Образец фрагмента ПВТР, в котором указан порядок освобождения работника от работы на основании Указа № 143, см. в рубрике «Полезная документация» на с. 23 журнала.
Образец заявления работника об освобождении его от работы в связи с его болезненным состоянием см. в рубрике «Полезная документация» на с. 23 журнала.
Образец приказа об освобождении работника от работы в связи с его болезненным состоянием (п. 14 Указа № 143) см. в рубрике «Полезная документация» на с. 24 журнала.
Расскажем:
- как реализовать право нанимателя на освобождение работника от работы в связи с его болезненным состоянием на срок до 3 календарных дней суммарно без представления работником листка нетрудоспособности по п. 14 Указа № 143.
Указом № 512 внесены дополнения в п. 14 Указа № 143, согласно которым, в частности, нанимателю представлено право освобождать работника от работы в связи с его болезненным состоянием на срок до 3 календарных дней суммарно без представления работником листка нетрудоспособности.
Сохранение среднего заработка за период освобождения от работы может быть предусмотрено коллективным договором, иным локальным правовым актом (далее – ЛПА) организации, за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.
В законодательстве не дается единого определения словосочетания «освобождение от работы». Под «освобождением от работы» на практике понимается правомерное отсутствие работника на работе без прекращения трудовых отношений и невыполнение работы, которое не влечет и не может влечь дисциплинарного взыскания за прогул без уважительных причин.
В ст. 49 ТК приводятся ситуации, когда наниматель обязан отстранить работника от работы. В части шестой п. 1 ст. 49 ТК сказано, что отстранение от работы обязательно в случае появления работника на работе в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы.
Безусловно, что понятия «освобождение от работы» и «отстранение от работы» схожи. При этом случаев, когда работник «освобождается от работы», много в трудовом законодательстве.
Справочно:
освобождение от работы согласно п. 14 Указа № 143 – это неоплачиваемое, неотработанное время.
Основания освобождения от работы приведены на схеме.

* Закон Республики Беларусь от 30.11.2010 № 197-З «О донорстве крови и ее компонентов».
Примечание. В схеме приведены именно случаи освобождения от работы.
Как регламентировать в организации процедуру освобождения работника от работы на основании
Указа № 143?
Если вы будете прописывать порядок оформления такого освобождения в ЛПА (например, ПВТР), то необходимо учитывать следующие моменты.
Наниматель вправе устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде (часть третья ст. 7 ТК). Таким образом, в ЛПА может быть регламентирован порядок предоставления такого освобождения от работы.
Так как речь идет о рабочем времени, то соответствующие положения следует закрепить в разделе о рабочем времени и его использовании.
При наличии в организации профсоюза наниматель принимает в соответствующих случаях ЛПА (вносит изменения в ЛПА), затрагивающие трудовые и социально-экономические права работников, по согласованию или с участием профсоюза (часть вторая ст. 55 ТК).
Соответствующие случаи, когда профсоюз согласовывает ЛПА либо участвует в его принятии, предусматриваются законодательством, коллективным договором либо принятым и утвержденным в организации порядком разработки ЛПА.
Согласование проекта ЛПА (проекта изменений в ЛПА) профсоюзом оформляется соответствующим грифом (часть седьмая п. 60 Инструкции № 4), например:

Наниматель обязан знакомить работников с действующими у него ЛПА, в т.ч. с ПВТР (п. 3 части первой ст. 54, часть пятая ст. 123, п. 1 части первой ст. 194 ТК).
Работники могут быть ознакомлены с изменениями в ПВТР следующими способами.
Вариант 1. Проставление подписи и даты на самих ПВТР. Например:

Вариант 2. Использование листов ознакомления различных форм, которые нумеруются вместе с ПВТР:

Вариант 3. Ведение специального журнала по ознакомлению работников с ПВТР.
Нужно ли заявление от работника или достаточно приказа?
До издания приказа об освобождении работника от работы сам работник должен обратиться к нанимателю с просьбой освободить его от работы с указанием причины. Указ № 143 не уточняет форму обращения, предпочтительнее в данном случае будет письменное заявление.
В ПВТР может быть регламентировано, в каких случаях просьба работника может быть подана в устной форме, а в каких – только в письменной.
Действующее законодательство не во всех случаях позволяет освобождать работника от работы в связи с его болезненным состоянием. Еще раз напомним, что освобождение от работы в данном случае – это право нанимателя. Само по себе болезненное состояние работника не дает ему права не приходить на работу и требовать от нанимателя предоставить такое освобождение, а тем более с сохранением заработной платы без оформления больничного.
Работники обязаны вовремя приходить на работу и полностью использовать установленную законодательством продолжительность рабочего времени для выполнения своих обязанностей, а наниматель должен создавать условия для полного и производительного использования рабочего времени (ст. 132 ТК).
В рабочее время запрещается отвлекать работников от их непосредственной работы, освобождать от работы для выполнения общественных обязанностей и проведения мероприятий, не связанных с производственной деятельностью, если иное не предусмотрено законодательством, коллективным договором, соглашением.
Как правило, основанием для освобождения работника от работы и начисления среднего заработка (если такое сохранение предусмотрено законодательством или ЛПА) служит приказ (распоряжение) нанимателя.
Сохранение среднего заработка за период освобождения от работы не дает права нанимателю в дальнейшем требовать от работника отработать время такого освобождения от работы.
Как определить срок хранения приказа об освобождении от работы?
В Перечне типовых документов № 140 прямо не указан срок хранения приказов об освобождении от работы. Предлагаем ориентироваться на сроки, установленные для приказов по личному составу, – 75 лет или 3 года (после проведения налоговой проверки, если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась, – 10 лет). 75-летний срок хранения устанавливается для приказов, на основании которых оформляются справки и иные документы о трудовом стаже, занимаемой должности, размере заработной платы, стаже работы по специальности, стаже работы с вредными условиями труда и т.п. С учетом изложенного для данного вида приказов логичнее установить 75-летний срок хранения.
Как отразить в табеле учета использования рабочего времени освобождение от работы?
Статьей 133 ТК установлена обязанность нанимателя по организации учета рабочего времени. При этом учет явок на работу и ухода с нее ведется в табелях использования рабочего времени, годовых табельных карточках и других документах с указанием фамилии, инициалов работника, календарных дней учетного периода, количества отработанного времени, в т.ч. в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни, и других необходимых сведений (часть третья ст. 133 ТК). Формы документов для учета явок на работу и ухода с нее, а также порядок их заполнения утверждаются нанимателем.
Поскольку табель учета рабочего времени относится к первичным учетным документам, то наниматели обязаны в соответствии со ст. 10 Закона № 57-З разработать и утвердить форму такого табеля.
Предлагаем свои варианты условных обозначений в табеле, например:
«ОУ» – освобождение от работы по Указу № 143;
«ОУЗ» – освобождение от работы по Указу № 143 с сохранением среднего заработка.
Нужно ли считать количество дней освобождения от работы в связи с болезненным состоянием работника?
Так как в п. 14 Указа № 143 количество дней освобождения от работы ограничено – суммарно не более 3 календарных дней в течение срока действия Указа № 143, то целесообразно вести учет таких дней.
Такой учет можно вести в личной карточке работника (если она ведется в организации).
Документы:
Указ Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (Указ № 143).
Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2020 № 512 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» (Указ № 512).
Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).
Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденная постановлением Минюста Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (Инструкция № 4).
Перечень типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утвержденный постановлением Минюста Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140 (Перечень типовых документов № 140).
Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (Закон № 57-З).
