22 ноябрь 2010
Страница № 15

Алгоритм действий по присвоению квалификационных разрядов (классов и категорий) рабочим

Владимир Долгов, юрист

Повышение квалификации – один из самых распространенных на сегодняшний день способов подготовить современного специалиста, а также необходимое условие для его карьерного роста. Действия кадровой службы по присвоению квалификационных разрядов по итогам обучения можно разбить на 3 этапа:

– 1-й этап – это разработка и утверждение локальных нормативных правовых актов в части повышения квалификации рабочих, а также порядка создания и деятельности квалификационной комиссии в вашей организации. Это актуально в отношении профессий, включенных в Перечень профессий № 14/25/29/56, по которым организации проводят профессиональную подготовку или повышение квалификации у себя на месте;

– 2-й этап – это организация самого процесса обучения;

– 3-й этап – это присвоение (нового) разряда (класса, категории).

В данном номере журнала мы рассмотрим все нюансы первых 2 этапов, а в следующем номере – 3-го, заключительного этапа.

Правовое регулирование

Порядок прохождения профессионального обучения и присвоения квалификационных разрядов по его итогам регулируется следующими нормативными документами:

– Положением о порядке аттестации лиц, про-шедших обучение профессиям рабочих в услови-ях непрерывного профессионального обучения, и присвоения им квалификации, утвержденным приказом Минобразования РБ от 13.08.1998 №494 (далее – Положение № 494);

– Положением о непрерывном профессио-нальном обучении рабочих (служащих), утверж-денным постановлением Совета Министров РБ от 15.05.2007 № 599 (далее – постановление №599 и Положение № 599);

– Положением о порядке осуществления повышения квалификации, стажировки и переподготовки работников, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 12.03.2008 № 379 (далее – Положение № 379);

– Положением о научно-методическом обеспечении непрерывного профессионального обучения кадров по рабочим профессиям, утвержденным приказом Минобразования РБ от 13.08.1998 № 493 «Об утверждении Положения о научнометодическом обеспечении непрерывного профессионального обучения кадров по рабочим профессиям»;

– Перечнем профессий для подготовки рабо-чих на производстве, утвержденным постановлением Минобразования, Минтруда и соцзащи-ты, Минфина и Минэкономики РБ от 28.02.2003 №14/25/29/56  (далее –  Перечень профессий 14/25/29/56);

– постановлением Минобразования РБ от 30.11.2005 № 103 «Об утверждении перечня учебных специальностей и единичных квалификаций для учреждений, обеспечивающих получе-ние профессионально-технического образования, и Инструкции по применению перечня учебных специальностей и единичных квалификаций для учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования»;

– Общими положениями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденными постанов-лением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 №34 (далее – Общие положения ЕТКС).

Присвоение новой категории – это не перевод

ЭТО ВАЖНО! Присвоение работнику новой категории – это не перевод на другую работу.

На практике встречаются ошибочные мнения о том, что присвоение нового разряда является переводом, так как увеличивается объем выполняемой работником работы. Присвоение разряда не является переводом работника, поскольку про-исходит в пределах одной профессии. Отсутствие в данном случае перевода также подтверждается частью четвертой п. 21 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 09.03.1998 № 30, согласно которой при присвоении работнику квалификационного разряда, класса, категории по его профессии, специальности, должности (впервые либо нового, более высокого) делается запись о присвоении разряда (класса, категории), но не о переводе.

Кто вправе осуществлять профессиональную подготовку?

ЭТО ВАЖНО! Лицензия на право осуществле-ния образовательной деятельности, если организация производит повышение квалификации только своих сотрудников у себя, не требуется.

Если ваша организация располагает материально-технической базой и не является при этом учреждением образования, то вы вправе осущест-влять профессиональную подготовку, переподго-товку и повышение квалификации своих рабочих (служащих) без получения лицензии.

Лицензионное законодательство в сфере образовательной деятельности, которое действует до 31 декабря 2010 г. и которое будет действовать по-сле 1 января 2011 г., определяет образовательную деятельность как деятельность учреждений образования.

Учреждения образования и иные организации независимо от их подчиненности и формы соб-ственности, располагающие материально-технической базой, вправе осуществлять непрерывное профессиональное обучение рабочих (служащих), которое включает в себя следующие виды: профессиональную подготовку, переподготовку, повыше-ние квалификации, курсы целевого назначения (п. 5 Положения № 599).

Профессиональная подготовка, переподготов-ка и повышение квалификации рабочих (служа-щих), а также курсы целевого назначения в вашей организации могут проводиться в случае необхо-димости данного обучения рабочих (служащих) для собственных нужд, а также по заявкам других организаций на основе договоров (п. 8 Положения № 599).

Шаг 1. Закрепляем в локальных норматив-ных правовых актах порядок присвоения разря-дов, классов и категорий рабочим.

Ваша организация самостоятельно на основании Общих положений ЕТКС определяет порядок присвоения квалификационных разрядов (клас-сов, категорий). Вы можете разработать и утвердить, например, положение о повышении квалификации и об обучении в вашей организации.

В данном положении, в частности, может быть предусмотрен порядок определения потребности организации в обучении своего персонала (организация подачи заявок на обучение, их согласова-ние, составление смет на обучение, составление и утверждение годового плана на обучение и т.п.), утверждены формы документов, используемых при проведении квалификационных экзаменов: заявление в квалификационную комиссию о присвоении разряда, представление руководителя структурного подразделения о присвоении работ-нику разряда, заключение о выполнении пробной работы, квалификационный лист о сдаче устного теоретического экзамена, протокол заседания квалификационной комиссии.

Шаг 2. Разрабатываем и утверждаем рабо-чие учебные планы и программы.

Вам необходимо разработать рабочие учебные планы и программы на основании типовых учебных планов и программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабо-чих (служащих), которые утверждаются руководителями организации (п. 43 Положения № 599).

Шаг 3. Создаем в организации квалификационную комиссию.

Для присвоения (повышения) рабочему разряда и наименования профессии по приказу (распо-ряжению) нанимателя создается квалификационная комиссия (п. 18 Общих положений ЕТКС).

Организация самостоятельно решает, создавать постоянные комиссии либо временные (на-пример, на календарный год или под конкретное присвоение квалификационного разряда).

Состав квалификационной комиссии

Председателем квалификационной комиссии назначается уполномоченное должностное лицо нанимателя, как правило, главный инженер, заместитель руководителя организации (п. 18 Общих положений ЕТКС).

Членами комиссии могут быть назначены: руководители (специалисты) соответствующих производственных структурных подразделений организации; руководитель (специалист) структурного подразделения, занимающийся вопросами кадров (подготовки кадров), труда и заработной платы; руководитель (специалист) структурного подразделения по охране труда; представители профсоюза.

Кроме того, к рассмотрению вопроса о присвоении (повышении) разряда квалификационная комиссия вашей организации при необходимости может привлекать представителей органов государственного специализированного надзора и контроля за соблюдением требований безопасности труда на производстве, а также квалифицированных рабочих соответствующих профессий, высококвалифицированных специалистов родственных организаций, преподавателей, мастеров производственного обучения учреждений профтехобразования.

При проведении квалификационных экзаменов по профессиям для работ на объектах, поднадзорных специально уполномоченным государ-ственным органам надзора и контроля, в состав квалификационных комиссий включаются представители этих организаций.

Квалификационные подразделения в структурных подразделениях

В вашей организации по распоряжению нанимателя могут создаваться квалификационные комиссии в производственных структурных подразделениях. Председателем указанной комиссии назначается руководитель структурного подразделения или его заместитель. Состав комиссии определяет наниматель. Квалификационные комиссии производственных структурных подразделений работают под руководством квалификационной комиссии организации (п. 19 Общих положений ЕТКС).

На крупных предприятиях (с численностью свыше 500 человек) согласно подп. 2.4 п. 2 Положения № 494 по приказу нанимателя могут создаваться цеховые квалификационные комиссии.

Председателем цеховой квалификационной комиссии назначается лицо, определяемое нанимателем, членами комиссии могут быть назначены:

работник, выполняющий функции по профессиональному обучению рабочих на производстве, инженер по безопасности труда, мастер участка, инженер по нормированию труда, представители профсоюзной организации.

Цеховые квалификационные комиссии работают под руководством соответствующей комиссии предприятия.

Привлечение сторонних квалификационных комиссий

В небольших организациях, где нет возможности создать квалификационную комиссию соответствующего профиля для присвоения (повышения) разрядов рабочих, могут привлекаться квалификационные комиссии соответствующих государственных учреждений профтехобразования (п. 20 Общих положений ЕТКС).

Пример оформления приказа о создании квалификационной комиссии на календарный год смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 26 журнала.

ЭТАП 2. Обучение работников.

Задачи следующего этапа в данном алгоритме: определить потребности вашей организации в профессиональном обучении работников, определить, где работник будет проходить обучение, и правильно оформить все необходимые документы. Таким образом, второй этап включает в себя следующие 4 шага.

Рассмотрим варианты действий нанимателя при обучении работника в виде схемы 1.

Шаг 1. Выявляем потребность организации в профессиональном обучении работника и экономическую целесообразность такого обучения.

Как правило, потребность в таком обучении определяется на основании поданных заявок со стороны руководителей структурных подразделений.

Форму бланка заявки на подготовку и повышение квалификации рабочих смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 27 журнала.

Шаг 2. Определяемся с видом необходимогоиработникам обучения.

Вам также необходимо определить форму профессиональной подготовки,  место обучения (на основании Перечня профессий № 14/25/29/56 на предприятии или в учреждении образования), срок обучения.

Шаг 3. Оформляем документы в зависимости от выбранного вида обучения.

Какие документы нужно оформить в зависимости от вида обучения, рассмотрим в таблице.