10 май 2010
Страница № 11

Знакомьтесь – молодые специалисты

Вадим Пашкевич, юрист

В этом номере журнала мы продолжим беседу о молодых специалистах, их особом статусе, а так­же рассмотрим особенности трудовых отношений с данной категорией работников, которые необхо­димо знать кадровой службе.

Какие льготы существуют при распределении?

Положение о распределении выпускников уч­реждений образования, получивших профессио­нально-техническое, среднее специальное или высшее образование, утвержденное постановле­нием Совета Министров РБ от 10.12.2007 № 1702 (в редакции от 22.12.2009) (далее - Положение о распределении), предусматривает ограниченный перечень оснований, при наличии которых выпу­скник может рассчитывать на определенные льго­ты при распределении:

выпускник является инвалидом I или II группы. В этом случае выпускнику предоставля­ется работа с учетом состояния его здоровья по месту постоянного жительства его родителей или его супруга (часть первая п. 14 Положения о рас­пределении);

один из родителей выпускника или его муж (жена) является инвалидом I или II группы. Данное основание позволяет выпускнику трудоуст­роиться по распределению (при наличии заявки) по месту постоянного жительства такого родителя или мужа (жены) (часть вторая п. 14 Положения о распределении).

По мнению автора, данная норма требует до­работки. Например, когда родственник выпускни­ка (помимо указанных в данной норме) признан недееспособным (ограниченно дееспособным), а выпускник является его опекуном (попечителем), мы считаем справедливым распространить на по­следнего данную льготу;

выпускник имеет медицинские противопо­казания к работе по полученной профессии (спе­циальности). Место работы такому выпускнику предоставляется с учетом состояния его здоровья (часть третья п. 14 Положения о распределении);

выпускник относится к детям-сиротам, де­тям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей (за исключением обучавшихся по договорам о целевой подготовке специалистов) (часть четвертая п. 14 Положения о распределе­нии).

Место работы такому выпускнику предоставляется по месту закрепления за ним жилых по­мещений, либо по месту включения его в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, либо с его согласия - в населенных пунктах, где ему будет предоставлено место для проживания в общежитии;

супруг (супруга) выпускника избран на вы­борную должность в государственные органы, направлен на работу в дипломатические пред­ставительства и консульские учреждения Респуб­лики Беларусь. В этом случае работа выпускнику предоставляется по месту прохождения супругом (супругой) государственной службы (п. 15 Положе­ния о распределении);

супруг (супруга) выпускника является во­еннослужащим Вооруженных Сил, сотрудником Службы безопасности Президента Республики Бе­ларусь, органов внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований Коми­тета государственного контроля, таможенных ор­ганов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, прокурорским работником. Данное обстоятельство позволяет выпускнику трудоуст­роиться по месту прохождения супругом (супру­гой) службы (п. 15 Положения о распределении).

Однако такая льгота не распространяется на супругов военнослужащих, проходящих срочную военную службу, и курсантов военных училищ;

выпускникам-супругам, которые должны быть направлены на работу по распределению од­новременно, работа предоставляется в организа­циях, расположенных в одном населенном пункте (часть первая п. 16 Положения о распределении). Эта льгота распространяется также на супругов, которые являются выпускниками одного учебного года разных учреждений образования;

супруг (супруга) выпускника распределен ранее. Данное обстоятельство позволяет выпуск­нику трудоустроиться в том же населенном пункте (часть вторая п. 16 Положения о распределении);
супруг (супруга) выпускника работает и постоянно проживает на территории Республи­ки Беларусь. В данном случае работа выпускнику предоставляется по месту работы или жительства супруга (супруги) (часть третья п. 16 Положения о распределении). Такая льгота актуальна в случае, когда супруг (супруга) выпускника не является мо­лодым специалистом (т.е. не был направлен на ра­боту по распределению).


Тем не менее данная льгота не будет приме­няться, если не будут соблюдены названные ус­ловия: супруг (супруга) должен и работать, и по­стоянно проживать в Республике Беларусь. Таким образом, невозможно применение этой льготы, в частности, в случае, когда выпускник заключает брак с гражданином Республики Беларусь, кото­рый постоянно проживает за пределами Респуб­лики Беларусь, или с иностранным гражданином, который не имеет вида на жительство в Республи­ке Беларусь;

выпускнице, которая беременна, рабо­та предоставляется по месту жительства семьи (п. 17 Положения о распределении);

выпускник имеет ребенка в возрасте до 3 лет на дату принятия решения о направлении на работу. В данном случае работа выпускни­ку предоставляется по месту жительства семьи (п. 17 Положения о распределении);

выпускник является гражданином Респуб­лики Беларусь, постоянно проживающим за ее пределами. Такой выпускник может быть трудоуст­роен по месту жительства по запросу находящей­ся там организации Республики Беларусь (п. 18 Положения о распределении).

Таким образом, при наличии оснований, пре­дусмотренных пп. 14-18, молодой специалист имеет право трудоустроиться по распределению по месту жительства своих родителей или супруга (супруги), по месту прохождения службы другим супругом (супругой), в одном населенном пункте с другим супругом (супругой) - в зависимости от ос­нования и при предоставлении соответствующих документов (п. 19 Положения о распределении).

Отметим также, что выпускники, которые обу­чались по договорам о целевой подготовке спе­циалистов, не вправе воспользоваться льготами, установленными пп. 15-18 Положения о распре­делении.

Если отсутствует возможность предоставить выпускнику место работы (по полученной специ­альности и присвоенной квалификации) в соответ­ствии с указанными льготами, такому выпускнику выдается справка о самостоятельном трудоустрой­стве (п. 20 Положения о распределении).

Какие последствия влечет неполучение выпускником направления на работу по распределению?

Специальным законодательством не преду­смотрены какие-либо санкции за отказ выпускника от подписи в ведомости персонального распреде­ления или от получения документа о направлении на работу по распределению.

Например, учреждение образования не вправе в таком случае не выдать лицу диплом о получении высшего образования, если выпускник успешно справится с итоговыми испытаниями. Равно как неправомерным будет и отчисление выпускника из учреждения образования по таким основаниям.

Запись в ведомости о персональном распре­делении является тем юридическим фактом, кото­рый позволяет говорить о наличии у выпускника признака 4 (см. выше), с появлением которого он приобретает статус молодого специалиста.

В случае неявки молодого специалиста на ра­боту по месту распределения (мотивированной неполучением направления на работу по распре­делению) с него будут взысканы затраченные бюд­жетные средства.

Куда можно обжаловать решение комиссии по персональному распределению?

Законодательство о распределении не устанав­ливает порядок обжалования решения о направ­лении выпускника на работу по распределению, принятое комиссией по распределению, а также не называет орган, в компетенцию которого вхо­дит право рассмотрения таких обращений.

По общему правилу решения какого-либо ор­гана или организации (действия должностного лица) обжалуются в вышестоящий орган или орга­низацию (должностному лицу).

По отношению к председателю комиссии по распределению вышестоящим должностным ли­цом является руководитель учреждения образова­ния (ректор) или его заместитель по соответствую­щему направлению деятельности.

Вышестоящим органом по отношению к учреж­дениям образования можно назвать Министерство образования Республики Беларусь, которое явля­ется республиканским органом государственного управления, проводит государственную политику в области образования, осуществляет регулиро­вание, управление и государственный контроль в сфере образования (а также Министерство здра­воохранения - в отношении учреждений образо­вания, обеспечивающих получение медицинского образования).

У граждан есть право обращаться в государ­ственные органы, иные организации (к должно­стным лицам) (Закон РБ от 06.06.1996 № 407-XIII «Об обращениях граждан», в ред. от 01.11.2004) (далее - Закон об обращении граждан). Данный за­кон определяет жалобу как требование о восста­новлении прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), нарушенных действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, иных организаций или граждан (ст. 1).

Такое обращение выпускника учреждения об­разования должно быть рассмотрено в течение 15 дней со дня его регистрации в Министерстве образования. Если же обращение требует допол­нительного изучения и проверки - в течение меся­ца (ст. 10 Закона об обращении граждан).

По мнению автора, целесообразно в первую оче­редь обжаловать решение комиссии о распределе­нии в вузе (отправлять жалобу на имя ректора), а в случае, если решение не будет отменено, - в Ми­нистерстве образования. Практика применения законодательства о распределении также говорит о возможности обращения в Министерство обра­зования, которое, как правило, дает разъяснения в пользу выпускника или молодого специалиста.

Какие основания существуют для перераспределения?

Возможность перераспределения молодого специалиста, т.е. предоставления ему нового места работы по распределению, предусмотрена п. 22 Положения о распределении. Данная про­цедура реализуется учреждением образования в течение установленного срока работы по рас­пределению после обращения молодого специа­листа с соответствующей просьбой при наличии уважительных оснований, предусмотренных специальным законодательством.

Пункт 22 Положения о распределении ус­танавливает основания для перераспределения молодых специалистов:

приобретение инвалидности I или II груп­пы молодым специалистом, одним из его родите­лей или супругом (супругой);

возникновение у молодого специалиста медицинских противопоказаний к работе по по­лученной специальности;

супруг (супруга) молодого специалиста из­бран на выборную должность в государственные органы, направлен на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь;

супруг (супруга) молодого специалиста, который является военнослужащим или сотруд­ником «силовых» органов, переведен на другое место работы (службы);

заключение брака с выпускником, кото­рый подлежит распределению;

заключение брака с лицом, которое работа­ет и постоянно проживает в Республике Беларусь;

беременность, наличие ребенка в возрас­те до 3 лет;

отказ нанимателя в приеме на работу моло­дому специалисту, направленному в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о под­готовке специалиста (получение «открепления»);

расторжение срочного трудового договора по требованию работника в случае нарушения нанимателем законодательства о труде, коллек­тивного или трудового договора (ст. 41 Трудово­го кодекса РБ; далее - ТК);

прекращение трудового договора с моло­дым специалистом в случаях, предусмотренных в пп. 2, 3 ст. 44 ТК:

восстановление на работе работника, ра­нее выполнявшего эту работу;

нарушение установленных правил приема на работу;

расторжение трудового договора по ини­циативе нанимателя в случаях, предусмотренных в пп. 1, 2 и 6 ст. 42 ТК:

сокращение численности или штата работ­ников, ликвидация организации;

несоответствие работника занимаемой должности по состоянию здоровья;

неявка на работу более 4 месяцев вследст­вие временной нетрудоспособности;

невозможность предоставления места работы в соответствии с полученной специаль­ностью и присвоенной квалификацией по окон­чании службы в Вооруженных Силах при жела­нии молодого специалиста продолжить работу по направлению;

перевод молодого специалиста с его согласия от одного нанимателя к другому (п. 4 ст. 35 ТК) по согласованию между ними с учетом полученной специальности и присвоенной ква­лификации;

отчисление из учреждения образования, обеспечивающего получение образования более высокого уровня (ступени) в дневной форме.

Во всех перечисленных случаях в первую очередь применяется процедура перераспреде­ления (аналогична порядку распределения вы­пускников). При невозможности ее применения происходит освобождение от возмещения де­нежных средств и выдается справка о самостоя­тельном трудоустройстве (части шестая - девя­тая п. 22 Положения о распределении).

Кадровой службе важно знать, что в случае, если молодого специалиста перераспределяют, т.е. он получает новое направление на работу, срок обязательной отработки не прерывается (не начинается заново), а продолжает исчисляться с момента заключения трудового договора с новым нанимателем (часть вторая п. 30 Положе­ния о распределении).

Процедура перераспределения отсутствует в случае совершения молодым специалистом дейст­вий, которые квалифицируются как неуважитель­ные основания незаключения или расторжения трудового договора. В этом случае происходит расчет затраченных бюджетных средств, которые взыскиваются с молодого специалиста (п. 11 при­ложения 2 к Положению о возмещении средств в республиканский и (или) местные бюджеты, за­траченных государством на подготовку рабочего (служащего), специалиста, утвержденному поста­новлением Совета Министров РБ от 23.09.2006 № 1255 (в редакции от 22.12.2009) (далее - По­ложение о возмещении средств)).

Приведенный выше перечень также устанав­ливает соответствующие основания расторже­ния трудовых договоров с молодыми специали­стами. Отметим, что отсутствие некоторых из них в предыдущей редакции законодательства о распределении (например, увольнение молодого специалиста в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде) порождало большое количество конфликтных ситуаций.

Очевидно, что законодатель, с одной сторо­ны, расширил основания для расторжения тру­дового договора с молодым специалистом, но с другой - не спешит лишать его специального статуса, ограничивая тем самым свободу его действий, влекущих утрату данного статуса.

Для получения перераспределения молодой специалист должен представить в учреждение об­разования документы на основании п. 393 Перечня административных процедур, осуществляемых госу­дарственными органами и иными государственными организациями по заявлениям граждан, утвержден­ного Указом Президента РБ от 16.03.2006 № 152 (в ред от 28.01.2008) (далее - Перечень админист­ративных процедур). Срок рассмотрения докумен­тов и выдачи учреждением образования нового направления на работу в случае перераспределе­ния составляет:

15 дней со дня подачи заявления;

1 месяц в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных орга­нов, иных организаций.

Что такое открепление и для чего оно необходимо?

Такой документ, как открепление, законода­тельству о распределении не известен. Это обы­вательская трактовка отказа в приеме на работу в соответствии со свидетельством о направле­нии на работу, который предусмотрен п. 34 По­ложения о распределении. Под откреплением на практике понимается письмо первого нанимате­ля, к которому распределен молодой специалист, о том, что этот наниматель не имеет возможно­сти обеспечить молодого специалиста рабочим местом согласно поданной заявке. Приведем образец составления письма-открепления.

Данная ситуация совершенно правомерна и логична. Очевидно, что если на момент начала работы комиссии по распределению (например, начало марта) и даже на момент получения вы­пускником своего диплома (конец июня) нани­матель имеет возможность его трудоустроить, то на момент прибытия молодого специалиста для заключения трудового договора (начало августа) вакансия может быть уже занята или штатная единица сокращена.

Мотивированный отказ первого нанимателя в приеме на работу молодого специалиста дол­жен быть проверен учреждением образования. В случае отсутствия объективных причин отказа наниматель будет привлечен к административ­ной ответственности.

Если отказ в трудоустройстве мотивиро­ван, то молодой специалист подлежит пере­распределению (аналогично порядку распре­деления выпускников). При этом комиссия не связана какими-либо ограничениями (за исключением указанных в пп. 14-18 Положе­ния о распределении): она может направить молодого специалиста на новое место работы по распределению и в тот же, и в другой насе­ленный пункт и т.д.

Если отсутствуют заявленные места для тру­доустройства (отсутствуют соответствующие за­явки), молодой специалист получает справку о самостоятельном трудоустройстве и с этого мо­мента теряет специальный статус (часть девятая п. 22 Положения о распределении).

В каких случаях выдается справка о самостоятельном трудоустройстве?

Справка о самостоятельном трудоустройст­ве (известная также как «свободный диплом») свидетельствует о том, что выпускник учрежде­ния образования не обладает статусом молодого специалиста и в отношении него не действуют ограничения, установленные специальным зако­нодательством.

Кадровой службе важно знать, что Поло­жение о распределении (п. 35) обязывает всех нанимателей независимо от формы собственно­сти при приеме на работу любого выпускника государственных вузов в течение 2 лет после окончания последними указанных учреждений образования требовать от такого выпускника предъявления свидетельства о направлении на работу или справки о самостоятельном трудо­устройстве.

Поэтому в п. 20, части девятой п. 22 Поло­жения о распределении, п. 6 Положения о воз­мещении средств прямо называются случаи вы­дачи данной справки:

невозможность предоставить место рабо­ты в соответствии с льготами, установленными пп. 14-17 Положения о распределении (в т.ч. и при перераспределении);отсутствие возможности предоставить вы­пускнику место работы по полученной специ­альности и присвоенной квалификации (в т.ч. и при перераспределении);
 

получение выпускником образования на условиях оплаты;

наличие оснований для освобождения от возмещения затраченных бюджетных средств;

добровольное возмещение затраченных бюджетных средств молодым специалистом.

Для получения данного документа молодой специалист обращается в учреждение образова­ния с заявлением и представляет соответствую­щие документы (часть восьмая п. 22 Положения о распределении, п. 6 Положения о возмеще­нии средств). Месячный срок для рассмотрения представленных документов и выдачи молодому специалисту справки о самостоятельном трудойстройстве

От редакции.

Далее мы продолжим изучение данной темы и рассмотрим следующие вопросы:

правомерно ли поручение молодому специалисту иной работы, нежели соответствующей полученному им образованию?
возможно ли принять молодого специалиста на работу по распределению на неполную ставку?
имеет ли право молодой специалист на работу по совместительству?
имеет ли право молодой специалист работать по гражданско-правовым договорам?
будет ли являться правомерным перевод молодого специалиста?
каким образом осуществляется контроль за работой молодого специалиста по распределению?
какие основания и особенности расторжения трудового договора с молодым специалистом установлены специальным законодательством?
какие существуют основания увольнения, которые требуют предварительного согласования с учрежде­нием образования?
допускается ли увольнение молодого специалиста в связи с изменением существенных условий труда?
возможно ли увольнение молодого специалиста в порядке перевода к другому нанимателю?

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.