Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Порядок оформления и представления документов, необходимых для назначения трудовых пенсий

Как известно, работодатели обязаны своевременно оформлять документы, необходимые для назначения пенсии, и своевременно представлять их в управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите. Выполнение данной обязанности в организации ложится на плечи специалистов по кадрам, для которых и была организована «Прямая линия» с Яшковой Ларисой Михайловной, заместителем начальника главного управления пенсионного обеспечения Минтруда и соцзащиты РБ, которая ответила на все поступившие вопросы.
Ответы на наиболее актуальные из них читайте ниже.

Недавно был принят Указ, предоставляющий возможность лицам, занятым во вредных условиях труда, получать доплату к заработной плате.

Для кого он предусмотрен?

Действительно, 25 сентября 2013 г. Президентом РБ был подписан Указ № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения» (далее – Указ № 441), которым предусмотрена возможность выбрать способ компенсации занятости во вредных условиях труда в виде ежемесячной доплаты к заработной плате.

Такая возможность предоставлена работникам, которые до 1 января 2009 г. выработали менее половины специального стажа, дающего право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет по нормам Закона РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (и соответственно не приобретут право на льготную пенсию) (подп. 1.2 п. 1 Указа № 441).

На основании чего наниматель производит работнику ежемесячную доплату к заработной плате за работу с особыми условиями труда?

На основании письменного заявления работника.

Для получения ежемесячной доплаты к заработной плате работник должен подать своему работодателю соответствующее письменное заявление, на основании которого последний и будет производить доплату (часть вторая подп. 1.2 п. 1 Указа № 441).

Как оформляется заявление на ежемесячную доплату к заработной плате за работу с особыми условиями труда, есть ли определенная форма? Если нет, то что в нем должно быть указано?

Форма заявления в установленном порядке не утверждена, поэтому оно оформляется в произвольной форме.

В данном заявлении работник в обязательном порядке должен указать периоды имеющегося у него специального стажа работы, выработанного до 1 января 2009 г.

Выбор ежемесячной доплаты к заработной плате, установленной Указом № 441, является окончательным или его можно менять? В каком размере должна выплачиваться доплата?

Указ № 441 не содержит ограничений по выбору ежемесячной доплаты к заработной плате. Работник может выбрать доплату, затем спустя какое-то время отказаться от ее получения: в таком случае он автоматически вернется в систему профессионального пенсионного страхования и за него работодатель начнет уплачивать взносы на профессиональное пенсионное страхование в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ (далее – ФСЗН) и т.д.

Право на доплату и ее размер определяет работодатель, но в любом случае размер доплаты не может быть менее суммы взноса на профессиональное пенсионное страхование за этого работника по тарифу, установленному Указом Президента РБ от 10.01.2009 № 23 «О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование».

В организации работают несколько ликвидаторов последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и один почетный донор.

Существуют ли какие-либо льготы для таких категорий лиц по пенсионному обеспечению?

Существуют.

Для участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (далее – ликвидаторы) предусмотрена возможность назначения досрочной пенсии по возрасту на 5 или 10 лет ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста при соблюдении условий, установленных ст. 32 Закона РБ от 06.01.2009 № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее – Закон № 9-З).

К назначенной пенсии ликвидаторам устанавливается повышение в размере 50 % или 25 % минимального размера пенсии по возрасту. Размер повышения зависит от времени работы по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы (1986, 1987, 1988 или 1989 гг.) и зоны, в которой протекала эта работа.

Кроме того, законодательством также предусмотрено льготное исчисление времени работы на территории радиоактивного загрязнения (на Чернобыльской атомной станции, в зонах эвакуации, первоочередного, последующего отселения) (ст. 38 Закона № 9-З).

Что касается доноров, то донорам, награжденным знаком почета «Почетный донор Республики Беларусь», знаками «Почетный донор СССР» и «Почетный донор Общества Красного Креста БССР», по достижении общеустановленного пенсионного возраста назначенная пенсия повышается на 40 % минимального размера пенсии по возрасту.

Во времена Советского Союза работник организации более 5 лет проработал в Латвии. Сейчас при оформлении ему пенсии в Беларуси эти годы почему-то не были включены в стаж.

Разве так правильно, ведь это годы работы в СССР?

Да, это годы работы на территории бывшего СССР, но не на территории Белорусской ССР.

С каждым из государств, ранее входивших в состав Советского Союза, Республика Беларусь стремится регламентировать вопросы пенсионного обеспечения путем соответствующего соглашения (договора).

За стаж работы, накопленный на территории Латвии, в т.ч. Латвийской ССР во времена Советского Союза, пенсию назначает и выплачивает латвийская сторона, за стаж работы на территории Белорусской ССР и Республики Беларусь – Республика Беларусь. При этом каждым государством применяются положения своего национального законодательства. Выполняется все это на основании Договора между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения, ратифицированного Законом РБ от 28.10.2008 № 430-З (далее – Договор между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой) и вступившего в силу 28 сентября 2010 г.

По имеющимся данным, сегодня пенсионный возраст в Латвии для назначения пенсии по старости на общих основаниях как для женщин, так и для мужчин составляет 62 года. В связи с изменениями в законодательстве Латвии пенсионный возраст, необходимый для назначения пенсии по старости, с 2014 г. будет постепенно повышаться с 62 лет до 65 лет.

Для назначения латвийской пенсии граждане, проживающие на территории Республики Беларусь, должны по достижении пенсионного возраста, установленного в Латвии, обратиться с соответствующим заявлением и документами о работе и заработке в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства в Республике Беларусь. Указанный орган сформирует необходимый комплект документов и препроводит его в компетентный орган Латвии для рассмотрения и принятия решения о назначении (или отказе в назначении) пенсии.

Как и кем согласно Договору между Республикой Беларусь с Латвийской Республикой будет учитываться при назначении пенсии срочная служба, которую работник проходил в период с 1972 г. по 1974 г. на территории Латвии?

Эта служба, так же как и работа на территории Латвии, должна учитываться при назначении пенсии компетентными органами Латвийской Республики.

Существует ли какое-либо соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, по которому при назначении пенсии учитывался бы стаж, приобретенный в Российской Федерации?

С Российской Федерацией действует Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения, ратифицированный Законом РБ от 15.06.2006 № 126-З (далее – Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией) и вступивший в силу 29 марта 2007 г.

Этот договор распространяется только на граждан Республики Беларусь и граждан Российской Федерации, проживающих на территории Союзного государства.

Договором между Республикой Беларусь и Российской Федерацией предусмотрены 2 варианта назначения пенсии: по принципу пропорциональности и по признаку гражданства.

Согласно принципу пропорциональности за стаж, приобретенный на территории бывшего СССР (в т.ч. Белорусской СССР и Российской Федерации), пенсию может назначать и выплачивать то государство, в котором гражданин постоянно проживает в момент обращения за пенсией (т.е. либо Республикой Беларусь, либо Российской Федерацией). А вот за стаж работы после распада СССР (а именно начиная с 13 марта 1992 г.) пенсию назначает каждое из государств, на территории которого этот стаж был приобретен (т.е. и Республика Беларусь, и Российская Федерация).

Признак гражданства означает возможность назначения гражданину пенсии по законодательству государства, гражданином которого он является, т.е. по законодательству Республики Беларусь – гражданину РБ и по законодательству Российской Федерации – гражданину РФ.

Выбор одного из названных вариантов осуществляет сам гражданином. При этом следует знать, что выбор варианта по признаку гражданства является окончательным и пересмотру не подлежит.

Таким образом, при выборе гражданином Республики Беларусь варианта назначения пенсии от 2 государств, стаж работы на территории Российской Федерации ему будет учтен Российской Федерацией и пенсию за этот стаж назначит соответственно Российская Федерация, а в случае выбора назначения пенсии по национальному законодательству РБ – стаж работы в России будет учтен Республикой Беларусь в порядке, установленном национальным законодательством. Согласно действующему законодательству стаж на территории Российской Федерации, подтвержденный в установленном порядке, учитывается для права на пенсию в полном объеме, а для исчисления размера пенсии – в период до 1 июля 1998 г.

У работника организации 3 трудовые книжки: казахстанская, российская и белорусская. Как они будут учитываться при назначении пенсии?

Количество трудовых книжек не имеет значения для целей пенсионного обеспечения. Значение имеет содержание этих книжек, а также приобретен ли в указанные в них периоды работы стаж работы в соответствии с законодательством, т.е. будет ли указанная работа засчитываться в стаж для назначения пенсии в Республике Беларусь.

А для этого в период каждой работы должны быть выполнены установленные законодательством требования. Например, в Республике Беларусь период работы засчитывается в стаж при условии, что в течение этого периода производилась уплата обязательных страховых взносов в ФСЗН согласно законодательству о государственном социальном страховании. С Казахстаном и Российской Федерацией вопросы исчисления стажа на территории этих государств регулируются международными соглашениями (договорами). В частности, с учетом норм Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, стаж может быть учтен при назначении пенсии в порядке, установленном белорусским законодательством, при условии, что он подтвержден компетентным органом РФ.

Что касается Казахстана, то стаж работы на его территории с уплатой страховых взносов в пенсионный фонд этого государства учитывается при исчислении размера пенсии в Республике Беларусь до 1 января 1998 г.

Для принятия решения по конкретным ситуациям необходимо с документами о трудовой деятельности работника обращаться в органы по труду, занятости и социальной защите.

Что будет со стажем работы лиц, которые сегодня уезжают на работу за границу (в Российскую Федерацию, Германию и т.д.)? Впоследствии при оформлении пенсии они потеряют годы этого стажа?

Для граждан, работающих за границей, законодательством предусматривается возможность добровольного участия в системе государственного пенсионного страхования путем самостоятельной уплаты взносов в ФСЗН. Для этого гражданин должен обратиться в отдел ФСЗН по месту жительства.

Заработок, с которого будут уплачиваться взносы, определяет непосредственно сам гражданин. Впоследствии при назначении пенсии будут учтены период, в течение которого уплачивались взносы, и суммы заработка, с которых эти взносы уплачивались. При этом необходимо иметь в виду, что если взносы будут уплачены из заработка ниже минимальной заработной платы, то подлежащий зачету в стаж период работы будет соответственно скорректирован.

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.