9 май 2010
Страница № 9

За нарушение законодательства о труде ответственность несут как организация, так и ее должностные лица

Ольга Бобкова, прокурор отдела по надзору за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам прокуратуры Минской области

Продолжая тему о видах ответственности нанимателя за нарушения законодательства о труде, рассмотрим подробнее административ­ную ответственность юридического лица и его должностных лиц.

Административная ответственность физи­ческих и юридических лиц установлена Кодек­сом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), а порядок привлечения к административной ответственно­сти - Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных право­нарушениях (далее - ПИКоАП), введенными в действие с 1 марта 2007 г. (с изменениями и дополнениями).

Важно знать, что юридическое лицо может нести ответственность только за администра­тивные правонарушения, прямо предусмотрен­ные статьями Особенной части КоАП (ст. 4.8 КоАП).

При любой реорганизации юридических лиц (слияние, присоединение, разделение, преоб­разование) административную ответственность будут нести их правопреемники независимо от того, было ли известно привлекаемому к адми­нистративной ответственности юридическому лицу о факте административного правонаруше­ния до завершения и государственной регистра­ции соответствующей реорганизации.

В рассматриваемом случае одновременно возникает и дополнительный субъект - должно­стное лицо юридического лица, ответственное за осуществление определенных функций. Это означает, что привлечение должностного лица организации к административной ответственно­сти не освобождает от нее юридическое лицо. И наоборот, наложение административного штра­фа на юридическое лицо не является основа­нием для оправдания виновного должностного лица и назначения ему наказания.

Физическое лицо подлежит административ­ной ответственности как индивидуальный пред­приниматель, если совершенное административ­ное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП. В этом случае привлечение индивидуального пред­принимателя к административной ответственно­сти исключает наложение на него административ­ного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП для физического лица.

Условия признания физического лица виновным

Должностное лицо нанимателя может быть признано виновным в совершении администра­тивного правонарушения лишь в случае его вме­няемости.

Отношение лица к совершенному противо­правному деянию может быть выражено:

-в форме умысла (если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные послед­ствия и желало их наступления либо не желало, но сознательно допускало наступление этих по­следствий или относилось к ним безразлично);

-в форме неосторожности (если физиче­ское лицо, его совершившее, предвидело воз­можность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя при необходи­мой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть).

Условия признания вины юридического лица

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонаруше­ния, если будет установлено, что им не соблюде­ны нормы (правила), за нарушение которых преду­смотрена административная ответственность, и не приняты все меры по их соблюдению.

Таким образом, исключается возможность невиновной ответственности юридических лиц как якобы отличительной особенности админи­стративной ответственности организаций, пред­приятий и учреждений.

Ответственность юридических лиц - это не только наказание за противоправное деяние. Меры ответственности применяют также с це­лью обеспечения выполнения организацией сво­их обязанностей, требований государственных органов.

Кто и по каким основаниям вправе начать административный процесс?

Административный процесс против субъекта предпринимательской деятельности и (или) его должностного лица может быть начат частны­ми физическими лицами и должностными ли­цами государственных органов, общественных объединений и иных организаций (пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 9.1 ПИКоАП). Именно они могут инфор­мировать публичную власть о совершении административного правонарушения и обратиться к ней с требованием о привлечении субъекта предпринимательской деятельности и (или) его должностного лица к административной ответ­ственности.

Информацию о совершенном администра­тивном правонарушении необходимо представ­лять, как правило, в виде письменного заявле­ния, адресованного соответствующему госу­дарственному органу, уполномоченному начать административный процесс. Такое заявление является поводом к началу административного процесса, подлежит обязательному рассмот­рению с принятием по нему соответствующего процессуального решения.

Пример 1

Согласно делу об административном правона­рушении с таким заявлением в налоговый орган обратился гражданин Д., уволенный из частного торгового унитарного предприятия (далее - ЧТУП) «Б» по сокращению штатов. Считая свое увольне­ние необоснованным, работник пожаловался на нанимателя и указал в заявлении, что в органи­зации практиковалась выдача заработной платы «в конверте». Заявление гражданина послужило поводом к началу административного процесса по делу о неуплате сумм подоходного налога ЧТУП «Б» и последующему привлечению этой организа­ции и ее руководства к административной ответст­венности по ст. 13.6 КоАП (неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможен­ного платежа).

Признаки административного правонаруше­ния также могут быть выявлены непосредствен­но судом или органом, ведущим административ­ный процесс.

При наличии одного из приведенных выше по­водов к началу административного процесса ор­ган, уполномоченный его начать, проверяет по­лученную информацию. Если в этой информации содержатся данные, указывающие на признаки какого-либо административного правонаруше­ния, предусмотренного статьями Особенной части КоАП, уполномоченный орган начинает процесс.

Протокол об административном правонарушении - важнейший процессуальный документ

Административный процесс начинается с момента составления протокола об администра­тивном правонарушении (ст. 9.5 ПИКоАП).

Правом проведения проверки заявления (сообщения) об административном правонару­шении и составлении протокола наделены уполно­моченные на это должностные лица более 70 различных государственных органов, организа­ций или их служб или подразделений, органов местного управления и самоуправления (ст. 3.30 ПИКоАП).

Протокол об административном правонару­шении - важнейший процессуальный документ, которым начинается административный процесс. Он также является и единственным документом, в котором в сжатом виде отражается вся инфор­мация, необходимая для принятия решения по делу об административном правонарушении.

Вам необходимо знать, что содержание про­токола об административном правонарушении регламентировано законом. Так, ст. 10.2 ПИКоАП установлено, что протокол должен содер­жать дату и место его составления, должность, фамилию, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении кото­рого ведется административный процесс; время, место и обстоятельства совершения администра­тивного правонарушения с указанием на статью Особенной части КоАП, предусматривающую ответственность за данное правонарушение; фа­милии, имена и отчества, адреса потерпевших и свидетелей, если они имеются; объяснение фи­зического лица, в отношении которого ведется административный процесс; отметку о том, что лицу, в отношении которого ведется админист­ративный процесс, разъяснены его права и обя­занности; перечень материалов, прилагающихся к протоколу об административном правонару­шении; иные сведения, необходимые для разре­шения дела.

Протокол подписывается лицом, его соста­вившим, физическим лицом или представителем юридического лица, в отношении которых ведет­ся административный процесс.

Физическое лицо и представитель юриди­ческого лица, в отношении которых ведется административный процесс, имеют право зна­комиться с протоколом об административном правонарушении (ст. 4.1 ПИКоАП), делать за­мечания и давать объяснения по его содержа­нию (ст. 10.2 ПИКоАП). Лицо, составившее протокол, обязано внести эти замечания и объ­яснения в протокол.

На какие положения протокола об административном правонарушении следует обращать внимание в целях зашиты своих прав и законных интересов?

Прежде всего нужно проверить, уполно­мочено ли лицо, составившее протокол, на со­вершение этого действия (часть вторая ст. 3.29 ПИКоАП), и установить, входит ли лицо, соста­вившее протокол, в перечень должностных лиц, наделенных правом на его составление.

Большое значение имеет и содержащаяся в протоколе информация о времени, месте и об­стоятельствах совершения административного правонарушения. Обстоятельства, излагаемые в протоколе об административном правонару­шении, не могут основываться на предполо­жениях, непроверенных данных (ч. 3 ст. 2.7 ПИКоАП).

Если вы заметили, что обстоятельства со­вершения деяния изложены неверно, то следует написать замечания. Эти замечания могут быть учтены как смягчающие или устраняющие адми­нистративную ответственность. Они также мо­гут послужить основанием для изменения квали­фикации содеянного.

Если протокол об административном право­нарушении не составляется, административный процесс начинается с момента вынесения по­становления о наложении административного взыскания. Перечень этих случаев невелик. Они предусмотрены в ч. 1 и 2 ст. 10.3 ПИКоАП.

В отношении юридического лица и индиви­дуального предпринимателя составление про­токола об административном правонарушении является обязательным.

Кто наделен правом на рассмотрение дел об административных правонарушениях?

Дело об административном правонарушении должно быть направлено в соответствующий суд, орган, ведущий административный процесс, с учетом его подведомственности.

Подведомственность дела, определяющая полномочия того или иного суда, органа, веду­щего административный процесс, на рассмотре­ние дела об административном правонарушении соответствующей категории, установлена в гл. 3 ПИКоАП.

Правом на рассмотрение дел об администра­тивных правонарушениях наделены суды (общие и хозяйственные), а также органы, ведущие адми­нистративный процесс, к числу которых ст. 3.1 ПИКоАП относит 27 государственных органов и органов местного управления или самоуправ­ления.

Нужно знать, что если судья или должностное лицо органа, ведущего административный про­цесс, примет к своему производству и рассмот­рит дело об административном правонарушении, не подведомственное ему, то решение по этому делу является незаконным.

Обязательно исследуются доказательства по делу

Исследование доказательств по делу - это оп­рос лица, в отношении которого ведется админист­ративный процесс, или его представителя, опрос свидетелей, осмотры, экспертизы и иные процес­суальные действия.

Именно на этой стадии у лица, в отношении которого ведется административный процесс, или его представителя имеются максимальные воз­можности для защиты своих прав и законных ин­тересов или прав и законных интересов представ­ляемого лица.

Большое значение имеет возможность непо­средственного изложения позиции стороны судье, должностному лицу органа, рассматривающим дело об административном правонарушении. Та­кое выступление должно тщательно готовиться еще до начала рассмотрения дела.

Во избежание ошибок и непонимания реко­мендуем изложить выступление на бумаге и зая­вить ходатайство о приобщении его к делу об административном правонарушении.

Стадия вынесения постановления по делу

Рассмотрение дела об административном право­нарушении в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя завершается вынесением одного из следующих мотивирован­ных постановлений:

-о наложении административного взы­скания;

-о прекращении дела об административном правонарушении.

Постановление о наложении административ­ного взыскания выносится, когда:

доказано, что индивидуальным предприни­мателем или юридическим лицом совершено дея­ние, в котором содержатся все признаки состава административного правонарушения;

отсутствуют основания для прекращения дела об административном правонарушении.

Последует ли наказание и каким оно будет?

За совершение административных правонару­шений применяются следующие виды администра­тивных взысканий: предупреждение, штраф, ис­правительные работы, административный арест, лишение специального права, лишение права за­ниматься определенной деятельностью, конфиска­ция, депортация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

В отношении юридических лиц применяются лишь административные взыскания в виде штра­фа, лишения права заниматься определенной дея­тельностью, конфискации и взыскания стоимости предмета административного правонарушения.

Иногда при доказанности совершения юриди­ческим лицом либо его должностным лицом адми­нистративно наказуемого деяния взыскание может быть не наложено из-за окончания установленного в КоАП срока, по завершении которого на лицо не может быть наложено административное взы­скание.

Таким образом, если к моменту разрешения жалобы истек срок для привлечения лица к ад­министративной ответственности, то суд, долж­ностное лицо, уполномоченные рассматривать жалобу (протест), прекращают административ­ный процесс.

Сроки наложения административного взыскания

Сроки, в течение которых может быть наложе­но административное взыскание, предусмотрены ст. 7.6 КоАП. Для большинства административных правонарушений срок наложения административ­ного взыскания составляет 2 месяца, исчисляемых со дня его совершения. Если административное правонарушение является длящимся, то этот срок исчисляется со дня его обнаружения.

Истечение установленного в КоАП срока, по завершении которого на лицо не может быть на­ложено административное взыскание, признается фактором, исключающим административный процесс.

Пример 2

Юридическое лицо на территории, прилегающей к предприятию, хранило железобетонные плиты и другие строительные материалы (ч. 1 ст. 21.14 КоАП (нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов)) с 8 декабря 2009 г. по 9 фев­раля 2010 г., когда было обнаружено данное админи­стративное правонарушение. Юридическое лицо не подлежит административной ответственности за это правонарушение, если на него до 10 марта 2010 г. не будет наложено административное взыскание.

За отдельные виды административных право­нарушений, совершенных индивидуальным пред­принимателем или юридическим лицом, установ­лены более длительные сроки наложения админи­стративного взыскания:

за административные правонарушения про­тив экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования - 6 месяцев со дня их совершения;

административные правонарушения в облас­ти финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против по­рядка налогообложения и таможенного регули­рования, а также иных административных право­нарушений, выразившихся в неисполнении или не­надлежащем исполнении актов законодательства, регулирующих экономические отношения, - 3 года со дня их совершения и 6 месяцев со дня их обна­ружения.

Исключение составляют административ­ные правонарушения, предусмотренные ст. 13.14 КоАП, административное взыскание за которые может быть наложено не позднее 2 лет со дня со­вершения и 2 месяцев со дня их обнаружения;

административное правонарушение, опреде­ленное ст. 9.21 КоАП, - 1 год со дня его совер­шения;

административное правонарушение, уста­новленное ст. 23.18 КоАП, совершенное индиви­дуальным предпринимателем, - 2 года со дня его совершения и 3 месяца со дня обнаружения.

В ст. 7.6 КоАП определены и иные сроки нало­жения административных взысканий в связи с:

отменой постановления о наложении адми­нистративного взыскания;

отказом в возбуждении уголовного дела;

прекращением уголовного дела.

Вас обязаны известить

Принятое решение должно быть доведено до сведения заинтересованных лиц. Для этого поста­новление по делу об административном право­нарушении объявляется немедленно по окончании его рассмотрения (ст. 11.11 ПИКоАП). По хода­тайству лица, в отношении которого оно вынесе­но, потерпевшего, их представителей, защитника копия этого постановления вручается им под роспись.

Если лицо, в отношении которого вынесено постановление, отсутствовало при рассмотрении дела об административном правонарушении, то копия постановления в течение 3 дней должна быть вручена или выслана ему заказным письмом.

В большинстве случаев постановление о на­ложении административного взыскания вступает в законную силу по истечении срока на обжало­вание и опротестование, если оно не было обжа­ловано (опротестовано) в порядке, установленном ПИКоАП. Таким же образом вступает в силу и постановление о прекращении дела об админи­стративном правонарушении. Лишь по истечении срока на обжалование (опротестование) такое по­становление обращается к исполнению.

Обжалование - еще один шанс защитить свои законные права и интересы

Давайте поговорим о процедурах обжалова­ния постановления, потому что именно они дают один из шансов для защиты своих прав и закон­ных интересов в административном процессе.

Право на обжалование не вступившего в за­конную силу постановления по делу об админи­стративном взыскании имеют индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в отно­шении которых оно вынесено, потерпевший, их представители, защитник (ч. 1 ст. 12.1 ПИКоАП).

Постановление о прекращении дела об адми­нистративном правонарушении может быть также обжаловано руководителем органа, направивше­го дело об административном правонарушении на рассмотрение в суд.

Прокурор вправе опротестовать любое по­становление по делу об административном взы­скании.

Не вступившее в законную силу постанов­ление по делу об административном взыскании обжалуется либо в вышестоящий орган (выше­стоящему должностному лицу), либо в суд, а по­становление суда - в вышестоящий суд в 10-днев­ный срок, исчисляемый со дня объявления лицу, привлекаемому к административной ответствен­ности, постановления о наложении администра­тивного взыскания, со дня вручения или получе­ния копии постановления. На подачу жалобы на постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации установлен меньший срок - 5 суток.

Только в том случае, если пропуск срока по­дачи жалобы имел место по уважительным причи­нам, есть возможность его восстановления. Для этого лицо, имеющее право на подачу жалобы, должно обратиться с ходатайством к должност­ному лицу, уполномоченному рассматривать жа­лобу, или в суд о восстановлении пропущенного срока и привести доказательства уважительности его пропуска.

Жаловаться нужно правильно!

Жалоба (протест) направляется не тому орга­ну (должностному лицу, суду), которому адресу­ется, а в суд, органу, вынесшему постановление, которые обязаны направить ее в 3-дневный срок вместе с делом адресату.

Подача жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в вышестоя­щий орган (вышестоящему должностному лицу) государственной пошлиной не облагается.

Однако с жалоб на постановления о наложе­нии административного взыскания, подаваемых в суд, взимается государственная пошлина в разме­ре, предусмотренном Налоговым кодексом РБ.

К жалобе, подаваемой в суд, должен быть приложен документ, подтверждающий уплату об­жалующим лицом государственной пошлины. При отсутствии этого документа жалоба не подлежит принятию и будет возвращена заявителю без рас­смотрения.

Постановление суда, должностного лица, уполно­моченных рассматривать жалобу, вступает в за­конную силу немедленно после его вынесения.

Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в течение 3 суток высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а потерпевшему - по его просьбе.

Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть пересмотрено по жалобе тех же лиц, которые вправе обжаловать постановление, не вступившее в законную силу (ч. 1 ст. 12.1 ПИКоАП), но только при условии, что ими оно уже об­жаловалось ранее, до вступления постановления в законную силу.

Прокурор может опротестовать такое поста­новление вне зависимости от того, опротестовы­вал ли он его, когда оно не вступило в законную силу.

Процесс пересмотра (отмены, изменения) постановления по делу об административном правонарушении, вступившего в законную силу, ограничен 6-месячным сроком, который начи­нается со дня вступления такого постановления в законную силу. Продление этого срока не преду­смотрено, равно как и восстановление его по уважительным причинам.

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.