Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Индивидуальный предприниматель и трудовая книжка

Вопрос о том, обязан ли индивидуальный предприниматель оформлять на себя трудовую книж­ку, возникает достаточно часто.

Давайте разбираться и делать выводы вместе.

О порядке ведения трудовых книжек

Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности работни­ка на территории Республики Беларусь (постановление Совета Министров РБ от 10.12.1997 № 1635 «О трудовых книжках работников»).

Порядок ведения трудовых книжек работ­ников в Республике Беларусь регулируется Ин­струкцией о порядке ведения трудовых книжек работников* (далее - Инструкция). В соответст­вии с п. 1 Инструкции трудовые книжки ведутся на всех работников, работающих у нанимателя свыше 5 дней, если работа в этой организации, у индивидуального предпринимателя и физиче­ского лица, которому законодательством пре­доставлено право заключения и прекращения трудового договора с работниками, является для работника основной.

Какие будут версии?

Существует несколько подходов к вопросу об оформлении трудовой книжки самому инди­видуальному предпринимателю. Одни считают, что это невозможно, другие проводят аналогию с правовым положением учредителя унитарно­го предприятия, который одновременно являет­ся его директором и соответственно оформляет все необходимые документы, включая трудовую книжку.

Есть трудовые отношения - есть трудовая книжка

Трудовая книжка установленного образ­ца является основным документом о трудовой деятельности работника (части первая - третья ст. 50 Трудового кодекса РБ (далее - ТК)).

Как уже говорилось выше, трудовые книжки ведутся на всех работников, работающих у на­нимателя свыше 5 дней, если работа в этой ор­ганизации является для них основной. В трудо­вую книжку вносятся сведения о работнике, вы­полняемой им работе, подготовке, повышении квалификации и переподготовке, о наградах и поощрениях за успехи в работе, о назначении пенсии.

Все упомянутые нами положения законода­тельства позволяют однозначно сделать вывод о том, что трудовая книжка является документом, оформляющимся лишь при наличии трудовых отношений (трудового договора) между нанима­телем и работником. Ситуация, когда в роли на­нимателя выступает сам же работник, по сути, порождает ситуацию совпадения кредитора и должника в одном лице, что, как известно, пре­кращает обязательства гражданско-правового характера (ст. 383 Гражданского кодекса РБ).

Руководитель унитарного предприятия - работник этого предприятия

Таким образом, очевидно отличие указан­ной ситуации от заключения трудового дого­вора с директором унитарного предприятия, пусть даже и являющегося одновременно уч­редителем этого предприятия. Даже когда та­кой директор - единственный работник пред­приятия и сам подписывает с собой трудовой договор, с одной стороны, он подписывает его в качестве работника от своего имени, а с дру­гой - от имени самостоятельного юридическо­го лица - унитарного предприятия, которое он представляет, будучи его учредителем.

В этом случае руководитель унитарного предприятия (независимо от своего статуса учредителя) яв­ляется работником этого предприятия и ему необходимо выдать трудовую книжку, внести в нее сведения о работнике, о выполняемой им работе, переводе на другую постоянную работу и об увольнении (при поступлении на работу впервые) или внести в имеющуюся трудовую книжку работника сведения о выполняемой им работе, переводе на другую постоянную работу и об увольнении.

В том случае, если руководитель унитарного предприятия является его единственным работ­ником и учредителем, он заполняет свою трудо­вую книжку самостоятельно.

Где это написано?

Такая позиция поддерживается законо­дателем, который в ряде нормативных правовых актов, регулирующих вопросы использования сведений, содержащихся в трудовых книжках работников, указывает, что документами, под­тверждающими практический опыт работы, яв­ляются:

трудовая книжка;

свидетельство о государственной регист­рации индивидуального предпринимателя, под­тверждающее вид деятельности;

справка Фонда социальной защиты насе­ления Минтруда и соцзащиты РБ, подтверждаю­щая период работы, для лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью (п. 22 Правил аудиторской деятельности «Образова­ние аудитора», утвержденных постановлением Минфина РБ от 28.03.2003 № 45 «Об утверж­дении Правил аудиторской деятельности и внесении изменений в некоторые постановле­ния Министерства финансов Республики Бела­русь»).

Подобное положение о подтверждении на­личия требуемого опыта работы содержится в п. 8 Положения об аттестации физических лиц на их соответствие профессионально-квали­фикационным требованиям, предъявляемым к антикризисному управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)[1], и ряде других документов.

Делаем выводы

Таким образом, законодательство Респуб­лики Беларусь не предусматривает права, а со­ответственно и обязанности индивидуального предпринимателя оформлять трудовую книжку в связи с осуществлением им индивидуальной предпринимательской деятельности. Докумен­тами, подтверждающими стаж и практический опыт работы такого лица, служат иные доку­менты, перечень которых в каждом конкретном случае устанавливается законодательством.

[1] Утверждено постановлением Минэкономики РБ от 27.10.2003 № 206 «Об утверждении Положения об аттестации физических лиц на их соответствие профессионально-квали­фикационным требованиям, предъявляемым к антикризисному управляющему в производстве по делу об экономической несо­стоятельности (банкротстве)».

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.