Из статьи вы узнаете:
- кто относится к категории обязанных лиц;
- в чем заключаются особенности их трудоустройства;
- допустимо ли заключить с работником, являющимся обязанным лицом, контракт и установить ему предварительное испытание;
- какие социальные гарантии предоставляются обязанным лицам;
- по каким основаниям допустимо прекращение трудовых отношений с указанной категорией работников, а по каким – нет;
- что делать, если работник, являющийся обязанным лицом, не выходит на работу.
Кто относится к числу обязанных лиц?
Обязанность возместить расходы по содержанию детей возникает у родителей в случае:
‒ отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;
‒ отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав;
‒ лишения их родительских прав;
‒ нахождения их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;
‒ отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста (часть первая п. 8 Декрета № 18).
Следует отметить, что отнесение к числу обязанных лиц подтверждается отметкой об обязанности возмещать расходы на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, проставленной в паспорте, виде на жительство.
Аннулирование отметки о том, что лицо обязано возмещать расходы по содержанию детей, в документе, удостоверяющем личность, производится путем проставления на отметке штампа «АННУЛИРОВАНО» сотрудником подразделения органа внутренних дел (Правила № 1729).
При этом расходы по содержанию детей не возмещаются родителями, признанными недееспособными, а также родителями, которые не могут выполнять родительские обязанности по состоянию здоровья согласно перечню заболеваний, утверждаемому Минздравом в соответствии с частью третьей ст. 93 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, на основании заключения врачебно-консультационной комиссии, выданного государственной организацией здравоохранения (часть вторая п. 8 Декрета № 18).
Обязанными лицами являются как работающие и добровольно возмещающие расходы по содержанию детей граждане, так и неработающие. Неработающие обязанные лица, а также работающие обязанные лица, возмещающие расходы по содержанию детей в добровольном порядке по заявлению, но не в полном объеме, подлежат трудоустройству по судебному постановлению о трудоустройстве (часть первая п. 13 Декрета № 18).
С учетом изложенного можно выделить следующие категории работников, являющихся обязанными лицами:
‒ работники, которые приобрели статус обязанного лица в процессе трудовой деятельности и добровольно возмещают расходы, затраченные государством на содержание детей;
‒ работники, которые приобрели статус обязанного лица до трудоустройства к конкретному нанимателю, а затем самостоятельно трудоустроились и добровольно возмещают расходы;
‒ работники, являющиеся обязанными лицами, трудоустроенные и возмещающие расходы по судебному постановлению.
Как определяется организация, в которую будет трудоустроено обязанное лицо?
Судебное постановление о трудоустройстве в течение 3 рабочих дней после его вынесения направляется в орган внутренних дел и орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства обязанного лица, а в случае, если место жительства у этого лица отсутствует, ‒ по последнему известному месту жительства и подлежит немедленному исполнению (части первая и вторая п. 14 Декрета № 18).
Орган по труду, занятости и социальной защите обязан в течение 3 рабочих дней определить одну или несколько организаций для трудоустройства обязанного лица.
Подбор организации (организаций) для трудоустройства обязанных лиц осуществляется таким образом, чтобы заработная плата обязанного лица позволяла обеспечить полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов на содержание детей и за ним сохранялось не менее 30 % заработной платы.
Справочно:
перечень заболеваний, при которых родители не могут выполнять родительские обязанности, определен постановлением № 36.
Обязанные лица могут быть трудоустроены в организацию, включенную в перечень организаций для трудоустройства обязанных лиц, определенный областными, а также Минским городским исполнительными комитетами совместно с Минским областным исполнительным комитетом.
Организации, указанные в перечне, обязаны в 3-дневный срок со дня возникновения свободных рабочих мест (вакансий) информировать об этом органы по труду, занятости и социальной защите с указанием условий труда и размера заработной платы по соответствующим вакансиям (часть 11 п. 14 Декрета № 18).
В чем состоят особенности приема на работу обязанных лиц?
Работник, являющийся обязанным лицом, должен явиться в организацию для трудоустройства и приступить к работе не позднее дня, следующего за днем получения направления органа по труду, занятости и социальной защите.
Прием на работу обязанного лица, в отношении которого вынесено судебное постановление о трудоустройстве, осуществляется на основании направления органа по труду, занятости и социальной защите.
Справочно:
обязанное лицо, являющееся иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающее или временно проживающее в Республике Беларусь, может быть трудоустроено без получения специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь.
В случае неявки неработающих трудоспособных обязанных лиц в органы по труду, занятости и социальной защите и в организации для трудоустройства органы внутренних дел выносят этим лицам официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения и при необходимости обеспечивают их явку (доставку в случае обнаружения этих лиц по результатам розыска) в указанные органы и организации.
Не допускается отказ нанимателей в приеме на работу обязанных лиц, направляемых органами по труду, занятости и социальной защите, а также отказ обязанных лиц от выполнения работы (части третья ‒ шестая п. 14 Декрета № 18).
Справочно:
перечень организаций Минской области и г. Минска для трудоустройства родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, определен решением Минского облисполкома и Минского горисполкома от 04.01.2007 № 5/32, Гомельской области ‒ решением Гомельского облисполкома от 10.02.2007 № 124, Витебской области ‒ решением Витебского облисполкома от 04.03.2009 № 120, Гродненской области ‒ решением Гродненского облисполкома от 04.02.2013 № 60, Могилевской области ‒ решением Могилевского облисполкома от 01.09.2014 № 25-11, Брестской области ‒ решением Брестского облисполкома от 31.01.2017 № 59.
Возможно ли установить обязанным лицам предварительное испытание?
Трудовые отношения с обязанными лицами могут быть прекращены:
‒ после освобождения их от уплаты расходов по содержанию детей по решению суда;
‒ после полного возмещения расходов по содержанию детей;
‒ после самостоятельного трудоустройства обязанных лиц на работу с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы (часть вторая п. 10, части 13, 15 п. 14 Декрета № 18).
При заключении трудового договора с предварительным испытанием работник вправе расторгнуть трудовой договор с предварительным испытанием как до истечения срока предварительного испытания (предупредив об этом нанимателя письменно за 3 дня), так и в день истечения его срока (часть первая ст. 29 ТК).
Схожая ситуация может возникнуть в случае заключения с работником, являющимся обязанным лицом, контракта. Контракт может быть прекращен по инициативе работника по истечении срока его действия.
Таким образом, как установление предварительного испытания при приеме на работу обязанных лиц, так и заключение с ними контракта будут противоречить требованиям, определенным Декретом № 18, в части прекращения трудовых отношений с такими работниками.
Это важно! Ввиду того что при приеме на работу обязанных лиц определить конкретную продолжительность трудовых отношений с ними не представляется возможным, с работниками указанной категории следует заключать бессрочный трудовой договор. При этом включение в него условия об установлении предварительного испытания не допускается.
На какие социальные гарантии вправе рассчитывать обязанные лица?
На работающих обязанных лиц, трудоустроенных по судебному постановлению, распространяются законодательство о социальном страховании, пенсионное законодательство, законодательство о труде, за исключением права на предоставление работы в соответствии с образованием и профессиональной подготовкой рабочих (служащих) (часть седьмая п. 14 Декрета № 18). Это означает, что обязанное лицо, имеющее высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, при отсутствии у нанимателя подходящих вакансий может быть принято на работу, предполагающую осуществление неквалифицированного труда (например, грузчик, уборщик производственных помещений).
Работники, относящиеся к числу обязанных лиц, имеют право на основной трудовой отпуск продолжительностью 7 календарных дней, социальные отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (часть восьмая п. 14 Декрета № 18).
Иные трудовые и социальные отпуска, предусмотренные законодательством о труде, обязанным лицам не предоставляются.
Это важно! Если работник, являющийся обязанным лицом, добровольно возмещает расходы по содержанию детей, продолжительность его трудового отпуска определяется согласно ст. 155 ТК.
Продолжительность трудового отпуска сотрудника на протяжении рабочего года может изменяться. Например, если в течение рабочего года после полного возмещения расходов по содержанию детей он утратит статус обязанного лица, количество дней положенного ему трудового отпуска увеличится с 7 календарных дней до 24. Итоговая продолжительность отпуска работника в подобном случае определяется пропорционально отработанному времени. Порядок такого расчета закреплен в ст. 177 ТК.
По каким основаниям можно уволить обязанных лиц?
Наниматель не вправе осуществить увольнение обязанного лица до полного возмещения последним расходов по содержанию детей (часть 13 п. 14 Декрета № 18).
Исключением из этого правила являются случаи прекращения трудовых отношений по причине:
‒ ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности;
‒ несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы;
‒ совершения по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания;
‒ призыва работника на военную службу, направления на альтернативную службу;
‒ восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу;
‒ вступления в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы, или судебного постановления о трудоустройстве работника, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;
‒ смерти работника, признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим, смерти нанимателя ‒ физического лица;
‒ совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя;
‒ направления работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий.
Это важно! При увольнении обязанного лица по основаниям, перечисленным в части 14 п. 14 Декрета № 18, наниматель в день его увольнения обязан проинформировать:
‒ орган по труду, занятости и социальной защите и орган внутренних дел (если обязанное лицо работало на основании судебного постановления о трудоустройстве) для обеспечения трудоустройства обязанного лица на новое место работы;
‒ взыскателя расходов по содержанию детей (если обязанное лицо на день увольнения добровольно возмещало такие расходы) для обращения в суд с заявлением о взыскании с обязанного лица расходов по содержанию детей и его трудоустройстве в порядке, установленном Декретом № 18.
При этом отдельное основание прекращения трудовых отношений с обязанными лицами предусмотрено частью 15 п. 14 Декрета № 18. Увольнение такого работника допустимо также в случае его самостоятельного трудоустройства на новое место работы с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы.
Если обязанное лицо самостоятельно найдет место работы с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы, наниматель при наличии письма от другого нанимателя вправе по согласованию с органами по труду, занятости и социальной защите уволить обязанное лицо для дальнейшей работы у этого нанимателя. Прекращение трудовых отношений с обязанным лицом в таком случае следует осуществлять по основанию, предусмотренному п. 4 части второй ст. 35 ТК.
Это важно! Работники, обязанные возмещать расходы по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении, за ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей, нарушение производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины могут быть переведены нанимателем с согласия органа по труду, занятости и социальной защите на другую работу (часть третья ст. 30 ТК).
Какие действия предпринять, если обязанное лицо совершило прогул?
По общему правилу прогул (в т.ч. отсутствие на работе более 3 ч в течение рабочего дня) без уважительных причин является дисциплинарным проступком, за совершение которого работника допустимо привлечь к дисциплинарной ответственности, в т.ч. уволить. Однако наниматель, у которого работает обязанное лицо, не вправе уволить его в случае прогула, поскольку увольнение по основанию, предусмотренному абз. 2 п. 7 ст. 42 ТК, не входит в перечень допустимых оснований прекращения трудовых отношений с обязанными лицами, установленный Декретом № 18. То есть за совершение прогула к такому работнику допустимо применить лишь замечание, выговор либо лишение полностью или частично стимулирующих выплат на срок до 12 месяцев (часть первая ст. 198 ТК).
При этом наниматель как лицо, ответственное за ежедневный учет явки обязанных лиц на работу и ухода с нее, в день отсутствия такого сотрудника на рабочем месте должен проинформировать об этом соответствующий орган по труду, занятости и социальной защите и орган внутренних дел. Кроме того, на него возлагается обязанность установить причины неявки работника и принять меры по обеспечению явки на работу обязанного лица.
Контроль за ежедневной явкой обязанных лиц на работу осуществляют наниматели совместно с органами внутренних дел и органами по труду, занятости и социальной защите (п. 10 Положения № 105).
При этом организации, в которых работают обязанные лица, должны:
‒ постоянно информировать органы внутренних дел, органы по труду, занятости и социальной защите о неявке обязанных лиц на работу;
‒ ежемесячно в течение 3 первых рабочих дней месяца, следующего за отчетным, представлять в органы внутренних дел, органы по труду, занятости и социальной защите информацию об учете рабочего времени обязанных лиц, о нарушениях трудовой дисциплины обязанными лицами, в т.ч. повлекших уменьшение их заработной платы (табели учета рабочего времени, приказы об отстранении от выполнения работы и иные документы, подтверждающие факты нарушения трудовой дисциплины).
Если неявка на работу обязанного лица не обусловлена какими-либо уважительными причинами, наниматель и орган по труду, занятости и социальной защите должны обратиться в орган внутренних дел о содействии в доставке такого лица на работу. В дальнейшем органом внутренних дел указанному работнику будет вынесено официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения и при необходимости обеспечена его явка (доставка в случае обнаружения этого лица по результатам розыска).
Документы:
Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (Декрет № 18).
Правила проставления в документах обязанных лиц, удостоверяющих их личность, отметки об обязанности этих лиц возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2006 № 1729 (Правила № 1729).
Постановление Минздрава Республики Беларусь от 30.03.2010 № 36 «Об утверждении перечня заболеваний, при которых родители не могут выполнять родительские обязанности, и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19 августа 2005 г. № 25» (постановление № 36).
Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).
Положение о трудоустройстве родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.01.2007 № 105 (Положение № 105).
