Изменения и дополнения в порядке освобождения юридических лиц от административных взысканий (Комментарий к Указу Президента РБ от 07.05.2012 № 225 "О внесении изменений и дополнения в Указ Пр

20 августа 2012
2272 просмотров

Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством (ст. 465 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)). Как следует из приведенной нормы ТК, ответственность несут как наниматель, т.е. предприятие, учреждение, организация, так и его должностные лица. При этом наниматель как юридическое лицо несет материальную ответственность. Другие виды ответственности (дисциплинарную, административную, уголовную) могут нести только физические лица – должностные лица нанимателя. Они же несут и материальную ответственность за причинение ущерба нанимателю.

Наниматель, возместивший ущерб, причиненный работником при исполнении трудовых обязанностей другим лицам, имеет право регресса к такому работнику (п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 26.03.2002 № 2 «О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей»). В числе должностных лиц нанимателя, к которым может быть применен регрессный иск, не последнее место занимает и специалист по кадрам.

Основные изменения и дополнения, внесенные в Указ № 481

Изменения и дополнения в Указ № 481 и Положение о порядке внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь ходатайств об освобождении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий, утвержденное Указом № 481 (далее – Положение), внесены Указом Президента РБ от 07.05.2012 № 225 «О внесении изменений и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 17 октября 2005 г. № 481» (далее – Указ № 225).


От редакции:

Указ № 225 вступил в силу 15 мая 2012 г.


Так, сокращен перечень документов, прилагаемых к ходатайству об освобождении заявителя (юридического лица или индивидуального предпринимателя) от административного взыскания (далее – ходатайство). Теперь к ходатайству необходимо будет прилагать лишь следующие документы:

– копию постановления о наложении административного взыскания в отношении заявителя;

– копию решения о полном или частичном оставлении в силе постановления по делу об административном правонарушении (в случае обжалования такого постановления);

– бухгалтерский баланс заявителя за предыдущий, а также текущий год на последнюю отчетную дату;

– справку об основных экономических показателях заявителя по форме, утвержденной Минэкономики;

– обязательство заявителя о возмещении расходов, связанных с хранением имущества в период с приостановления реализации до принятия решения по ходатайству, а в случае принятия решения об освобождении от административного взыскания в виде конфискации имущества – расходов, связанных с хранением имущества в период с его изъятия и до фактического возврата, проведением государственной санитарно-гигиенической экспертизы, иных видов экспертиз, обязательной сертификации и экспертной оценки конфискованного имущества;

– копию приказа территориального органа Минфина о принудительном взыскании денежных средств (часть вторая п. 2 Положения).

Справку налогового органа о полной уплате налогов, сборов (пошлин), в связи с неуплатой, несвоевременной или неполной уплатой которых наложено административное взыскание, и о состоянии иных расчетов заявителя с бюджетом по форме, утвержденной МНС и Минфином, и справку таможенного органа о полной уплате налогов, сборов (пошлин), в связи с неуплатой, несвоевременной или неполной уплатой которых наложено административное взыскание, и о состоянии иных расчетов заявителя с бюджетом по форме, утвержденной Государственным таможенным комитетом и Минфином, теперь государственные органы будут запрашивать самостоятельно.

Так, в соответствии с новой редакцией Указа № 481 государственный орган, иная государственная организация в течение 3 рабочих дней после поступления ходатайства и документов запрашивают сведения о полной уплате налогов, сборов (пошлин), в связи с неуплатой, несвоевременной или неполной уплатой которых наложено административное взыскание, и о состоянии иных расчетов заявителя с бюджетом в налоговом органе по месту постановки заявителя на учет и в таможенном органе, в зоне оперативной деятельности которого находится или проживает заявитель. Представление необходимых сведений осуществляют налоговый и таможенный органы в течение 3 рабочих дней после получения такого запроса.

Ходатайство и иные документы подают заявитель в Управление делами Президента, Национальную академию наук Беларуси, республиканский орган государственного управления, иную государственную организацию, подчиненную Правительству, в подчинении (ведении) которых он находится, а заявитель, не находящийся в подчинении (ведении) этих органа, организации, в т.ч. индивидуальный предприниматель, – в облисполком (Минский горисполком) по месту его государственной регистрации как субъекта предпринимательской деятельности.

Государственный орган не позднее 2 рабочих дней после получения запрашиваемых сведений направляет ходатайство с приложением всех необходимых документов в государственный орган (государственную организацию), по постановлению которого наложено административное взыскание, для дачи заключения о возможности (невозможности) освобождения заявителя от административного взыскания, а также приостановления исполнения административного взыскания в виде штрафа, взыскания стоимости предмета административного правонарушения и реализации конфискованного имущества. При этом реализация имущества, требующего специальных условий хранения или со сроком годности менее 60 дней, не приостанавливается и указанное имущество реализуется в порядке, установленном законодательством (п. 5 Положения).

На данный момент, как и ранее, государственный орган (государственная организация), по постановлению которого наложено административное взыскание:

– в течение 10 рабочих дней после получения от государственного органа документов, – должен направить этому органу заключение о возможности (невозможности) освобождения заявителя от административного взыскания, а также информацию о приостановлении исполнения наложенного административного взыскания в виде штрафа, взыскания стоимости предмета административного правонарушения и реализации конфискованного имущества;

– в течение 3 рабочих дней после получения документов, – обязан уведомить исполняющий постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа, взыскания стоимости предмета административного правонарушения уполномоченный на то государственный орган (организацию), соответствующую комиссию по работе с имуществом, обращенным в доход государства, о приостановлении исполнения административного взыскания в виде штрафа, взыскания стоимости предмета административного правонарушения и реализации конфискованного имущества.

В свою очередь комиссия по работе с имуществом, обращенным в доход государства, в течение 2 рабочих дней после получения направленного ей уведомления должна проинформировать соответствующую реализующую организацию о приостановлении реализации конфискованного имущества (за исключением имущества, требующего специальных условий хранения, или со сроком годности менее 60 дней).

Изменение также коснулись и Положения о Межведомственной комиссии по рассмотрению ходатайств об освобождении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий, утвержденного Указом № 481. В частности, уточнено, что данная комиссия рассматривает ходатайства об освобождении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и прилагаемые к ним документы, представленные уполномоченными на то государственными органами и иными государственными организациями, в целях определения целесообразности полного или частичного освобождения заявителя от административных взысканий и при необходимости вносит на рассмотрение Президента через Администрацию Президента проект соответствующего распоряжения Президента с приложением всех необходимых документов (ранее – с приложением обоснования целесообразности освобождения заявителя от административных взысканий).

Наталья Щербакова, юрист

Если вы заметили ошибку в тексте материала, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Вернуться к ленте

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.