5 март 2015
Страница № 21

Взаимоувязка квалификационного разряда

Ирина Новикова, консультант отдела труда, заработной платы и социальной политики Минэнерго РБ

На предприятии работает водитель, которому на основании действующей на предприятии тарифной сетки присвоен 10-й тарифный разряд ЕТС и тарифный коэффициент 2,48. Согласно постановлению № 94 с 1 января 2015 г. нанимателю необходимо произвести перетарификацию работ и рабочих с учетом новых норм законодательства. В нашем случае водитель категории «В» управляет легковым автомобилем и с 1 января 2015 г. ему присвоен 4-й квалификационный разряд. 

Нужно ли производить взаимоувязку квалификационного разряда с тарифным или можно сохранить 10-й тарифный разряд с тарифным коэффициентом 2,48 и оклад оставить согласно действующему расчету?

 

При ответе на данный вопрос необходимо принимать во внимание различие в понятиях «квалификационный разряд» и «тарифный разряд».

С учетом норм Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 34, под тарификацией рабочих понимается присвоение рабочему квалификационного разряда, который характеризует сложность самостоятельно выполняемых им работ, результаты прохождения итоговой аттестации при освоении содержания образовательных программ повышения квалификации, переподготовки, профессиональной подготовки рабочих.

Иными словами, квалификационный разряд служит показателем уровня квалификации рабочего.

«Тарифный разряд» – понятие, связанное с оплатой труда. В частности, тарифный разряд тарифной сетки и соответствующий ему тарифный коэффициент устанавливаются работнику в зависимости от занимаемой им должности (профессии) и служат в качестве инструмента тарифной системы оплаты труда для расчета тарифной ставки (оклада) работника.

 

Справочно:

квалификация – уровень общей и специальной подготовки работника, подтверждаемый установленными законодательством видами документов (аттестат, диплом, свидетельство и др.) (ст. 1 ТК).

 

Иными словами, тарифный разряд – это показатель уровня оплаты труда работника.

С учетом изложенного нельзя сравнивать понятия «квалификационный разряд» и «тарифный разряд».

На практике система оплаты труда на основе Единой тарифной сетки (тарифной сетки) подразумевает прямую зависимость квалификационных и тарифных разрядов. Например, имеющийся у работника 4-й квалификационный разряд служит основанием для установления ему 4-го тарифного разряда по ЕТС и соответственно тарифного коэффициента в размере 1,57. Однако для определения тарифных ставок водителей автомобиля, по которым до 1 января 2015 г. не устанавливались квалификационные разряды, применялась отдельная система кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда (более высоких, чем тарифные коэффициенты). Для случая, изложенного в вопросе, необходимо заметить, что кратный размер тарифной ставки 1-го разряда 2,48, применяемый для расчета тарифной ставки водителя автомобиля, не является тарифным коэффициентом и соответственно не относится к 10-му тарифному разряду ЕТС, а является самостоятельным элементом оплаты труда.

 

ЭТО ВАЖНО!

С 1 января 2015 г. квалификация водителей автомобиля устанавливается путем присвоения им квалификационных разрядов с 4-го по 7-й. В связи с этим в большинстве случаев возникают вопросы оплаты труда водителей автомобиля, связанные с нормами локальных нормативных правовых актов (далее – ЛНПА), положениями об оплате труда, которые устанавливают прямую зависимость присвоенных квалификационных разрядов и аналогичных тарифных разрядов.

 

Таким образом, в новых условиях тарификации водителей автомобиля наниматель имеет 3 варианта организации оплаты труда водителей автомобиля:

  1. тарифные ставки водителей автомобиля определяются исходя из тарифных коэффициентов ЕТС (тарифной сетки);
  2. тарифные ставки водителей автомобиля определяются исходя из кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда, которые применялись до 31 декабря 2014 г.;
  3. тарифные ставки водителей автомобиля определяются по системе оплаты труда, принятой у нанимателя, независимо от тарифных коэффициентов тарифной сетки, кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда.

В данном случае наниматель желает сохранить действующую систему оплаты труда для водителей автомобиля (вариант 2), поэтому в ЛНПА необходимо внести изменения в части условий оплаты труда водителей автомобиля. Например, можно предусмотреть следующую запись: «Тарифные ставки водителей автомобиля определяются исходя из кратных размеров тарифной ставки первого разряда».

 

Документ:

Трудовой кодекс РБ (ТК).

 

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.