Трудовое законодательство идет эволюционным путем развития

09 октября 2013
1995 просмотров
– Игорь Григорьевич, скажите, насколько необходимы обсуждаемые корректировки трудового законодательства? С одной стороны, на протяжении ряда лет происходят «ревизия» всех законодательных актов, поиск возможностей для их либерализации, повышения эффективности их применения и действия, с другой – представители делового сообщества уже неоднократно говорили о необходимости стабильного законодательства.
 
– 17 мая в первом чтении проект закона принят депутатами Палаты представителей Национального собрания РБ. В осеннюю сессию работа будет продолжена.
И работа эта на самом деле важная и нужная. Стабильность законодательства, о которой Вы говорите, позволяет субъектам хозяйствования, нанимателям работать в предсказуемых, понятных и, можно сказать, привычных условиях. Но трудовое законодательство и, в частности, ТК не являются, не могут быть застывшими – они должны чутко реагировать на происходящие в экономике страны изменения, отвечать новым потребностям общества. Вот смотрите: по данным статистики наемные работники, заключившие трудовой договор, составляют 9 из 10 работающих граждан нашей страны. Получается, нормы трудового законодательства, регулирующие взаимоотношения между работниками и нанимателями, затрагивают интересы подавляющего большинства работающих белорусов. Социальная функция законодательства очевидна. Но в рамках трудового права обеспечивается не только необходимый баланс интересов.
 
– Меняют ли радикально изменения, вносимые в ТК, действующие нормы трудового законодательства?
 
– Предстоящие изменения достаточно масштабные: проектом закона вносятся корректировки более чем в 170 статей ТК. Такое количество корректировок обусловлено несколькими причинами. Во-первых, необходимо было реализовать принятые за последнее время решения Конституционного Суда, а также привести нормы ТК в соответствие с принятыми указами Главы государства, Налоговым кодексом (далее – НК), Кодексом об образовании. И проект закона предусматривает соответствующие корректировки.
 
Во-вторых, ожидающиеся изменения вызваны необходимостью повышения гибкости трудового законодательства с учетом положений Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (далее – Директива № 4). Как Вы знаете, в этом документе уделяется немалое внимание эффективному регулированию трудовых отношений.
 
Нормы ТК должны совершенствоваться с учетом правоприменительной практики. Согласитесь, было бы странно, если бы законодатель не замечал того, что какие-то нормы не работают либо работают не в полную силу. Это третья причина. Эволюционный путь развития законодательства, при котором ненужное отмирает, а полезное – развивается.
 
И наконец, ТК будет дополнен целой главой, устанавливающей особенности регламентации труда спортсменов и тренеров в профессиональном спорте в тех случаях, когда сторонами достигнуто соглашение о вступлении в трудовые отношения. Это одна из важнейших новаций проекта закона.
 
– Игорь Григорьевич, давайте последовательно рассмотрим каждое из названных Вами направлений или, скажем так, источников корректировок.
Какие из них, например, позволят реализовать принятые решения Конституционного Суда РБ?
 
– Начнем с того, что в вопросе о компенсационной выплате работнику при расторжении трудового договора или контракта из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения его условий по вине нанимателя исключается правовая неопределенность.
 
В связи с этим вносятся изменения в ст. 48 ТК. Устанавливается, в частности, что при расторжении трудового договора по причине нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее 2-недельного среднего заработка. Исключение составят работники, которым за расторжение контракта по данной причине актами законодательства установлена выплата минимальной компенсации. Указанным работникам выплачивается минимальная компенсация в размере 3 среднемесячных заработных плат.
 
Эта компенсация предусмотрена постановлением Совета Министров РБ от 02.08.1999 № 1180. Выплата производится при расторжении контракта, за исключением работников, достигших пенсионного возраста и имеющих право на полную пенсию, а также работников, не достигших указанного возраста, но получающих пенсию. Имеются в виду пенсии, кроме трудовой пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца и социальной пенсии.
 
В перечень запрещенных оснований дискриминации в сфере трудовых отношений включаются возраст и место жительства. Эти изменения затронут ст. 14 ТК. Кроме того, перечень запрещенных оснований дискриминации в сфере трудовых отношений будет дополнен указанием на социальное происхождение. Данное дополнение включено в указанный перечень в соответствии с Конвенцией Международной организации труда от 25.06.1958 № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий», которая определяет недопущение дискриминации по признаку социального происхождения.
 
Проект закона предусматривает и дополнительное основание прекращения трудового договора с государственными должностными лицами (в частности, с теми, которые отказались подписать письменное обязательство по соблюдению предусмотренных законодательством, а именно Законом РБ от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией», ограничений или же нарушили такое обязательство).
 

Подготовил Вячеслав Мильяненко, журналист

Если вы заметили ошибку в тексте материала, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Вернуться к ленте

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.