Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Деятельность комиссии по трудовым спорам

У нас в гостях Виктория Борисовна Королева, главный правовой инспектор Минской областной организации Белорусского профессионального союза государственных и других учреждений.

Что обсудили:

  1. Исполнение нанимателем решения, принятого КТС.
  2. Принятие решения при равном количестве голосов.
  3. Компетенция комиссии по трудовым спорам.
  4. Печать на удостоверении, выданном КТС.

 

– В каких организациях может создаваться комиссия по трудовым спорам (КТС)? Обязательно ли ее создание для нанимателя?

– КТС может создаваться в организации любой формы собственности независимо от вида деятельности и организационно-правовой формы. Обязательным условием для ее создания является наличие в организации профсоюза.

КТС могут создаваться в подразделениях организаций. Предусмотрено 2 основания для их создания:

– письменное соглашение между профсоюзом и нанимателем;

– в случаях, предусмотренных коллективным договором (часть вторая ст. 235 ТК).


– В декабре 2021 г. работник обратился в КТС с заявлением об отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности. На заседании членами КТС было принято решение об удовлетворении требований работника. Однако данное решение в отдел кадров передано не было, и приказ об отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности до настоящего времени не подготовлен.

Правомерно ли специалисту отдела кадров подготовить приказ об отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности в настоящее время?

– Нет.

Заявление работника комиссия по трудовым спорам рассматривает в его присутствии в 10-дневный срок со дня подачи заявления (ст. 237 ТК). Принятое КТС решение имеет обязательную силу с момента его принятия. Оно не нуждается в утверждении ни нанимателем, ни профсоюзом (части первая и вторая ст. 238 ТК).

Решение КТС подлежит исполнению нанимателем не позднее чем в 3-дневный срок по истечении 10 дней, предусмотренных на его обжалование, за исключением случаев, предусмотренных ст. 247 ТК (ст. 248 ТК).

Приказ об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания может быть издан на основании решения КТС. В рассматриваемой ситуации решение КТС своевременно не передано и, следовательно, не исполнено нанимателем в установленный законодательством срок.

Таким образом, неправомерно издавать приказ об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания по истечении сроков, установленных для исполнения решения КТС.

 

– При рассмотрении трудового спора по отмене дисциплинарного взыскания работнику мнения членов КТС разделились поровну.

Как следует поступить комиссии по трудовым спорам в такой ситуации? Правомерно ли отразить в протоколе, что комиссия не пришла к единому решению?

– Законодательство не регламентирует конкретный порядок выработки соглашения между представителями нанимателя и профсоюза, в т.ч. порядок голосования. Исходя из норм ст. 235 ТК, полагаем, что вопросы соглашения между нанимателем и профсоюзом могут быть закреплены в локальном правовом акте (ЛПА), например в Положении о комиссии по трудовым спорам или коллективном договоре.

КТС образуется из равного числа представителей профсоюза и нанимателя сроком на 1 год (ст. 235 ТК). Решения принимаются ею по соглашению между представителями нанимателя и профсоюза (ст. 238 ТК).

Законодатель закрепил примирительный характер деятельности КТС как досудебного органа по рассмотрению трудовых споров: комиссия может принимать решения с учетом согласия представителей нанимателя и работника (в лице профсоюза) на взаимные уступки в целях погашения возникшего конфликта и во избежание доведения спора до суда. Такой подход исключает принятие решения простым большинством голосов членов КТС.

В частности, в Положении о комиссии по трудовым спорам целесообразно предусмотреть, что КТС принимает решение, когда все члены (и от нанимателя, и от профсоюза) единогласно соглашаются с удовлетворением всех требований работника, или с удовлетворением части требований работника и отказом в остальной части, или с полным отказом в удовлетворении требований работника.

Таким образом, если нет одобрения всех представителей как со стороны нанимателя, так и со стороны профсоюза, решение КТС считается непринятым, а в протоколе излагаются позиции каждой стороны и отмечается, что решение не состоялось.

 

– Согласно уставу общества размер выплат стимулирующего характера членам дирекции общества согласовывается с наблюдательным советом. Член дирекции с размером выплаты стимулирующего характера не согласен и обратился в КТС.

Входит ли в компетенцию КТС данный вопрос?

– Дирекция является коллегиальным исполнительным органом хозяйственного общества (ст. 33 Закона № 2020-XII).

Компетенция дирекции, порядок осуществления ею полномочий и принятия решений, а также ответственность ее членов за принятые ими решения регулируются нормами Закона № 2020-XII, Гражданского кодекса Республики Беларусь, устава общества, Положения о дирекции и иными нормативными актами. Исполнительный орган (дирекция) общества подотчетен общему собранию акционеров и совету директоров (наблюдательному совету), если его образование предусмотрено уставом, и организует выполнение решений этих органов (часть четвертая ст. 53 Закона № 2020-XII).

Члены коллегиального исполнительного органа общества, в т.ч. лицо, возглавляющее коллегиальный исполнительный орган, избираются общим собранием акционеров либо советом директоров (наблюдательным советом) в соответствии с уставом общества и могут быть избраны и не из числа его акционеров (части первая и вторая ст. 54 Закона № 2020-XII). Как правило, с лицом, избранным членом дирекции, заключается договор (контракт) о приеме на работу на соответствующую должность (к названию должности добавляются слова «член дирекции»).

Решение о поощрении, привлечении к дисциплинарной и материальной ответственности остальных членов дирекции в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, принимает директор с согласия наблюдательного совета.

По мнению автора, если выплата стимулирующего характера производится работнику за выполнение функций члена дирекции, то такой спор не может являться предметом рассмотрения КТС в связи с тем, что выполнение данной обязанности осуществляется в рамках гражданско-правовых отношений и решение, как правило, принимается директором по согласованию с наблюдательным советом.

Если выплата стимулирующего характера (например, премия) производится работнику за выполнение его должностных обязанностей как работника общества, то порядок и условия данной выплаты должны быть указаны в ЛПА организации (например, в Положении о премировании). В этом случае указанный спор в соответствии со ст. 236 ТК может являться предметом рассмотрения КТС.

Также необходимо обратить внимание, что, если работник не является членом профсоюза, он имеет право по своему выбору обратиться в КТС либо в суд.

 

– Что делать, если наниматель не исполняет решение КТС?

Статьей 249 ТК предусмотрена возможность государственного принуждения к исполнению вступившего в законную силу решения КТС, если оно не исполнено сторонами в добровольном порядке. Реализация решения КТС по трудовому спору обеспечивается путем выдачи КТС работнику удостоверения, имеющего силу исполнительного листа.

Любое обращение работника по поводу выдачи удостоверения должно быть рассмотрено КТС, так как ТК предусматривает только одно основание для отказа – это передача работником или нанимателем рассмотрения индивидуального трудового спора в суд.

После получения удостоверения работник вправе представить удостоверение судебному исполнителю, который приведет решение КТС в исполнение. Для обращения к судебному исполнителю установлен 3-месячный срок со дня получения удостоверения.

 

– Обязательно ли изготавливать печать и заверять ею удостоверение, выдаваемое КТС?

 – Норма об изготовлении печати комиссии по трудовым спорам и ее использовании закрепляется в ЛПА.

Субъекты хозяйствования вправе не использовать печати, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь (подп. 3.11 п. 3 Декрета № 7).

Приведенная норма предоставляет субъектам хозяйствования (юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и др.) право отказаться от использования печати, но не обязывает их к этому.

В Республике Беларусь отсутствует единый нормативный правовой акт, комплексно определяющий, в каких случаях и какие документы должны удостоверяться печатью.

Единственным законодательным актом, который предоставляет организациям право не использовать печати, является Декрет № 7. Непосредственно норма об использовании или неиспользовании печати в конкретной организации закрепляется в ЛПА, например в Положении о комиссии по трудовым спорам.


Справочно:

с 3 августа 2018 г. вступили в силу изменения, внесенные постановлением Минюста Республики Беларусь от 26.07.2018 № 154 в Инструкцию по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденную постановлением Минюста Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4, в части использования печати.


Документы:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).

Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (Закон № 2020-XII).

Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (Декрет № 7).

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.