21 ноябрь 2013
Страница № 37

Льготы, которые наниматель обязан предоставить работнику, пострадавшему от катастрофы на Чернобыльской АЭС

Виктория Яловая, юрист

Вопросы социальной защиты граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее – ЧАЭС), являются актуальными по прошествии 27 лет с момента аварии. И на первом месте здесь была и остается тема льгот. Предлагаем вместе с автором статьи рассмотреть более подробно, на что именно должны обращать внимание наниматели, если в штате их организации работают такие сотрудники.

Дополнительный отпуск чернобыльцам

Вопросы льгот наряду с Трудовым кодексом РБ (далее – ТК) урегулированы Законом РБ от 06.01.2009 № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее – Закон № 9-З). Согласно Закону № 9-З пострадавшие от аварии на ЧАЭС включают 2 категории: участники ликвидации аварии и пострадавшие – с удостоверением единого образца. Таким образом, все ликвидаторы аварии на ЧАЭС стали пострадавшими.

Действующее законодательство не предусматривает конкретных льгот при трудоустройстве чернобыльцев. Они принимаются на работу без конкурса или на конкурсной основе на уровне с кандидатами, не имеющими статуса чернобыльцев. Но надо отметить, что есть некоторые особенности в предоставлении отпусков для лиц со статусом пострадавших от последствий аварии на ЧАЭС. Для дальнейшего подробного рассмотрения этого вопроса приведем 2 примера из практики.

Пример 1

Л. в исковом заявлении суду указал, что приказом от 06.06.2001 он уволен с работы с 29 мая 2001 г. за прогул (п. 5 ст. 42 ТК). Считая увольнение незаконным, так как прогула он не совершал, Л. просил суд изменить формулировку причины увольнения и считать его уволенным по п. 1 ст. 42 ТК, т.е. по сокращению штата работников, а также взыскать средний заработок за время вынужденного прогула и выходное пособие.

Решением суда Московского района г. Минска от 24.07.2001 в удовлетворении иска истцу отказано. Определением судебной коллегии по гражданским делам Минского городского суда от 08.10.2001 решение оставлено без изменения.

Постановлением президиума Минского городского суда от 29.05.2002 удовлетворен протест заместителя Председателя Верховного Суда об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что Л. в период с 7 по 21 мая 2001 г. находился в социальном отпуске, как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Согласно графику предоставления трудовых отпусков трудовой отпуск Л. должен был быть предоставлен в мае 2001 г.

Находясь в социальном отпуске, Л. 15 мая 2001 г. обратился с письменным заявлением к нанимателю о предоставлении ему трудового отпуска с 22 мая 2001 г. Однако в предоставлении трудового отпуска истцу было отказано, но об этом ему не сообщили. С 21 по 29 мая Л. являлся нетрудоспособным и проходил курс лечения, а с 29 мая 2001 г. уехал для оздоровления в санаторий, полагая, что находится в трудовом отпуске.

Возникает логичный вопрос: почему первые решения по делу были отрицательными? Отказывая в иске Л., суд исходил из того, что работник самовольно ушел в трудовой отпуск, совершив тем самым прогул. Судом не принято во внимание, что выбор времени трудового отпуска является правом работников – участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, а предоставление им отпуска в удобное для них время – безусловной обязанностью нанимателя.

При таких обстоятельствах, отказывая в предоставлении трудового отпуска Л., наниматель нарушил закон, поэтому невыход Л. на работу в течение дней трудового отпуска прогулом не является, в связи с чем увольнение работника по п. 5 ст. 42 ТК является незаконным.

Справочно: участниками последствий катастрофы на ЧАЭС являются: граждане, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986–1987 г. в зоне эвакуации (отчуждения) или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в т.ч. временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы; граждане, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1988–1989 годах в зоне эвакуации (отчуждения) или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в т.ч. временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы.

Льготы, обеспечиваемые трудовым правом участникам последствий катастрофы на ЧАЭС

Гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986–1987 гг. в зоне эвакуации (отчуждения) или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в т.ч. временно направленным или командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы, предоставляется право:

– на использование трудового отпуска в летнее или другое удобное для них время, а также получение социального отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью 14 календарных дней в году;

– преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников при равной производительности труда и квалификации;

– преимущественное право на зачисление в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования (при иных равных условиях), на курсы профессионального обучения в порядке, установленном законодательством РБ, в учреждения, обеспечивающие получение среднего специального, высшего образования, в порядке и на условиях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, с предоставлением иногородним общежития на время учебы.

Прием на подготовительные отделения при соответствующих учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования, производится независимо от наличия мест с обязательным предоставлением общежития и др.

Что касается граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1988–1989 гг. в зоне эвакуации (отчуждения) или занятых в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в т.ч. временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы, а также принимавших участие в работах по дезактивации, строительству, жизнеобеспечению населения в 1986–1987 гг. в зоне первоочередного отселения или зоне последующего отселения, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению этих работ, а также участников ликвидации других радиационных аварий, то им дополнительно предоставляются:

– право использовать трудовой отпуск в летнее или другое удобное для них время;

– преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников при равной производительности труда и квалификации;

– преимущественное право на зачисление в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования (при иных равных условиях), на курсы профессионального обучения в порядке, установленном законодательством РБ, в учреждения, обеспечивающие получение среднего специального, высшего образования, в порядке и на условиях, установленных законодательными актами РБ, с предоставлением иногородним общежития на время учебы. Прием на подготовительные отделения при соответствующих учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования, производится независимо от наличия мест с обязательным предоставлением общежития.

Справочно: категории работников, которым трудовой отпуск предоставляется в летнее или другое удобное время, перечислены в ст. 326 ТК. Работникам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986–1989 гг., трудовой отпуск предоставляется в удобное для них время.

ЭТО ВАЖНО! Отметим, что дополнительный отпуск чернобыльцам не замещает основной, он предоставляется в дополнение к нему.

Образец заявления работника, пострадавшего от аварии на ЧАЭС, о предоставлении социального отпуска без сохранения заработной платы смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 24 журнала.

Образец приказа о предоставлении социального отпуска без сохранения заработной платы работнику, пострадавшему от аварии на ЧАЭС, смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 25 журнала.

Пример 2

Работник организации, перенесший лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на ЧАЭС, написал заявление о предоставлении социального отпуска (на основании подп. 4.7 п. 4 коллективного договора за этот период сохраняется средняя заработная плата) с сохранением заработной платы в количестве 5 календарных дней. При этом им уже было использовано 30 календарных дней социального отпуска без сохранения заработной платы в течение года.

Может ли наниматель в таком случае отказать работнику в предоставлении социального отпуска в текущем году?

Может.

Сразу отметим, что законодательством, регулирующим вопросы труда, а также социальной защиты работников, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, не предусмотрено предоставление таким работникам социальных отпусков с сохранением заработной платы.

Наниматель в соответствии с нормами ТК обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней иным работникам (п. 5 части первой ст. 189 ТК, помимо указанных в пп. 1–4 части первой ст. 189 ТК) по их желанию в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением.

Кроме того, в соответствии с п. 1 части второй ст. 326 ТК и подп. 8.1 п. 8 ст. 18 Закона № 9-З граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на ЧАЭС, имеют право на получение социального отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью 14 календарных дней в году.

Здесь следует заметить, что социальный отпуск продолжительностью 14 календарных дней, положенный работнику, предоставляется по дополнительному основанию и не засчитывается в 30 календарных дней социального отпуска без сохранения заработной платы, предоставленных на основании ст. 190 ТК.

ЭТО ВАЖНО! Если коллективным договором, соглашением предусмотрена возможность предоставления социального отпуска с сохранением заработной платы работникам, перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на ЧАЭС, то наниматель вправе предоставить работнику такой отпуск.

Справочно: Указом Президента РБ  от 04.08.2009 № 407 «О некоторых вопросах обмена документов, подтверждающих право на льготы» определено, что с 1 января по 31 декабря 2012 г. подлежат обмену удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и потерпевших от катастрофы на ЧАЭС на удостоверения пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий.

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.