Изменение трудового договора в виде отстранения от работы (Комментарий к ст. 49 Трудового кодекса РБ) | SPOK.BY
Печать
Сохранить в MS Word
Наверх
Вниз
Свежие статьи по теме:
  • Данный список формируется автоматически!!!
  • Можно редакировать заголовок.
  • Сохраняйте структуру данного HTML блока!!!
Все кадровые статьи в гостевом доступе

Изменение трудового договора в виде отстранения от работы (Комментарий к ст. 49 Трудового кодекса РБ). Кривой В.

Виктор Кривой, доктор юрид. наук, председатель общественного объединения «Сообщество трудового права»
 
Отстранение от работы является четвертым (после перевода, перемещения и изменения существенных условий труда) среди самых распространенных изменений условий трудового договора.
Его комментированию и посвящена предлагаемая читателям статья, которая продолжает тему этого важного для кадровиков правового явления, начатую в № 9 и 23 за 2010 год журнала «Я – специалист по кадрам».
 
Общие вопросы
Отстранение от работы – один из видов изменения трудового договора
Отстранение от работы не прекращает действия трудового договора, а лишь временно приостанавливает в части предоставления работы и в определенных случаях начисления заработной платы за период отстранения. Реализуется отстранение путем недопущения работника к выполнению его трудовой функции – одного из важнейших условий трудового договора.
Отстранение от работы является одним из видов изменения трудового договора, и, по мнению автора, его предметное место – не в гл. 4 «Прекращение трудового договора» Трудового кодекса РБ (далее – ТК), где урегулированы вопросы прекращения трудового договора, а в гл. 3 ТК «Изменение трудового договора».
 
Отстранение на основании частей первой и второй ст. 49 ТК – обязанность нанимателя, а по нормам части третьей ст. 49 ТК – его право.
В ст. 49 ТК презюмируется отстранение конкретного работника
Однако в целом ряде случаев законодательство предоставляет соответствующим государственным надзорным и контрольным органам (например, Государственной инспекции труда) возможность приостанавливать при определенных обстоятельствах работу как организации в целом, так и ее отдельных подразделений. В результате происходит фактическое отстранение от работы нескольких (а порой – многих) работников, которые не именуются в документах, составляемых упомянутыми государственными органами. Здесь нанимателю приходится в установленном порядке решать вопросы об оплате за время вынужденного простоя не по вине работников, их переводе на другую работу, увольнении и т.п.
Отстранение производится независимо от наличия вины работника
Отстранение от работы не относится к дисциплинарным взысканиям, перечень которых дан в ст. 198 ТК. И то, и другое может быть применено к работнику одновременно, например, в случае его появления на работе в состоянии алкогольного опьянения.
Отстранение от работы по всем основаниям, предусмотренным в части второй ст. 49 ТК, должно производиться независимо от наличия вины работника. Например, в том случае, когда наниматель не организовал в нужное время прохождение медицинского осмотра или инструктажа по охране труда. Однако вина учитывается при решении вопроса об оплате за время отстранения. Об этом поговорим ниже (комментарий к частям четвертой и пятой ст. 49 ТК).
Оформление отстранения от работы
Отстранение работника от работы по п. 15 части первой ст. 55 ТК должно оформляться приказом (распоряжением) нанимателя. Делается это обычно со ссылкой на должностную записку руководителя структурного подразделения, непосредственно обнаружившего наличие факта, являющегося основанием для отстранения с соответствующей детализацией: указанием времени, места, обстоятельств, свидетелей и т.п.
В трудовую книжку запись об отстранении от работы не вносится.
Срок отстранения
Хотя в ст. 49 ТК об этом ничего не говорится (что является ее недостатком, подлежащим устранению при последующем совершенствовании), на самом деле и с учетом иного законодательства определенный срок является обязательным элементом отстранения. Другими словами, отстранение имеет «ограниченно временную» составляющую, а не производится «на всю оставшуюся трудовую жизнь».
По истечении срока отстранения в общем порядке (прежде всего с учетом устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения) должны решаться вопросы допуска к прежней работе, перевода на другую работу или увольнения.
Увольнение работника в период отстранения
Законодательство не содержит норм, запрещающих нанимателю увольнять по своей инициативе работников во время отстранения от работы. Поэтому здесь может иметь место прекращение трудового договора по самым различным основаниям с соблюдением соответствующих правил, например в связи с систематическим нарушением трудовой дисциплины или появлением на работе в состоянии алкогольного опьянения (пп. 4 и 7 ст. 42 ТК).
В период отстранения работник вправе уволиться с работы по общим основаниям и правилам, например по собственному желанию или требованию на основании ст. 40 и 41 ТК. Для увольнения по собственному желанию (ст. 40 ТК) существует исключение ограничительного характера, предусмотренное в ст. 38 Уголовно-исполнительного кодекса РБ, – в течение срока отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ без лишения свободы запрещается увольнение осужденных по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции. Отказ в выдаче такого разрешения может быть обжалован в установленном законом порядке.
Не возбраняется законодательством увольнение в период отстранения по соглашению сторон на основании п. 1 ст. 35 ТК.
Если срочный трудовой договор заканчивается в один из дней периода отстранения, то возможно увольнение в связи с истечением срока договора по п. 2 ст. 35 ТК. Инициатором такого прекращения трудового договора могут выступать как работник, так и наниматель.
Бывают ситуации, когда работник после отстранения уже не может продолжить работу на основании трудового договора, например при осуждении к отбыванию наказания в виде лишения свободы. Здесь объективно получается, что днем увольнения будет не последний день работы (т.е. до отстранения), как это предусмотрено в части седьмой ст. 50 ТК, а день издания приказа (распоряжения) об увольнении. Соответственно именно в этот день наниматель согласно законодательству должен принять меры по производству окончательного расчета и выдаче (высылке) трудовой книжки. Чаще всего такие действия осуществляются на основании доверенностей, оформленных в установленном порядке.
Если отстранение незаконно
В случае отстранения работника без законного основания (т.е. с нарушением ст. 49 ТК и вытекающего из нее законодательства) суд должен:
– восстановить работника на прежней работе в соответствии со ст. 243 ТК;
– принять решение о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула на основании ст. 244 ТК;
– возложить на виновных должностных лиц нанимателя материальную ответственность за содеянное согласно ст. 245 ТК.
Кроме того, возможно привлечение виновных лиц к дисциплинарной ответственности на общих основаниях, предусмотренных ст. 197–204 ТК.
Отстранение по требованию уполномоченных государственных органов (часть первая ст. 49 ТК)
На основании части первой ст. 49 ТК отстранение от работы должно производиться:
– во-первых, только по требованию уполномоченных государственных органов;
– во-вторых, лишь в случаях, предусмотренных законодательством.
Если первое или второе условие не соблюдено, отстранение будет незаконным.
На локальном (в коллективных договорах и других актах), а также индивидуальном уровнях (в трудовых договорах, включая контракты) «изобретать» органы или сотрудников, полномочных осуществлять отстранение, и случаи (основания) для этого нельзя. Такие условия согласно части второй ст. 7 и п. 1 части первой ст. 23 ТК будут являться (признаваться) недействительными и ухудшающими положение работника по сравнению с законодательством.
Самостоятельно (без требования уполномоченных государственных органов) отстранять работника наниматель не вправе, за исключением случаев, перечисленных в частях второй и третьей ст. 49 ТК.
В части первой ст. 49 ТК речь идет об отстранении именно нанимателем, а не самими уполномоченными государственными органами.
К сожалению, в настоящее время существует только одна «надлежащая связка» части первой ст. 49 ТК с иным законодательством об отстранении работников от должности. Она содержится в ст. 34 Закона РБ от 18.07.2000 № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), которая комментируется ниже.
В других (достаточно многочисленных) случаях отстранения работников по требованию уполномоченных органов указанная «связка» с выходом на нанимателя либо вообще отсутствует, либо выражена косвенно.
Порой названные органы сами объективно не могут (или это будет связано с большими трудностями) осуществить отстранение работника без нанимателя.
Не поставишь же, например, на проходной крупного завода сотрудника милиции с целью не пропустить работника, отстраненного от работы по решению суда. Сказанное требует внесения соответствующих изменений в «иное» законодательство в целях согласования его с частью первой ст. 49 ТК.
Отстранение от работы по решению хозяйственного суда
Хозяйственный суд вправе отстранить руководителя должника от должности на срок, определяемый хозяйственным судом, и возложить на временного управляющего управление делами должника и обязанности его руководителя (ст. 34 Закона о банкротстве).
При этом хозяйственный суд выносит определение об отстранении руководителя должника от должности. Такое отстранение возможно в процессе защитного периода при наличии 2 условий:
– ходатайства лица, участвующего в деле о банкротстве;
– достоверных сведений о воспрепятствовании руководителем должника действиям временного управляющего при исполнении им своих обязанностей, или о совершении руководителем должника действий, нарушающих права и интересы должника и кредиторов, или об иных нарушениях законодательства.
В соответствии с данным определением лицо (орган), полномочное заключать трудовой договор с руководителем должника, обязано отстранить руководителя должника, исполняющего обязанности руководителя должника по такому трудовому договору, от работы на срок, определяемый хозяйственным судом.
Определение может быть обжаловано в установленном законодательными актами порядке, в т.ч. руководителем должника.
Отстранение водителей
Государственная автомобильная инспекция в области дорожного движения отстраняет водителей (в т.ч. являющихся работниками) от управления транспортными средствами, самоходными машинами в случаях, предусмотренных законодательными актами РБ (ст. 11 Закона РБ от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении»).
Большая детализация в данном вопросе изложена в подп. 18.11 п. 18 Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел РБ, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2002 № 1851. Там указано, что должностные лица органов ГАИ вправе отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного опьянения; состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ; а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РБ.
Невзирая на отсылку в вышеупомянутом Законе к законодательным актам (Конституции, законам, декретам и указам Президента РБ), случаи отстранения в сфере дорожного движения регламентированы в постановлении Правительства РБ.
Когда решение об отстранении принимают главные государственные санитарные врачи
Главные государственные санитарные врачи вправе принимать решения о временном отстранении от работы лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний и источником их распространения в связи с особенностями выполняемой ими работы или производства, в котором они заняты (ст. 41 Закона РБ от 23.11.1993 № 2583-XII «О санитарно-эпидемическом благополучии населения»).
Отстранение по решению должностных лиц правоохранительных органов
Должностные лица правоохранительных органов с санкции прокурора или его заместителя либо суд вправе отстранить от должности подозреваемого или обвиняемого, если есть достаточные основания полагать, что, оставаясь в должности, они будут препятствовать предварительному расследованию и судебному разбирательству уголовного дела, возмещению причиненного преступлением вреда или продолжать заниматься преступной деятельностью, связанной с пребыванием в этой должности.
К упомянутым должностным лицам относятся: прокурор, его заместитель либо Министр внутренних дел РБ, Председатель Комитета государственной безопасности РБ, заместитель Председателя Комитета государственного контроля РБ, директор Департамента финансовых расследований или лица, исполняющие их обязанности, а также орган дознания и следователь.
Отстранение от должности заключается в запрещении подозреваемому или обвиняемому исполнять должностные полномочия, выполнять работу, которую они выполняли, или заниматься деятельностью, которой они занимались, о чем выносится соответствующее постановление (определение), подлежащее немедленному исполнению.
Временно отстраненные от должности подозреваемый или обвиняемый имеют право на ежемесячное государственное пособие, если они не занимаются иной оплачиваемой деятельностью. В случае применения в отношении подозреваемого или обвиняемого, временно отстраненных от должности, меры пресечения в виде заключения под стражу выплата ежемесячного государственного пособия приостанавливается.
Отстранение от должности отменяется определением суда либо постановлением судьи или вышеперечисленными должностными лицами правоохранительных органов с согласия прокурора или его заместителя, когда в этой мере отпадает необходимость.
Изложенное урегулировано ст. 131 Уголовно-процессуального кодекса РБ.
Министр торговли отстраняет от работы
Министр торговли РБ имеет право отстранять от должностей руководителей органов управления торговлей исполкомов Советов депутатов, руководителей предприятий торговли за грубые нарушения законодательства о торговле (п. 5 Указа Президента РБ от 20.09.1994 № 114 «О мерах по насыщению рынка республики товарами и пресечению необоснованного роста цен на них»). Данное правомочие более детализировано в подп. 7.3 п. 7 приказа Минторга РБ от 29.09.1994 № 64 «О мерах по обеспечению исполнения Указа Президента РБ от 20.09.1994 № 114». Так, отстранение от должности руководителей органов управления торговли исполкомов Советов депутатов за допущенные ими грубые нарушения законодательства о торговле и указаний министра торговли производится на основании представления министра, которое вносится соответствующему исполкому Совета депутатов в недельный срок с момента обнаружения проступка.
Отстранение от работы на железнодорожном транспорте
Должностные лица железнодорожного транспорта, выполняющие распорядительные или контрольно-инспекторские функции на конкретном участке, обязаны отстранить от работы работника, совершившего проступок, угрожающий безопасности движения поездов и маневровой работы, жизни и здоровью людей, на день (смену) совершения проступка с немедленным уведомлением об этом соответствующего руководителя. В уведомлении должны быть подробно изложены причины и обстоятельства, вызвавшие это отстранение.
В случае совершения проступка, который привел к крушению или аварии, появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения машинист, водитель моторно-рельсового транспорта несъемного типа и помощник машиниста отстраняются от работы (пп. 15 и 21 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 29.09.1993 № 656).
Отстранение работников метрополитена
Должностные лица метрополитена, выполняющие распорядительные или контрольно-инспекторские функции на конкретном участке, обязаны отстранить от работы работника, совершившего проступок, угрожающий безопасности движения поездов и маневровой работы, жизни и здоровью людей, в день (смену) его совершения с немедленным уведомлением об этом соответствующего руководителя. Уведомление должно содержать информацию о причинах и обстоятельствах, вызвавших это отстранение (п. 16 Положения о дисциплине работников Минского метрополитена, утвержденного постановлением Кабинета Министров РБ от 30.09.1994 № 100).
Отстранение от работы в гражданской авиации
Должностные лица, выполняющие контрольно-инспекторские функции в гражданской авиации, обязаны потребовать отстранения от работы на день (рейс, смену) совершения проступка работника авиационного персонала гражданской авиации, совершившего дисциплинарный проступок, угрожающий безопасности полетов, жизни и здоровью людей. За период отстранения от работы заработная плата не начисляется (п. 13 Положения о дисциплине авиационного персонала гражданской авиации Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2001 № 1122).
(Окончание следует.)
 
Виктор Кривой, доктор юрид. наук, председатель общественного объединения «Сообщество трудового права»

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.