Ошибки в трудовых книжках: находим и устраняем | SPOK.BY
Печать
Сохранить в MS Word
Наверх
Вниз
Свежие статьи по теме:
  • Данный список формируется автоматически!!!
  • Можно редакировать заголовок.
  • Сохраняйте структуру данного HTML блока!!!
Все кадровые статьи в гостевом доступе

Ошибки в трудовых книжках: находим и устраняем. Полякова О.

Ольга Полякова, юрист
Эта статья – повод еще раз напомнить о том, что ответственность за ведение трудовых книжек лежит на кадровике, а раз на него возложена ответственность, то в случае нарушения законодательства он будет наказан. Вот почему к оформлению трудовой книжки и ее заполнению нужно относиться очень внимательно. При этом не надо забывать, что практически любую ошибку можно исправить, главное, выбрать правильный способ исправления.
 
Ошибки при первичном оформлении трудовых книжек
Правила, которые важно соблюдать:
– трудовые книжки ведут на всех работников, работающих у нанимателя свыше 5 дней, если работа в этой организации, у индивидуального предпринимателя и физического лица, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работниками, является для работника основной;
– трудовые книжки на домашних работников, работающих у физических лиц по трудовому договору, оформляет местный исполнительный и распорядительный орган, а записи вносятся на основании зарегистрированного трудового договора;
– заполнение трудовой книжки лицу, впервые поступающему на работу, осуществляет наниматель (уполномоченное должностное лицо) в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу.
На практике достаточно часто встречающейся ошибкой при оформлении трудовой книжки является невнесение в нее сведений об образовании работника. Также встречаются ошибки в написании имени и отчества работника. Это связано с игнорированием нанимателями требования о внесении соответствующих сведений в трудовую книжку на основании надлежащим образом оформленных документов, в т.ч. документов, удостоверяющих личность работника, и документов об образовании.
ЭТО ВАЖНО! Не допускается внесение каких-либо сведений только со слов работника.
 
Ситуация 1
Работник принят в организацию в сентябре 2010 г. На момент приема на работу у него имелось только среднее специальное образование, о чем была сделана запись на титульном листе трудовой книжки. В августе 2013 г. работник принес в отдел кадров диплом о получении высшего образования и попросил внести сведения о высшем образовании в его трудовую книжку.
В данной ситуации возникают следующие вопросы: 1) должен ли кадровик выполнить просьбу работника? 2) может ли он внести такие сведения, не нарушив законодательство?
1. Должен.
2. Может.
Кадровик должен внести эти сведения, поскольку оснований для отказа о внесении такой записи законодательством не предусмотрено.
Специалист по кадрам может внести данные сведения, поскольку это предусмотрено законодательством. Изменение записей в трудовой книжке о фамилии, собственном имени, отчестве, дате рождения, образовании, профессии, квалификации производит наниматель по последнему месту работы на основании документов, подтверждающих соответствующие сведения, со ссылкой на их номер и дату (п. 38 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 09.03.1998 № 30 (далее – Инструкция)).
Изменения должны быть внесены на первой странице (титульном листе) трудовой книжки. Однако такие изменения не предполагают зачеркивание ранее внесенных сведений (например, как в случае изменения фамилии работника). При получении работником высшего образования запись производят путем дополнения уже имеющейся записи без зачеркивания ранее внесенной.
Вместе с тем некоторые специалисты считают, что сведения о полученном образовании должен вносить будущий наниматель, а не тот, у которого в настоящее время трудится работник. Это убеждение основано на п. 12 Инструкции, согласно которому запись об образовании должна быть внесена нанимателем до внесения в трудовую книжку записи о приеме на работу. Однако с данным утверждением можно поспорить. Во-первых, на момент найма на работу у работника не было высшего образования, следовательно, отсутствовало основание для внесения такой записи. Во-вторых, если работник не собирается увольняться, то в таком случае запись вовсе не будет внесена. А где основание для отказа? Чем должен обосновать свой отказ в просьбе работника кадровик? Будущий наниматель вправе спросить, почему данную запись не внес предыдущий, поскольку право на ее внесение возникло во время работы у прежнего нанимателя.
Таким образом, полагаем, что запись о получении работником, например, высшего образования должен вносить наниматель, с которым работник состоит в трудовых отношениях, а в случае, если  диплом был получен в период, когда работник не работал, новый наниматель вносит соответствующие сведения при приеме на работу согласно п. 12 Инструкции.
 
 
Ольга Полякова, юрист

Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала

Приглашаем всех посeтителей сайта получить демо-доступ на три дня ко всем материалам электронного "Я - специалист по кадрам" в полном объеме

Получить демо-доступ

У меня есть подписка

Забыли пароль?

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.