Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Указ № 143 обновлен. Как нанимателю реализовать предоставленные возможности?

1. Снято ограничение по длительности простоя.

Разрешено объявлять простой без ограничения общей продолжительности в течение календарного года (абз. 4 п. 14 Указа № 143 в новой редакции, абз. 2 подп. 1.8 п. 1 Указа № 512).

 

Справочно:

изменения, внесенные в Указ № 143, вступили в силу с 8 января 2021 г.

 

Согласно части первой ст. 34 ТК общая продолжительность простоев не может превышать суммарно 6 месяцев в течение календарного года. Данное ограничение снимается, если простой вызван неблагоприятным воздействием эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя. Если простой связан с иными причинами, то его продолжительность по-прежнему не должна превышать 6 месяцев в течение календарного года.

Таким образом, наниматель может объявить простой, вызванный неблагоприятным воздействием эпидемиологической ситуации на его деятельность, без ограничения общей продолжительности в течение календарного года.

Кроме простоя действующее законодательство позволяет нанимателю и (или) работнику предпринимать следующие кадровые действия (см. табл. 1):

 

Таблица 1

 

2. Нахождение в простое, общая продолжительность которого превышает суммарно 6 месяцев в течение календарного года, признается уважительной причиной для досрочного расторжения срочного трудового договора.

В Указ № 143 включена норма, согласно которой уважительной причиной досрочного расторжения срочного трудового договора признается нахождение работника в простое, общая продолжительность которого превышает суммарно 6 месяцев в течение календарного года.

 

Справочно:

простой определяется как временное отсутствие работы по причине производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электроэнергии и д р.). С 28.01.2020 было введено ограничение предельной общей продолжительности простоев не более суммарно 6 месяцев в течение календарного года.

 

В п. 14 Указа № 143 прямо сказано, что такое увольнение возможно только по требованию работника (ст. 41 ТК) и при условии, что трудовой договор является срочным.

Если работник работает на условиях трудового договора на неопределенный срок, то с учетом ст. 40 ТК он может уволиться, предупредив нанимателя за месяц.

Однако при применении на практике нормы могут возникнуть вопросы:

  1. работник получает право на досрочное расторжение трудового договора по истечении суммарно 6 месяцев простоя или достаточно, чтобы наниматель объявил о таком длительном простое?
  2. под календарным годом понимается промежуток с 1 января по 31 декабря, или такой календарный год исчисляется с даты объявления простоя? Например, наниматель объявил простой в ноябре 2020 г. и продлил его до мая 2021 г. В такой ситуации засчитываются ли 2 месяца за 2020 г. такого простоя в суммарную продолжительность больше 6 месяцев или нет и вообще учитываются ли периоды простоя, которые были объявлены до внесения изменений в Указ № 143?
  3. можно ли суммировать периоды простоев, объявленных ранее по другим причинам, указанным в ст. 34 ТК (т.е. причины производственного или экономического характера)?

 

3. Работник может уйти в отпуск для самоизоляции в месте, определенном нанимателем.

Продолжительность отпуска определяется по соглашению сторон трудового договора. За период отпуска работнику сохраняется заработная плата в размере не ниже установленной тарифной ставки (тарифного оклада), оклада, если иное не установлено коллективным договором, соглашением (абз. 5 п. 14 Указа № 143 в новой редакции, абз. 3 подп. 1.8 п. 1 Указа № 512).

 

Это важно! Такой отпуск может предоставляться только с согласия работника.

 

Самоизоляция – это система мероприятий, обеспечивающих изоляцию (в домашних или иных условиях) лиц, прибывших из эпидемически неблагополучных стран, либо лиц, которые имели или могли иметь контакты с лицами, имеющими инфекционные заболевания, и (или) лицами – носителями возбудителей таких инфекционных заболеваний, и (или) лицами, находящимися в стадии выздоровления после перенесенных инфекционных заболеваний (п. 2 Инструкции о порядке проведения ограничительных мероприятий, утвержденной постановлением № 108, п. 2 постановления № 208).

Самоизоляция, с одной стороны, это ограничительное мероприятие санитарно-противоэпидемического характера, в отношении лиц, которым выдано требование о соблюдении правил поведения в самоизоляции (п. 1 постановления № 208, постановление № 108). Согласно п. 3 постановления № 208 самоизоляции подлежат граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства:

1) имеющие инфекцию COVID-19;

2) относящиеся к контактам:

  • первого уровня с лицами, имеющими инфекцию COVID-19, – в течение 10 календарных дней с даты последнего контакта;
  • второго уровня с лицами, имеющими инфекцию COVID-19, при наличии одного или нескольких респираторных симптомов в случае, если такие граждане являются детьми в возрасте до 10 лет и посещают учреждение дошкольного или общего среднего образования, – на период наличия указанных симптомов;

3) лица, прибывшие в Республику Беларусь из иностранных государств согласно п. 2 постановления № 624. В частности, граждане Республики Беларусь и иностранцы, прибывшие в Республику Беларусь из стран, включенных в перечень стран, в которых регистрируются случаи инфекции COVID-19, размещаемый на официальном сайте Минздрава, обязаны находиться в самоизоляции в течение 10 календарных дней со дня прибытия в Республику Беларусь и не подлежат последующему пропуску через Государственную границу Республики Беларусь до истечения срока самоизоляции.

С другой стороны, самоизоляция – это добровольная мера, которую применяет сам человек, чтобы не контактировать с другими людьми, не инфицировать их или не инфицироваться самому.

Таким образом, можно выделить самоизоляцию лиц, указанных в п. 3 постановления № 208, и иных лиц. Если первые обязаны в силу требований законодательства самоизолироваться, то иные такой обязанности не имеют и не несут какой-либо ответственности за нарушение правил самоизоляции.

Предоставление отпуска в рамках нормы п. 14 Указа № 143 будет применяться в случаях, когда работник не имеет права на получение листка нетрудоспособности, но стороны трудового договора заинтересованы в соблюдении работником режима самоизоляции.

Рассматриваемый отпуск является социальным. Отличия такого социального отпуска от отпуска, предоставляемого по ст. 191 ТК, приведены в табл. 2.

 

Таблица 2

Нанимателям дано право включать в рабочий год, за который предоставляется трудовой отпуск, время социального отпуска без сохранения зарплаты, предоставляемого по инициативе нанимателя, без ограничения его продолжительности (абз. 7 п. 14 Указа № 143 в новой редакции, абз. 5 подп. 1.8 п. 1 Указа № 512).

Напомним, что по общему правилу дни отпуска без сохранения заработной платы, превышающие 14 календарных дней в течение рабочего года, в такой рабочий год не включаются.

 

4. Право нанимателя устанавливать при производстве работы вахтовым методом санитарам (санитаркам) и няням государственных учреждений социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, продолжительность выполняемой ими работы сверх продолжительности рабочего времени по основной работе, не превышающую 900 ч в год.

В данном случае нанимателю предоставлено право по отношению к указанной выше категории работников устанавливать в рамках трудового договора по основной работе работу сверх продолжительности рабочего времени по основной работе, не превышающую 900 ч в год.

 

5. Право нанимателя освобождать работника от работы в связи с его болезненным состоянием на срок до 3 календарных дней суммарно без представления работником листка нетрудоспособности (абз. 8 п. 14 Указа № 143 в новой редакции, абз. 6 подп. 1.8 п. 1 Указа № 512).

При этом сохранение среднего заработка за период освобождения от работы может быть предусмотрено коллективным договором, иным локальным правовым актом организации, за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

Такое освобождение от работы возможно исключительно на период действия Указа № 143.

Заметим, что сохранение среднего заработка за период освобождения от работы не дает права нанимателю требовать от работника отработать в дальнейшем время такого освобождения от работы.

 

Документы:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).

Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2020 № 512 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» (Указ № 512).

Указ Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (Указ № 143).

Постановление Мин­здрава Республики Беларусь от 18.07.2012 № 108 «Об ограничительных мероприятиях» (постановление № 108).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.2020 № 208 «О введении ограничительного мероприятия» (постановление № 208).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2020 № 624 «О мерах по предотвращению распространения инфекционного заболевания» (постановление № 624).

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.