22 ноябрь 2013
Страница № 6

Новые условия оплаты труда руководителей организаций с 1 сентября 2013 года

Виктория Яловая, юрист

С 1 сентября 2013 г. поменялись условия определения размеров заработной платы руководителей. Начальник отдела кадров (его заместитель) при согласовании размера премирования руководителя организации с органом, заключившим контракт с руководителем, должен руководствоваться постановлением Совета Министров РБ от 08.07.2013 № 597. Подробно об этом документе читайте в настоящем комментарии.

В целях усиления зависимости оплаты труда руководителей коммерческих организаций от результатов финансово-хозяйственной деятельности Совет Министров РБ принял постановление от 08.07.2013 № 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей коммерческих организации в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (далее – постановление № 597). Документ вступил в силу с 1 сентября 2013 г.

Постановление принято с целью усиления зависимости размеров заработной платы руководителей коммерческих организаций от эффективности хозяйствования и финансового состояния коммерческих организаций.

Собственникам имущества организаций негосударственной формы собственности, в т.ч. организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50 %, рекомендовано устанавливать условия оплаты труда руководителей в соответствии с Положением об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденным постановлением № 597 (далее – Положение).

Государственные организации

Применение Положения обязательно при формировании условий оплаты труда руководителей государственных организаций (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 % (далее – государственные организации).

Положением расширены права органов, которые заключают контракты с руководителями организаций.

Заработная плата руководителей государственных организаций может включать в себя не только оклад и надбавки, премии, но также и различные бонусы, вознаграждения и иные выплаты, предусмотренные законодательством. Например, руководителю может быть предусмотрено вознаграждение в процентном отношении от выручки или от суммы внешнеэкономической сделки.

ЭТО ВАЖНО! Общая сумма выплат стимулирующего характера (премии, краткосрочные бонусы) не должна превышать 3 окладов в расчете на месяц. В год это получается 36 окладов.

Оклад руководителя государственной организации будет формироваться путем суммирования базового оклада и суммы его повышения, определенной в соответствии с абз. 3 подп. 2.5 п. 2 Декрета Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29).

При этом размер тарифной ставки 1-го разряда для расчета базового оклада может быть установлен для руководителя государственной организации индивидуально по решению органа, заключившего контракт.

Коммерческие организации

Коэффициент соотношения средней заработной платы руководителя коммерческой организации независимо от формы собственности и средней заработной платы по организации в целом (далее – коэффициент) не может превышать 8,0.

Справочно: коммерческой признается организация, действующая с целью извлечения прибыли и (или) распределяющая полученную прибыль между участниками (к ним относятся организации как государственной, так и частной формы собственности).

Установление коэффициента

Решение об установлении конкретного размера коэффициента принимает орган, заключивший контракт, если иное не установлено Президентом. При этом в отношении руководителей государственных организаций и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, включая банки, этот коэффициент согласовывается:

– до 6,0 включительно – с органом, осуществляющим владельческий надзор;

– свыше 6,0 и до 8,0 включительно – с органом, осуществляющим владельческий надзор, и Премьер-министром.

При невыполнении по итогам полугодия 2 и более показателей прогноза социально-экономического развития, доведенных в установленном порядке, коэффициент будет не более 4,0 включительно.

При выполнении в дальнейшем за квартал всех доведенных показателей коэффициент устанавливается в размере, определенном в контракте.

Фактический коэффициент рассчитывают по организации в целом нарастающим итогом с начала отчетного года.

Персональная ответственность за обоснованность установления коэффициента возлагается на руководителей государственных органов и организаций, уполномоченных на заключение контрактов с руководителями государственных организаций.

Выплаты, неучитываемые при расчете коэффициента

Постановлением № 597 утвержден исчерпывающий перечень выплат, неучитываемых при исчислении коэффициента соотношения, для всех коммерческих организаций независимо от формы собственности, за исключением банков. Ранее он был утвержден только для государственных организаций.

При расчете коэффициента не учитывают:

– государственные премии РБ;

– единовременные поощрения (вознаграждения), выплаченные руководителю за награждение в установленном порядке государственными наградами, нагрудными знаками, почетными грамотами, независимо от источника их выплаты;

– премию либо вознаграждение, выплаченные руководителю организации, занесенной на Республиканскую доску Почета или признанной победителем в соревновании (конкурсе), связанном с производственной деятельностью организации, проводимом на республиканском, областном, городском, районном и отраслевом уровнях;

– единовременную премию либо вознаграждение, выплаченные руководителю за обеспечение подготовки и проведения республиканского фестиваля-ярмарки тружеников села «Дажынкi», независимо от источника их выплаты;

– годовой бонус;

– материальную помощь, выплаченную при предоставлении трудового отпуска и по основаниям, предусмотренным в коллективном договоре либо ином локальном нормативном правовом акте, принятом в порядке, установленном законодательством;

– выплаты за преподавательскую, научную или иную творческую деятельность, медицинскую практику, осуществляемую в соответствии с законодательством;

– вознаграждения за содействие созданию и использованию изобретения и рационализаторского предложения, за внедрение новой техники;

– заработную плату за руководство производственной практикой учащихся и студентов;

– суммы, уплаченные организацией в порядке возмещения расходов работников по оплате жилищно-коммунальных услуг или за пользование жилым помещением (сверх предусмотренных законодательством);

– денежную компенсацию за неиспользованный трудовой отпуск.

Справочно: руководителям организаций, которым согласно законодательству установлены фиксированные оклады в кратных размерах от уровня среднемесячной заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности, коэффициент не устанавливается (подп. 2.4 п. 2 постановления № 597).

Основания невыплаты премий, бонусов, вознаграждений

По-прежнему действует запрет на начисление и выплату всех видов премий, бонусов и вознаграждения по итогам работы за год руководителям организаций независимо от формы собственности при наличии роста убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный период по сравнению с предыдущим периодом по организации в целом и (или) задолженности по выплате заработной платы.

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.