаты о приеме (увольнении) военнообязанных работников
 
Абз. 2 части первой ст. 9 Закона № 1914-XII
 
Влечет санкции по ч. 2 ст. 25.8 КоАП.
Размеры штрафа:
по ч. 2 ст. 25.8 КоАП – от 4 до 5 базовых величин
 
3
 
Уведомления о приеме (увольнении) военнообязанных работников направляются, но с нарушением установленных сроков направления
 
4
 
Не выдаются расписки о приеме от работников документов воинского учета
 
П. 126 Инструкции № 21
 
5
 
Не ведется личная карточка воинского учета
 
П. 28 Положения
 
 
Документы по воинскому учету, которые нужно вести в организации
 
Основными документами воинского учета, на основании которых заполняют личные карточки, являются:
– для призывников – паспорт, удостоверение призывника;
– для военнообязанных – паспорт, военный билет.
 
С момента образования организации и перед началом очередного календарного года должны быть разработаны и вестись:
– план работы по ведению воинского учета и бронирования военнообязанных;
– картотека личных карточек на граждан, состоящих на воинском учете в организации;
– приходно-расходная книга по учету бланков специального воинского учета по установленной законодательством форме 18 согласно приложению 2 к Инструкции № 21;
– расписки в приеме документов воинского учета по форме 22 согласно приложению 2 к Инструкции № 21;
– журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных по форме 24 согласно приложению 2 к Инструкции № 21;
– справочная информация, документы по воинскому учету и бронированию военнообязанных;
– служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета и бронирования военнообязанных в организации;
– другие документы по ведению воинского учета.
 
В организациях из личных карточек формируется картотека военнообязанных, состоящая из следующих разделов:
– личные карточки на офицеров запаса;
– личные карточки на прапорщиков, сержантов и солдат запаса.
 
Личные карточки военнообязанных женского пола размещают в конце каждого раздела по алфавиту.
 
Дату сверки документов воинского учета организации с документами воинского учета военного комиссариата устанавливает военный комиссар.
 
Особенности воинского учета
 
Граждане женского пола в возрасте от 19 до 45 лет (ранее не состоявшие на воинском учете), имеющие специальности медицинского профиля (врачи всех специальностей, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал), а также проходившие ранее военную службу по контракту и не исключенные с воинского учета, направляются для постановки на воинский учет в военный комиссариат по месту жительства.
 
В личных карточках граждан, достигших предельного возраста состояния в запасе, или граждан, признанных негодными к военной службе по состоянию здоровья с исключением с воинского учета, делается запись: «Исключен с воинского учета по возрасту» или «Исключен с воинского учета по состоянию здоровья».
 
Отметку об исключении с воинского учета проставляют на основании записи, которую сделал работник военного комиссариата в разделе «Отметки об освобождении от воинской обязанности» военного билета гражданина.
 
Личные карточки на указанных граждан изымают из картотеки военнообязанных.
 
При увольнении с работы (прекращении обучения) граждан, состоящих на воинском учете, о них в недельный срок сообщается в военный комиссариат района, их личные карточки из картотеки изымаются.
 

* Подробно о приеме-передаче документов и дел читайте в статье В. Ладыгиной в рубрике «Юридическая защита» на с. 35 журнала

 

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.