Практические вопросы оформления разделения рабочего дня на части | SPOK.BY
Печать
Сохранить в MS Word
Наверх
Вниз
Свежие статьи по теме:
  • Данный список формируется автоматически!!!
  • Можно редакировать заголовок.
  • Сохраняйте структуру данного HTML блока!!!
Все кадровые статьи в гостевом доступе

Практические вопросы оформления разделения рабочего дня на части. Шкель А.

Материал сопровождается заполненными формами в рубрике «Полезная документация» на с. 21–23 журнала.

Часто работники кадровых служб сталкиваются с нестандартными случаями оформления рабочего времени. Одним из таких случаев является оформление разделения рабочего дня на части.

В данном материале особое внимание уделено порядку такого учета рабочего времени водителям организации.

По общему правилу норма продолжительности ежедневной работы должна быть отработана в течение рабочего дня (смены) с одним перерывом для отдыха и питания, не превышающим 2 ч (ст. 134 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).

Законодательство допускает 2 исключения из этого правила:

1) рабочий день разделяется на 2 части, между которыми предусмотрен один перерыв, превышающий 2 ч, в который входит перерыв на обед и отдых;

2) перерывов 2 и более, включая перерыв
для отдыха и питания, общей продолжительностью не более 4 ч.

Возникает вопрос: относится ли этот максимум к первому исключению?

Исходя из смысла части первой ст. 127 ТК положительный ответ дать нельзя. Следовательно, один перерыв может быть больше 4 ч. Это отвечает специфике работы, например, городского транспорта, организаций сельского хозяйства, театра.

При разделении рабочего дня на части должны соблюдаться следующие требования:

– время перерывов в течение рабочего дня, включая обеденный, в рабочее время не включается (часть вторая ст. 127 ТК);

– общая продолжительность рабочего времени каждой части рабочего дня не должна превышать установленную продолжительность ежедневной работы (часть первая ст. 127 ТК). При этом установленной считается продолжительность, закрепленная графиком работ (сменности) в соответствии со ст. 112–117 ТК и локальными нормативными актами.

Есть 2 условия, наличие которых дает право нанимателю разделять рабочий день на части (часть первая ст. 127 ТК):

1) особый характер труда;

2) интенсивность выполняемых работ в течение рабочего дня (смены) неодинакова.

Под особым характером труда в ст. 127 ТК нужно понимать специфику производства и (или) работы, исключающую или делающую экономически нецелесообразным нормальный, т.е. не разделенный на части, режим рабочего дня.

Более конкретно сформулировано в ТК второе условие разделения рабочего дня на части: невозможность обеспечить равномерную загруженность работников на протяжении рабочего дня (смены), вызванную, к примеру, разным потоком покупателей, заказчиков, пассажиров на протяжении суток.

Законодательство не содержит исчерпывающего перечня условий (причин, оснований) разделения рабочего дня на части и оставляет его открытым для нанимателя и профсоюза.

В каких случаях целесообразно делить рабочий день на части

Разделять рабочий день на части допускается на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены) (часть первая ст. 127 ТК).

Такой режим работы характерен для организаций связи, торговли, культуры, общественного питания, сельских хозяйственных предприятий и т.п. Рабочий день в них разделяется на части главным образом в связи с невозможностью обеспечить равномерную занятость работника или работников на протяжении всего рабочего дня, неравномерностью загрузки рабочего дня (смены).

Предельное количество частей, на которые может быть разделен рабочий день, не установлено. Однако определено, что рабочий день может быть разделен на отдельные части:

– с перерывом (одним), превышающим 2 ч;

– с двумя и более перерывами общей продолжительностью не более 4 ч.

Пример 1

Работнику Иванову И.И. установлен режим рабочего времени с разделением рабочего дня на части:

рабочее время – с 08:00 до 12:00, с 16:00 до 20:00;

перерыв – с 12:00 до 16:00.

 

Соответствующее время перерывов в рабочее время не включается и соответственно не подлежит оплате. При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы.

Особенности разделения рабочего дня на части для некоторых работников могут предусматриваться нормативными правовыми актами.

Пример 2

Рабочим животноводства может устанавливаться рабочий день, разделенный не более чем на 3 части, между которыми предусматриваются перерывы продолжительностью не менее 2 ч, включая перерыв для отдыха и питания (часть третья ст. 317 ТК).

При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать для данной категории рабочих продолжительности ежедневной работы.

Компенсации за разделение рабочего дня на части

Как правило, режим рабочего времени с разделением рабочего дня на отдельные части с перерывом в работе свыше 2 ч считается неудобным для работников, поэтому если он вводится по инициативе нанимателя, то за работу в таком режиме работникам устанавливается доплата.

Размер доплат, которые могут быть установлены работникам организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, предусмотрен подп. 2.6 п. 2 приложения 1 к постановлению Минтруда РБ от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями» – до 50 % тарифной ставки 1-го разряда в расчете на месяц.

ЭТО ВАЖНО! Перечни профессий и должностей работников, которым могут устанавливаться указанные доплаты, утверждаются в каждой организации самостоятельно.

Перечень профессий и должностей работников организаций здравоохранения, которым могут устанавливаться доплаты в связи с введением по решению нанимателя, согласованному с профсоюзом, рабочего дня с разделением смены на отдельные части с перерывом в работе свыше двух часов, утвержден постановлением Минздрава РБ от 19.10.2006 № 90 (по информации редакции, этот перечень планируют отменить).

ЭТО ВАЖНО! Если такой режим рабочего времени вводится по инициативе работника, то доплата не устанавливается.

Порядок установления разделения рабочего дня на части

Решение о разделении рабочего дня на части принимается нанимателем по согласованию с профсоюзом (при его наличии) (часть третья
ст. 127 ТК).

В частности, перечень профессий и должностей работников, которым по решению нанимателя, согласованному с профсоюзом, устанавливается рабочий день с разделением на части, может содержаться в качестве одного из приложений к коллективному договору или правилам внутреннего трудового распорядка. Там же определяется продолжительность частей, на которые разделяется рабочий день, продолжительность перерывов и др.

При приеме на работу по соответствующей профессии (должности) условие, связанное с установлением режима рабочего времени с разделением рабочего дня на части, необходимо включить в трудовой договор (контракт) с работником.

Так как режим работы является существенным условием труда, установление режима рабочего времени с разделением рабочего дня на части по инициативе нанимателя в процессе трудовой деятельности должно осуществляться в связи с обоснованными производственными, организационными, экономическими причинами, о чем необходимо предупредить работника письменно не менее чем за 1 месяц (ст. 32 ТК). Если такой режим рабочего времени не был ранее согласован с профсоюзом для занимаемой работником должности (профессии), решение о его установлении необходимо согласовать с профсоюзом.

Образец уведомления об установлении режима рабочего времени с разделением рабочего дня на части смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 21 журнала.

При отказе от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда трудовой договор (контракт) прекращается по п. 5 части второй ст. 35 ТК. При этом работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее 2-недельного среднего заработка (часть вторая ст. 48 ТК).

Если работник соглашается на установление режима рабочего времени с разделением рабочего дня на части, то издается соответствующий приказ, в котором указывают время начала и окончания каждой части рабочего времени, время начала и окончания перерывов, включая перерыв для отдыха и питания,  указывается размер доплат (при установлении доплаты).

Образец приказа об установлении режима рабочего времени с разделением рабочего дня на части смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 22 журнала.

Соответствующие изменения вносятся в трудовой договор (контракт). Работнику составляется график работ.

Образец дополнительного соглашения к контракту об установлении разделения рабочего дня на части смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 22 журнала.

Учет рабочего времени при разделении рабочего дня на части

В табеле использования рабочего времени проставляется общее количество фактически отработанных часов, которое должно соответствовать установленной продолжительности ежедневной работы. Иными словами, если рабочий день составляет 7 ч, то независимо от деления на части рабочее время должно также составлять 7 ч.

Образец графика работ при разделении рабочего дня на части смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 23 журнала.

Применение на практике разделения рабочего дня на части для водителей автомобилей

Вопросы применения на практике разделения рабочего дня на части для водителей автомобилей регулируются ст. 127 ТК и Положением о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденным постановлением Минтранса РБ от 25.11.2010 № 82.

Для водителей автомобилей может быть введен рабочий день с разделением его на части.

Между отдельными частями рабочего дня возможны либо один перерыв для отдыха и питания свыше 2 ч, но не более 4 ч, либо 2 перерыва и более, включая перерыв для отдыха и питания, общей продолжительностью не более 4 ч.

При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленную графиком работ (сменности) продолжительность ежедневной работы.

Время перерывов между частями рабочего дня в рабочее время не включают.

Перерыв между двумя частями рабочего дня предоставляется в месте, определенном для стоянки автомобиля и оборудованном для отдыха водителя автомобиля.

Решение о разделении рабочего дня на части принимает наниматель по согласованию с профсоюзом (при его наличии).

Основанием для введения такого разделения является занятость водителей автомобилей на работах, интенсивность которых не одинакова в течение рабочего дня (смены), например водителей автобусов коммерческих строительно-монтажных организаций, коммерческих организаций лесного хозяйства и других, занятых на перевозке основных рабочих к месту расположения объектов работы и обратно.

В том случае, когда водитель автомобиля в течение рабочего времени (смены) полностью не загружен выполнением основной работы, на него может быть дополнительно возложена другая работа, близкая его квалификации, специальности либо не требующая его дополнительного обучения. Поручение водителю автомобиля дополнительной работы оформляется другим письменным трудовым договором (контрактом).

При разделении рабочего дня на части труд водителя автомобиля может быть организован по 2 вариантам, наиболее применяемым на практике:

1) рабочий день водителя автомобиля делится на части, и во время внутрисменного перерыва водитель не выполняет никакой другой работы;

2) рабочий день водителя автомобиля делится на части, и во время внутрисменного перерыва водитель выполняет другую дополнительную работу.

Оплата труда водителей автомобилей при разделении рабочего дня на части осуществляется в соответствии с положениями, действующими в организации.

Варианты организации труда водителей

Рассмотрим организацию и оплату труда водителей автомобилей по указанным вариантам.

Вариант I

В этом случае работа в качестве водителя автомобиля отличается значительной неравномерностью в течение рабочего дня.

При этом график работ (сменности) может составляться с 2 выходами на работу. Общая продолжительность времени внутрисменного перерыва, включая перерыв для отдыха и питания, будет колебаться от 2 ч до 4 ч. Общая продолжительность рабочего времени (смены) не должна превышать установленную продолжительность ежедневной работы.

Время внутрисменного перерыва является личным временем водителя автомобиля, которое он использует в своих личных целях, по своему желанию находясь либо на территории организации, либо за ее пределами. Оплата труда в этом случае осуществляется по установленной в организации для него системе оплаты труда. Кроме того, ему может производиться доплата за разделение рабочего дня на части, если она предусмотрена локальными нормативными правовыми актами организации (коллективным договором, положением и др.).

Пример 3

В коммерческой организации водитель автомобиля (фургон общего назначения грузоподъемностью 7 т) перевозит грузы. В течение рабочего дня перевозки осуществляются неравномерно, в основном с 05:00 до 09:00 и затем после 13:00. Нанимателем по согласованию с профсоюзом ему установлен рабочий день с разделением на части с 2 выходами на работу.

Ежедневная продолжительность рабочего времени – 8 ч при 5-дневной рабочей неделе. Выходные дни – суббота и воскресенье. Учет рабочего времени ежедневный. Оплату труда осуществляют по повременно-премиальной системе.

Тарифная ставка 1-го разряда в организации –500 000 руб. Кратный размер тарифной ставки 1-го разряда – 2,36. Водителю автомобиля установлены доплата за разделение рабочего дня на части в размере 50 % его тарифной ставки; премия за выполнение задания в размере 50 % также от его тарифной ставки.

В этом случае график работы (сменности) водителя автомобиля в августе 2012 г. может быть составлен следующим образом:

Числа месяца

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

 

Продолжительность работы

4/4

4/4

4/4

В

В

4/4

4/4

4/4

4/4

4/4

В

В

4/4

4/4

4/4

 

Числа месяца

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Продолжительность работы

4/4

4/4

В

В

4/4

4/4

4/4

4/4

4/4

В

В

4/4

4/4

4/4

4/4

4/4

 

где В – выходной день; 4/4 – продолжительность рабочего времени частей рабочего дня (смены), ч.

Начало рабочего дня (смены): 1-я часть –
05:00, 2-я часть – 13:00.

Окончание рабочего дня (смены): 1-я часть – 09:00, 2-я часть – 17:00.

Ежедневная продолжительность рабочего времени – 8 ч.

Внутрисменный перерыв – с 9:00 до 13:00; его продолжительность – 4 ч, в т.ч. для отдыха и питания – 1 ч.

При работе водителя автомобиля в течение августа 2012 г. согласно приведенному графику фактически отработанное им время составит 176 ч. В этом случае его заработная плата будет равняться 2 360 000 руб. (500 000 ´ 2,36 + 500 000 ´ 2,36 / 50 / 100 + 5 200 000 ´ 2,36 ´ 50 / 100).

Вариант II

Может применяться в случаях, когда водитель автомобиля в течение рабочего дня не полностью загружен выполнением своей основной работы: например, осуществляет перевозку основных рабочих к месту расположения объектов работы и обратно.

В этом случае график работ (сменности) водителя автомобиля также может быть составлен с 2 выходами на работу. Общая продолжительность времени внутрисменных перерывов, включая перерыв для отдыха и питания, будет колебаться от 2 ч до 4 ч. Общая продолжительность рабочего времени (смены) не должна превышать установленную продолжительность ежедневной работы. Во время внутрисменного перерыва водитель автомобиля может выполнять другую работу, не требующую его переквалификации и дополнительного обучения.

ЭТО ВАЖНО! Выполнение данной работы оформляется другим трудовым договором.

Оплата труда водителя автомобиля в этом случае производится по установленной в организации системе оплаты труда отдельно за работу в качестве водителя автомобиля и за выполнение другой работы. Учет рабочего времени производят раздельно. Устанавливать доплату за разделение рабочего дня на части в данном случае нецелесообразно.

Пример 4

В организации, основным видом деятельности которой являются лесозаготовки, водитель автобуса (габаритная длина автобуса – 7,5 м) осуществляет перевозку основных рабочих к месту расположения объектов работы и обратно.

Нанимателем по согласованию с профсоюзом ему установлен рабочий день с разделением на части с 2 выходами на работу.

Ежедневная продолжительность рабочего времени при работе в качестве водителя автомобиля – 5 ч при 5-дневной рабочей неделе. Во время внутрисменного перерыва водитель автомобиля работает в качестве подсобного рабочего на лесозаготовках 2-го разряда. Выходные дни – суббота и воскресенье. Учет рабочего времени ежедневный.

Оплата труда осуществляется по повременной простой системе по профессии как водителя автомобиля, так и подсобного рабочего на лесозаготовках. Тарифная ставка 1-го разряда в организации – 500 000 руб. Кратный размер тарифной ставки 1-го разряда – 2,63. Доплата за разделение рабочего дня на части не устанавливается.

В этом случае график работы (сменности) водителя в августе 2012 г. может быть составлен следующим образом:

Числа месяца           

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Продолжительность работы в качестве водителя автомобиля             

2/3

2/3

2/3

В

В

2/3

2/3

2/3

2/3

2/3

В

В

2/3

2/3

2/3

2/3

Продолжительность работы в качестве подсобного рабочего на лесозаготовках         

3

3

3

В

В

3

3

3

3

В

В

3

3

3

3

Числа месяца           

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

 

Продолжительность работы в качестве водителя автомобиля             

2/3

В

В

2/3

2/3

2/3

2/3

2/3

В

В

2/3

2/3

2/3

2/3

2/3

 

Продолжительность работы в качестве подсобного рабочего на  лесозаготовках         

3

В

В

3

3

3

3

3

В

В

3

3

3

3

3

 

где В – выходной день; 2/3 – продолжительность рабочего времени частей рабочего дня (смены), ч.

Начало рабочего дня (смены) в качестве водителя автомобиля: 1-я часть – 07:00, 2-я часть – 13:00.

Окончание рабочего дня (смены) в качестве водителя автомобиля: 1-я часть – 09:00, 2-я часть – 16:00.

Ежедневная продолжительность рабочего времени в качестве водителя автомобиля – 5 ч.

Ежедневная продолжительность рабочего времени в качестве подсобного рабочего на лесозаготовках – 3 ч (с 09:00 до 12:00).

Внутрисменный перерыв – с 09:00 до 13:00, его продолжительность – 4 ч, в т.ч. для отдыха и питания с 12:00 до 13:00 ‑– 1 ч.

В данном случае при работе водителя автобуса в течение августа 2012 г. согласно приведенному графику фактически отработанное им время составит: в качестве водителя автомобиля – 110 ч, в качестве подсобного рабочего на лесозаготовках – 66 ч.

Александр Шкель, экономист

 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.