6 март 2014
Страница № 29

Типичные нарушения законодательства о труде

Александр Герасименок, юрист

В число контролирующих органов в области трудового законодательства входит Департамент государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты РБ (далее – Департамент).

Справочно: Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 29.07.2006 № 959.

Основная функция Департамента – надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда. Он осуществляется путем:

– проверки работы по соблюдению требований законодательства о труде и об охране труда;

– проверки выполнения уполномоченными должностными лицами организаций возложенных на них обязанностей по соблюдению законодательства о труде и об охране труда;

– мониторинга соответствия деятельности организаций требованиям законодательства о труде и об охране труда и др.

Справочно: постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 11.12.2009 № 144 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510».

При проведении Департаментом плановой проверки изучению подлежат следующие вопросы:

1. Наличие и содержание организационно-распорядительной документации и локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда. Назначение должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда.

2. Разработка и внедрение процедур, обеспечивающих идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, подготовку и реализацию мероприятий по снижению профессиональных рисков, анализ эффективности этих мероприятий.

3. Осуществление контроля за соблюдением нормативных правовых актов (НПА) по охране труда, распространяющихся на деятельность организации.

4. Предоставление работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты (СИЗ), смывающих и обеззараживающих средств в соответствии с установленными нормами.

5. Выделение финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, планами мероприятий по охране труда, профилактике производственного травматизма, улучшению условий труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников.

6. Обеспечение безопасности при эксплуатации территории, производственных зданий (помещений), сооружений, оборудования, применяемых в производстве материалов, химических веществ, средств коллективной и индивидуальной защиты, проведении технологических процессов.

7. Наличие санитарно-бытовых помещений (гардеробные, умывальные, туалеты, душевые, комнаты личной гигиены, помещения для приема пищи (столовые), обогрева, отдыха, обработки, хранения и выдачи СИЗ и др.),
оснащенных необходимыми устройствами и средствами, организация питьевого водоснабжения.

8. Соблюдение требований охраны труда при организации рабочих мест для выполнения работ (оказания услуг) и создания объектов интеллектуальной собственности.

9. Осуществление подготовки (обучения), инструктажа, переподготовки, стажировки, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда в порядке, установленном Правительством РБ или уполномоченным им органом.

10. Информирование работающих о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, о существующих рисках повреждения здоровья, полагающихся СИЗ, компенсациях по условиям труда.

11. Обеспечение в установленном законодательством порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве, разработка и реализация мер по их профилактике.

12. Отстранение от работы работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не прошедших инструктаж, проверку знаний по охране труда, не использующих требуемые СИЗ, обеспечивающие безопасность труда, не прошедших медицинский осмотр в случаях, предусмотренных законодательством.

13. Включение в гражданско-правовой договор существенных (обязательных) условий, предусмотренных Указом Президента РБ от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (далее – Указ № 314).

14. Соблюдение работниками трудовой дисциплины, привлечение к ответственности работников, допустивших нарушение трудовой дисциплины.

15. Прием, перевод, перемещение работников, а также прекращение трудовых правоотношений.

16. Обеспечение исполнения НПА в сфере применения контрактной формы найма.

17. Ведение, хранение и выдача трудовых книжек работников.

18. Своевременность выплаты заработной платы. Выплата заработной платы не ниже минимальной, установленной законодательством, а также в части порядка применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.

19. Оплата за работу в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни, компенсация за работу в выходной день, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом РБ нерабочими.

20. Предоставление работникам трудовых и социальных отпусков.

21. Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий.

22. Порядок привлечения работников к материальной ответственности.

23. Выполнение требований законодательства по соблюдению трудовой дисциплины.

24. Условия трудовых договоров (контрактов).

25. Рабочее время и время отдыха.

26. Предоставление гарантий и компенсаций.

27. Предоставление дополнительных гарантий, установленных законодательством, при заключении (продлении) контрактов с отдельными категориями работников.

28. Правомерность и порядок отстранения работников от работы.

29. Регулирование трудовых отношений отдельных категорий работников (руководителей организаций, женщин, работников, имеющих семейные обязанности, молодежи, инвалидов, работников с неполным рабочим временем, временных работников, сезонных работников, работников-надомников, домашних работников, совместителей, работников отдельных отраслей экономики и отдельных профессий).

Анализ нарушений, выявленных в ходе проведения проверок, позволяет выделить наиболее типичные (см. таблицу).