Коммерческая тайна (Комментарий к Закону РБ от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне») | SPOK.BY
Печать
Сохранить в MS Word
Наверх
Вниз
Свежие статьи по теме:
  • Данный список формируется автоматически!!!
  • Можно редакировать заголовок.
  • Сохраняйте структуру данного HTML блока!!!
Все кадровые статьи в гостевом доступе

Коммерческая тайна (Комментарий к Закону РБ от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне»). Владыко Н.

Наталия Владыко, юрист
Не единожды в журнале «Я – специалист по кадрам» рассматривались различные аспекты коммерческой тайны. Данный комментарий представляет краткий обзор наиболее значимых изменений, касающихся коммерческой тайны, которые обусловлены вступлением в силу Закона РБ «О коммерческой тайне». Подчеркнем, что всем нанимателям необходимо будет внести изменения и дополнения в локальные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы доступа и защиты коммерческой тайны.
 
 
Понятие «коммерческая тайна» настолько универсально, что затрагивает деятельность практически любого субъекта хозяйствования, поскольку обладание той или иной информацией позволяет увеличить доходы, а в случае ее «утечки» – понести неоправданные расходы. Задача законодателя состоит в том, чтобы предоставить простой и эффективный правовой механизм, позволяющий решить  проблему сохранения коммерческой тайны.
 
11 июня 2013 г. вступит в силу Закон РБ от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне» (далее – Закон), который усовершенствует действующий правовой механизм защиты коммерческой тайны. Законом, в частности, дополнен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну: не является коммерческой тайной информация о нарушениях законодательства и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений и т.д. Указанный перечень носит открытый характер, поскольку в законодательных актах (например, кодексах, законах, декретах и указах) могут быть определены иные сведения, которые не будут составлять коммерческую тайну. Рассмотрим изменения более подробно.
 
Справочно: основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы охраны коммерческой тайны, в настоящее время является постановление Совета Министров РБ от 06.11.1992 № 670 «Об утверждении Положения о коммерческой тайне».
 
В Законе приведено новое определение понятия «коммерческая тайна» – это сведения любого характера (технического, производственного, организационного, коммерческого, финансового и иного), в т.ч. секреты производства (ноу-хау), соответствующие требованиям Закона, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны. То есть ее квалифицирующим признаком будет являться наличие либо отсутствие установленного в отношении сведений режима коммерческой тайны, под которым понимается комплекс различных мер, принимаемых владельцем коммерческой тайны для обеспечения конфиденциальности соответствующих сведений (например, ведение учета лиц, получивших доступ к коммерческой тайне; регулирование отношений по доступу контрагентов к определенным сведениям на основании гражданско-правового договора).
 
Если перечислять только основные нововведения, установленные Законом, то к ним можно отнести:
 
– требования, которым должны соответствовать сведения, являющиеся коммерческой тайной, и сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну;
 
– порядок установления режима коммерческой тайны;
 
– права владельца коммерческой тайны;
 
– порядок доступа третьих лиц к коммерческой тайне, в т.ч. при предоставлении доступа с согласия владельца коммерческой тайны, а также по требованию государственных органов и иных лиц, наделенных правом получения информации, охраняемой как коммерческая тайна;
 
– особенности защиты коммерческой тайны.
 
В качестве владельцев коммерческой тайны в Законе называются юридические и физические лица, правомерно обладающие сведениями, в отношении которых ими в соответствии с Законом установлен режим коммерческой тайны. Законом также определен круг лиц, участвующих в этих правоотношениях, а именно:
 
1) владельцы коммерческой тайны;
 
2) контрагенты владельцев коммерческой тайны;
 
3) работники, т.е. лица, состоящие в трудовых отношениях с владельцем коммерческой тайны или его контрагентом;
 
4) государственные органы и иные лица, имеющие право требовать предоставления им доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну.
 
Справочно: сведения (информация), которые не могут составлять коммерческую тайну, указаны в ст. 6 Закона.
 
Следует заметить, что приведенный перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, является открытым, однако ст. 6 Закона допускает возможность его расширения только на уровне иных законодательных актов.
 
Понятие коммерческой тайны нельзя сводить только к определенным сведениям (информации). Законодатель уточняет, что определенные сведения будут составлять коммерческую тайну лишь тогда, когда в их отношении будет установлен режим коммерческой тайны. В Законе коммерческая тайна понимается именно как специальный правовой режим информации, состоящий в том, что этой информации обеспечивается защита от разглашения, поэтому коммерческая тайна в соответствии с Законом – это не сама информация, а ее правовой режим.
 
Процедуру установления режима можно условно разделить на 2 этапа:
 
1) определение состава сведений, составляющих коммерческую тайну;
 
2) осуществление комплекса мер, направленных на ее защиту.
 
Порядок установления, изменения или отмены режима владельцу целесообразно закрепить в локальном нормативном правовом акте, например в положении о коммерческой тайне организации.
 
Наталия Владыко, юрист

Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала

Приглашаем всех посeтителей сайта получить демо-доступ на три дня ко всем материалам электронного "Я - специалист по кадрам" в полном объеме

Получить демо-доступ

У меня есть подписка

Забыли пароль?

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.