Ведение личных дел
Надо ли заводить личные дела на охранников коммерческой организации?
Законодательство не обязывает, так как личные дела ведутся на руководителей и специалистов, научных работников, государственных служащих, а также других работников в случаях, определенных законодательством Республики Беларусь (п. 2 Инструкции о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утвержденной постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26.03.2004 № 2; далее – Инструкция № 2). Положения Инструкции № 2 распространяются на организации всех форм собственности. Охранник не является специалистом, а относится к категории «другие служащие».
Ольга Орлова, юрист
Утверждение ПВТР
Достаточно ли правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) утвердить руководителем организации (гриф «УТВЕРЖДАЮ») или нужен еще приказ?
Документ может утверждаться двумя способами: посредством проставления должностным лицом в грифе утверждения собственноручной подписи («УТВЕРЖДАЮ») или издания распорядительного документа (приказа) («УТВЕРЖДЕНО»). Оба способа имеют одинаковую юридическую силу (п. 52 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Минюста Республики Беларусь от 10.01.2009 № 4; далее – Инструкция № 4). Поэтому если избран вариант грифа «УТВЕРЖДАЮ», то дополнительно приказ издавать не нужно.
Ольга Орлова, юрист
Регистрация приказов
Организация небольшая, и приказов по административно-хозяйственной деятельности издается мало. Обязательно ли регистрировать приказы по административно-хозяйственным вопросам отдельно? Можно ли объединить эти приказы вместе с приказами по основной деятельности?
Распорядительные документы по основной деятельности, по личному составу, по административно-хозяйственным вопросам регистрируются отдельно (подп. 142.3 п. 142 Инструкции № 4). Следовательно, объединять их с другими видами приказов неправомерно.
Ольга Орлова, юрист
Характеристика при приеме на работу
В государственную организацию принимают на работу работника, который до этого работал у индивидуального предпринимателя. Надо ли запрашивать характеристику?
Надо. Наниматель – юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником (ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК). Соответственно индивидуальный предприниматель является таким же нанимателем для работника, как и организация. Положения п. 11 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» о запросе характеристики с предыдущего места работы не делают исключений для такой категории нанимателей, как индивидуальный предприниматель.
Ольга Орлова, юрист
Выплата заработной платы
Работник оформлен по трудовому договору. Можно ли выплачивать ему зарплату 1 раз в месяц?
Нет. Выплата заработной платы производится регулярно в дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре, но не реже двух раз в месяц, если иная периодичность не определена контрактом (ст. 73 ТК). Норма носит императивный характер. Следовательно, выплату зарплаты 1 раз в месяц можно установить лишь работнику, с которым заключен контракт.
Ольга Орлова, юрист
Направление в командировку
Надо ли ознакамливать работника с распоряжением на командировку?
Надо. Направление работников в служебную командировку может быть оформлено как приказом, так и распоряжением нанимателя (ст. 93 ТК). Унифицированная форма распоряжения о командировании, также как и приказа, содержит реквизит об ознакомлении (см. унифицированную систему организационно-распорядительной документации (унифицированные формы, методические материалы по применению классификатора унифицированных форм), утвержденную приказом Департамента по архивам и делопроизводству Минюста Республики Беларусь от 28.11.2019 № 41).
Ольга Орлова, юрист
