Ситуация
Организация планирует принять на работу иностранных граждан, не имеющих разрешений на право проживания в Республике Беларусь, для осуществления дистанционной работы по месту их проживания. Возникают следующие вопросы:
- правомерно ли заключать трудовой договор на условиях дистанционной работы с иностранными работниками и гражданами РФ?
- необходимо ли соблюдать процедуру привлечения трудовых мигрантов в Беларусь?
В новой редакции ТК введена гл. 25-1, установившая особенности регулирования труда работников, выполняющих дистанционную работу.
Справочно:
дистанционной считается работа, которую работник выполняет вне места нахождения нанимателя с использованием для выполнения этой работы и осуществления взаимодействия с нанимателем информационно-коммуникационных технологий (ст. 307-1 ТК).
Глава 25-1 ТК не содержит ограничений для заключения трудового договора о выполнении дистанционной работы между нанимателем Республики Беларусь и иностранным гражданином. Дистанционной работой считается только работа с использованием коммуникационных и информационных технологий вне места нахождения нанимателя (часть первая ст. 307-1 ТК). Законодательство не устанавливает каких-либо ограничений в отношении нахождения рабочего места работника-дистанционщика и страны его нахождения.
Однако при найме на работу дистанционщика-иностранца нанимателю необходимо учитывать требования Закона о внешней трудовой миграции.
Закон о внешней трудовой миграции регулирует отношения в области внешней трудовой миграции, в т.ч. связанные с трудоустройством и осуществлением трудовой деятельности в Республике Беларусь по трудовым договорам с нанимателями Республики Беларусь иностранцами, не имеющими разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь.
Для трудоустройства иностранца, не имеющего разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, нанимателю необходимо получить специальное разрешение (ст. 29 Закона о внешней трудовой миграции). Граждане Российской Федерации и других стран – членов ЕАЭС принимаются на работу без специального разрешения (ст. 7 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан от 25.12.1998, п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).
В обязанности нанимателя также входит зарегистрировать в подразделении по гражданству и миграции трудовой договор с трудящимся-иммигрантом, заключенный на территории Республики Беларусь, в месячный срок со дня его заключения (ст. 36 Закона о внешней трудовой миграции).
Резидентам ПВТ предоставлен ряд льгот, в т.ч. по найму иностранных граждан.
Резиденту ПВТ не требуется получение специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, заключивших трудовой договор (контракт) с резидентом ПВТ (п. 47 Положения о ПВТ).
Резидент ПВТ в течение 3 рабочих дней с даты заключения трудового договора (контракта) с иностранным гражданином или лицом без гражданства, не имеющими разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, обязан письменно уведомить подразделение по гражданству и миграции управлений, отделов внутренних дел городского, районного исполнительного комитета (местной администрации) по месту жительства (пребывания) данного работника о заключении такого трудового договора (контракта) с приложением его копии.
Если организация не является резидентом ПВТ, то согласно Закону о внешней трудовой миграции иностранец, не имеющий разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, должен получить специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, которое выдается по ходатайству нанимателя Республики Беларусь.
Для использования труда иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, в количестве, превышающем 10 человек, за исключением иностранцев, являющихся высококвалифицированными работниками, и иностранца, привлекаемого в качестве руководителя коммерческой организации, в создании которой он участвовал (в качестве собственника имущества, учредителя, участника), наниматель Республики Беларусь обязан получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (ст. 26 Закона о внешней трудовой миграции).
Но если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом о внешней трудовой миграции, то применяются правила международного договора (ст. 3 Закона о внешней трудовой миграции).
Например, Договором о Евразийском экономическом союзе (между Беларусью, Казахстаном, РФ, Арменией и Кыргызстаном) предусмотрено, что работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства. Срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).
Справочно:
Республика Казахстан приняла решение не становиться участником Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан о трудовой деятельности и социальной защите граждан Республики Беларусь, работающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, работающих на территории Республики Беларусь. Соглашение в силу не вступило.
Будет ли распространяться законодательство Республики Беларусь на дистанционных работников, работающих в интересах нанимателя Беларуси, но рабочее место которых находится вне пределов республики?
ТК применяется в отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено актами законодательства или международными договорами Республики Беларусь (ст. 3 ТК).
Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь считает, что дистанционный работник может работать дистанционно только в пределах Республики Беларусь, поскольку правовая защита работника, а также законные права и интересы сторон трудового договора (контракта) – нанимателя и работника – могут быть обеспечены законодательством Беларуси непосредственно на территории Республики Беларусь. На территории другого государства оно применяться не может.
В то же время возможность белорусских нанимателей регулировать трудовые отношения с дистанционными работниками, которые будут выполнять трудовую функцию за пределами Беларуси, зависит от наличия возможности регулировать такие отношения на территории другого государства белорусским или иным правом.
Справочно:
работа дистанционных работников на территории других иностранных государств (за исключением стран – членов ЕАЭС) законодательно не урегулирована, а это значит, что при заключении трудового договора отношения нанимателя и дистанционного работника подпадают под действие белорусского трудового и связанного с ним законодательства.
Республикой Беларусь в части трудовых отношений заключены 2 международных договора – с Вьетнамом и Польшей, которые содержат специальные положения о трудовых правоотношениях. В частности, в них определено, что стороны трудового договора могут сами выбрать законодательство, регулирующее их трудовые отношения. Если стороны трудовых отношений не предусматривают иное, то возникновение, изменение, расторжение и прекращение трудовых отношений, а также споры, вытекающие из них, регулируются законодательством той договаривающейся стороны, на территории которой работа выполняется, выполнялась или должна была выполняться.
Таким образом, только в отношении дистанционных работников, работающих на территории Вьетнама и Польши, стороны вправе выбирать законодательство, которое будет регулировать их трудовые отношения и все последствия, связанные с этим (претензии, споры, расследование несчастных случаев или профессиональных заболеваний и т. д.).
Документы:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).
Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» (Закон о внешней трудовой миграции).
Положение о Парке высоких технологий, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» (Положение о ПВТ).
