Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Сокращение штата отменяется. Как оформить?

При затруднительных финансовых условиях некоторые субъекты хозяйствования пытаются оптимизировать затраты на персонал. Один из самых распространенных вариантов такой оптимизации – сокращение штата. Но бывают разные ситуации, например:

– решение о сокращении штата принято, но организация находит иной способ экономии средств;

– с момента объявления о сокращении финансовое положение компании улучшилось и она уже не нуждается в экономии за счет работников.

О том, как в таких ситуациях отменить сокращение штата, мы поговорили с автором журнала «Я – специалист по кадрам», практикующим юристом Владимиром Самосейко.

 

Причины отмены сокращения работников – индивидуальны. Наиболее распространены следующие ситуации:

– сокращение штата значительно повлияет на производственные, деловые или административные процессы, что еще хуже отразится на положении компании;

– финансовое положение компании улучшилось, и она уже не нуждается в экономии за счет работников;

– изначально нарушена процедура проведения сокращения штата.

Как отменить сокращение штата? Есть ли установленный законодательством порядок отмены процедуры сокращения?

Законодательство не регламентирует процедуру отмены сокращения штата и численности работников. На практике поступают так:

1) издается приказ об отмене мероприятий по сокращению;

2) далее уведомляются сотрудники, которых коснулась отмена предыдущего приказа. Им рассылается письменное уведомление с приложением копии приказа. Лучше взять две подписи у работника: одну за получение уведомления, вторую за ознакомление с приказом;

3) об отмене сокращения нужно уведомить профсоюз и службу занятости.

 

Есть ли срок, после которого отменить сокращение уже невозможно?

Основным правом нанимателя является право расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и по основаниям, установленным ТК и законодательными актами (п. 1 ст. 12 ТК). Наниматель может на любом этапе процедуры сокращения отменить его. Исключением является невозможность нанимателя отменить решение о сокращении уже уволенных работников. Это связано с тем, что трудовые отношения между сторонами прекратились и на момент увольнения работников имелись объективные основания для сокращения (п. 1 ст. 42 ТК). В этом случае из штатного расписания исключают должности (профессии) уволенных работников. Как вариант, можно пригласить ранее уволенных работников вернуться в организацию. Если они согласятся – оформить прием на работу на общих основаниях.

 

Документ: Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденная постановлением Минюста Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее – Инструкция по делопроизводству).

 

Документ: Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

 

Как оформить отмену сокращения?

Приказом руководителя организации. Законодатель не регламентирует содержание такого приказа.

Приказ – это правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для разрешения основных задач, стоящих перед организацией, а также в случаях, когда необходимо довести требования директивных документов вышестоящих организаций до сведения подчиненных лиц и подведомственных организаций, наметить конкретные мероприятия по их выполнению, определить ответственных лиц, сроки выполнения этих мероприятий (п. 93 Инструкции по делопроизводству).

В случае, когда распорядительный документ отменяет ранее изданный документ (его отдельные положения), в последнем пункте дается ссылка на отменяемый документ (пункты документа) с указанием его даты, регистрационного индекса и заголовка. При этом используется устойчивый оборот: «Признать утратившим силу приказ... от... №...» (часть 12 п. 99 Инструкции по делопроизводству).

В такой приказ целесообразно внести следующую информацию:

– причины, которые вызвали отмену сокращения;

– указания должностным лицам организации;

– перераспределение трудовых функций и обязанностей (при необходимости).

Причины, по которым отменили сокращение, отражают в приказе, чтобы избежать споров о его скрытых целях. Вопросы могут возникнуть со стороны уже уволенных работников и тех, кто пока работает, но все-таки будет сокращен.

Отменяют (полностью или частично) как сам приказ о сокращении штата (численности работников), так и приказы о внесении изменений в штатное расписание (введении в действие нового штатного расписания). Должностным лицам поручают уведомить работников, профсоюз и службу занятости (управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполкомов, управления (отделы) социальной защиты местных администраций районов в городах). Если часть работников уже уволили, решают вопрос о перераспределении нагрузки.

 

Как правильно сообщить сотрудникам об отмене сокращения?

Поскольку отмена сокращения не изменяет правового положения работника (т.е. сохраняются прежние условия труда, должность (профессия), то нет и таких жестких правил, как, например, в отношении уведомления об увольнении в связи с сокращением. Не требуется соблюдать сроки по уведомлению. Кроме того, не установлен срок для ознакомления с приказом об отмене сокращения. В такой ситуации рекомендуем не затягивать с изданием приказа, чтобы избежать конфликтных ситуаций, поскольку работники ожидают, что их уволят с выплатой положенных при сокращении компенсаций (часть четвертая ст. 48 ТК).

Уведомить об отмене сокращения работников можно, ознакомив с приказом об отмене сокращения под роспись и (или) посредством отдельного уведомления.

Если хотите персонально уведомить работников об отмене сокращения, то в уведомлении стоит указать причину отмены приказа о сокращении и то, что увольнение по п. 1 ст. 42 ТК не состоится. Рекомендуем составить уведомление в двух экземплярах: один вручают работнику под роспись, а второй с подписью работника остается у нанимателя.

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Что делать с контрактами, если больше не ведете личные дела работников?