Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Изменение должностных обязанностей

Может ли главный бухгалтер поменять бухгалтеру должностные обязанности (смена участка бухучета), если бухгалтер с этим не согласен?

 

Может.

 

Документ:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

 

Трудовой договор должен содержать в качестве обязательных в т.ч. сведения о трудовой функции: работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией (часть вторая ст. 19 ТК).

Документ:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 № 1180 «Об утверждении Примерной формы контракта нанимателя с работником» (далее – постановление № 1180).

 

В подп. 3.1 п. 3 Примерной формы контракта нанимателя с работником предусмотрена обязанность работника добросовестно выполнять работу согласно перечисленным в данном пункте должностным обязанностям или прилагаемой должностной инструкции (постановление № 1180).

 

Документ:

постановление Минтруда Республики Беларусь от 27.12.1999 № 155 «Об утверждении примерной формы трудового договора» (далее – постановление № 155).

 

Аналогичные нормы предусмотрены подп. 8.1 п. 8 примерной формы трудового договора (постановление № 155).

Таким образом, законодательство о труде допускает 2 варианта закрепления сведений о трудовой функции (должностных обязанностях) работника:

1) непосредственно в трудовом договоре (контракте);

2) в должностной инструкции, которая прилагается к трудовому договору (контракту).

 

Документ:

Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее – Общие положения ЕКСД).

 

Должностная инструкция служащего разрабатывается в соответствии с содержанием раздела «Должностные обязанности» квалификационной характеристики должности, которую он занимает (п. 10 Общих положений ЕКСД).

Должностная инструкция является локальным нормативным правовым актом организации, которая разрабатывается и утверждается нанимателем самостоятельно. В должностной инструкции определяются конкретная трудовая функция (должностные обязанности) служащего, а также его права и ответственность.

Справочно:

должностные инструкции включены в Примерный перечень документов, подлежащих утверждению (приложение 3 к Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Минюста Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4).

 

Трудовым законодательством для работников установлена обязанность подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным нормативным правовым актам, а также исполнять иные обязанности, вытекающие из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора (пп. 2 и 11 ст. 55 ТК).

В свою очередь, при организации труда работников наниматель обязан своевременно оформлять изменения в трудовых обязанностях работника и знакомить его с ними (п. 10 ст. 55 ТК). Порядок и сроки ознакомления законодательством не установлены.

Если изменения вносятся в должностную инструкцию работника в пределах должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой по соответствующей должности, то правовых последствий для этого работника в данном случае не наступает.

В силу предписаний п. 10 ст. 55 ТК наниматель обязан ознакомить работника с внесенными в должностную инструкцию изменениями. При этом предварительное уведомление работника, а также заключение с ним дополнительного соглашения к трудовому договору (контракту) об изменении должностной инструкции не требуется.

Внесение же в должностную инструкцию новых должностных обязанностей, не предусмотренных квалификационной характеристикой по соответствующей должности, является для работника изменением существенных условий труда (изменением трудовой функции). Соответственно такое изменение должно осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 32 ТК.

На основании приведенных норм изменение (дополнение) должностной инструкции работника в пределах должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой по соответствующей должности, в т.ч. при перемещении, не является изменением трудовой функции.

Справочно:

должностные обязанности предусмотрены квалификационной характеристикой по должности «бухгалтер» (постановление Минтруда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159 «Об утверждении выпуска 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности», выпуска 6 ЕКСД «Должности служащих, занятых в машиностроении и металлообработке», выпуска 33 ЕКСД «Должности служащих, занятых финансами, кредитом и страхованием» и выпуска 21 ЕКСД «Должности служащих, занятых геодезией и картографией»).

 

Бухгалтер выполняет следующие обязанности:

– осуществляет прием первичных учетных документов по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливает их к обработке;

– отражает по соответствующим участкам учета на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции, связанные с движением активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации;

– принимает участие в формировании учетной политики организации;

– подготавливает план счетов бухгалтерского учета организации, формы первичных учетных документов;

– участвует в проведении экономического анализа хозяйственной деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности, в разработке и внедрении форм и методов бухгалтерского учета на основе применения современных информационных технологий, в проведении инвентаризаций активов и обязательств;

– подготавливает данные по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления бухгалтерской и (или) финансовой отчетности;

– оформляет бухгалтерские документы в соответствии с установленным порядком для передачи в архив и др.

Таким образом, с учетом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой по должности «бухгалтер», главный бухгалтер вправе распределять ведение бухгалтерского учета между бухгалтерами в зависимости от участков бухгалтерского учета, что не требует применения ст. 32 ТК.

 

Мария Ковалевич, юрист

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Что делать с контрактами, если больше не ведете личные дела работников?