Чем поможет статья:
- разобраться в некоторых вопросах оформления и выдачи характеристики.
От редакции
Справочно:
форма характеристики установлена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2021 № 585 «О форме характеристики».
1. Что писать в поле характеристики «Отношение к государственным и общественным институтам, конституционному строю»?
В данном поле можно указать следующее:
«К государственным и общественным институтам, конституционному строю относится положительно. В совершении действий либо в подстрекательстве к совершению действий иными лицами против порядка управления и общественной безопасности, наличии антигосударственных проявлений на рабочем месте замечен не был».
2. За какой период времени в характеристике следует указать информацию о привлечении работника к материальной ответственности?
В части материальной ответственности указывают все случаи привлечения работника к данному виду ответственности, поскольку такая ответственность, в отличие от дисциплинарной, не погашается. Важно не то, что работник причинил материальный ущерб нанимателю, а именно факт его привлечения к материальной ответственности.
3. Необходимо ли указывать в характеристике квалификационную категорию по должности служащего?
По усмотрению нанимателя.
Квалификационная категория не образует новое наименование должности служащего. Таким образом, обязанности указывать в п. 4 характеристики квалификационную категорию нет. Однако указание квалификационной категории в данном случае не рассматривается как нарушение порядка заполнения характеристики.
4. Требуется ли запрашивать характеристику на совместителей (внешних и внутренних) и в случае, если работа по совместительству становится для работника постоянной (основной)?
Наниматели вправе при приеме на работу работника запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы, которая выдается в течение 7 календарных дней со дня получения соответствующего запроса (п. 11 Декрета № 5).
При приеме на работу работника в государственные органы, иные государственные организации, а также организации, более 50 % акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности, наниматели обязаны, если иное не установлено законодательными актами, запрашивать:
– характеристику с предыдущего места его работы;
– характеристику из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих 5 лет. В случае если таким местом работы являлось несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них;
– сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях в отношении кандидатов на руководящие должности. Такие сведения представляются бесплатно.
Согласно законодательству о труде под местом работы понимается организация, расположенная в определенной местности.
При заключении трудового договора на условиях внутреннего совместительства работник фактически не меняет место работы, т.е. наниматель и место работы у него остаются прежними.
Таким образом, представление характеристики с предыдущего места работы в данном случае не требуется.
При заключении трудового договора на условиях внешнего совместительства нанимателю необходимо запрашивать характеристику, если трудоустройство осуществляется в государственную организацию. При трудоустройстве в коммерческую организацию это является правом нанимателя.
Предыдущим местом работы по отношению к совместительству в данном случае будет являться основное место работы работника.
Кроме того, при трудоустройстве в государственную организацию, если основное место работы – негосударственная организация, также потребуется запросить характеристику из государственной организации, являвшейся местом работы этого работника в течение предшествующих 5 лет.
Если для работника, работающего на условиях совместительства, работа становится основной, представление характеристики также не требуется, поскольку и в данном случае фактически наниматель и место работы не меняются, за исключением того, что для работника работа на условиях совместительства становится основной работой.
5. Нужно ли производственному унитарному предприятию, учредителем которого является юрлицо (с долей собственности государства более 50 %), при приеме на работу кандидата запрашивать характеристику по Декрету № 5 с его прежнего места работы?
В данной ситуации целесообразно сделать запрос в уполномоченный орган по определению статуса организации.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) унитарные предприятия либо частные унитарные предприятия (части первая, вторая п. 2 ст. 113 ГК).
Имущество республиканского унитарного предприятия находится в собственности Республики Беларусь и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Имущество коммунального унитарного предприятия находится в собственности административно-территориальной единицы и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения (п. 2 ст. 113 ГК).
Таким образом, к государственным организациям можно отнести:
– государственные органы;
– бюджетные организации (разнообразные государственные учреждения образования, здравоохранения, культуры и т.п.);
– республиканские и коммунальные унитарные предприятия;
– хозяйственные общества (как правило, акционерные), более 50 % акций (долей в уставном фонде) которых находится в госсобственности.
Имущество частного унитарного предприятия находится в частной собственности физлица (совместной собственности супругов) либо юрлица и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения (часть шестая п. 2 ст. 113 ГК).
Имущество дочернего УП находится в собственности собственника имущества предприятия-учредителя и принадлежит дочернему предприятию на праве хозяйственного ведения.
При этом имущество УП является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия (часть первая п. 1 ст. 113 ГК).
Таким образом, ЧУП не подпадает под определение госорганизации, и при этом имущество его неделимо.
6. Необходимо ли запрашивать характеристику, если работника переводят из одного структурного подразделения в другое?
Такой необходимости нет. Характеристика запрашивается при приеме на работу (ст. 26, 344 ТК).
Не запрашивается характеристика:
– при внутреннем или временном переводе к другому нанимателю (ст. 32-1, 33, 34 ТК);
– заключении гражданско-правового договора.
7. Если кандидат на должность не работал более 5 лет перед трудоустройством, то получается, что характеристику запрашивать не нужно?
Запрос делается, если было последнее место работы в целом.
Декретом № 5 установлены 2 основания для обязательного запроса характеристики:
1) в случае предыдущего места работы – нет каких-либо ограничений по сроку;
2) для госорганизации, являвшейся местом работы в течение предшествующих 5 лет.
8. Нужно ли запрашивать характеристику, если работа носит временный характер, например работник принят на место отсутствующего работника на непродолжительный срок либо работа носит сезонный характер (сельхозработы)?
В п. 11 Декрета № 5 не определено, какая работа понимается под предшествующей.
Таким образом, эта норма распространяется на все виды трудовых отношений при приеме на работу:
– по основной работе;
– в качестве временных или сезонных работников;
– по работе по совместительству (внешнему).
9. Кто должен составить характеристику на работника?
На практике считают, что обязанность составлять характеристику на работника возложена на отдел кадров или кадровика. Однако непосредственный руководитель лучше знает своего работника и сможет дать более достоверную и развернутую характеристику.
Документы:
Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организации», в редакции от 12.10.2021 № 6 (Декрет № 5).
Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).
Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).
