Расскажем:
- как распределить обязанности между службой охраны труда и службой кадров при организации медосмотров работников.
Наниматель обязан обеспечить здоровые и безопасные условия труда. Одной из форм обеспечения охраны здоровья работников является прохождение работниками медицинских осмотров.
Для обеспечения безопасного труда и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья работающие, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в оценке состояния здоровья работающего на предмет его годности (негодности) к выполнению отдельных видов работ, проходят предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры при ухудшении состояния здоровья (ст. 27 Закона об охране труда).
Какие медосмотры проходят работники
Предварительный медосмотр проводится при поступлении на работу (часть вторая ст. 26 ТК), периодические медосмотры – во время трудовой деятельности (гл. 3 Инструкции № 74).
Внеочередные медосмотры проводятся при ухудшении здоровья работника по инициативе нанимателя и (или) работодателя, государственных организаций здравоохранения и иных организаций здравоохранения, осуществляющих оказание медицинской помощи, и работающего (п. 33 Инструкции № 74).
Для работающих, занятых на работах с повышенной опасностью, установлена необходимость прохождения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра либо освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (часть третья ст. 27 Закона об охране труда).
Для некоторых категорий работников предусмотрен обязательный наркологический осмотр при поступлении на работу.
Справочно:
перечень категорий (профессий и должностей) работников, допуск к работе которых осуществляется после проведения предварительного профилактического наркологического осмотра при поступлении на работу, утвержден постановлением Минздрава, МВД и Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 08.08.2005 № 23/243/104.
Как распределить обязанности между службой охраны труда и службой кадров
ТК и законодательством об охране труда обязанность по организации прохождения работниками медосмотров возлагается на нанимателя. В то же время вопрос о том, какая именно служба (специалист) должна заниматься организацией прохождения медицинских осмотров, на законодательном уровне не урегулирован и отдан в сферу локального урегулирования.
Во избежание спорных ситуаций необходимо распределить обязанности по организации прохождения работниками медосмотров между ответственными работниками, как правило, между специалистом по кадрам и специалистом по охране труда. Данные обязанности могут быть регламентированы и конкретизированы в должностных инструкциях – это право нанимателя, предусмотренное частью второй п. 10 Общих положений ЕКСД.
Причем работник должен продолжать выполнять ту же работу, что и до конкретизации трудовых функций в должностной инструкции (т.е. в инструкцию не вводятся дополнительные обязанности, новые трудовые функции, которые повлекли дополнительные требования к квалификации (изменение квалификации) или специальности работника). Это должна быть именно конкретизация в рамках выполняемой трудовой функции, а никак не возложение дополнительных обязанностей. Нанимателю предоставлено право предусматривать в должностных инструкциях выполнение обязанностей, содержащихся в квалификационных характеристиках других должностей служащих, близких по содержанию работ, равных по сложности и не требующих изменения квалификации служащего (часть третья п. 10 Общих положений ЕКСД).
К трудовой функции специалиста по охране труда согласно ЕКСД относятся:
- организация работы по охране труда;
- координация деятельности структурных подразделений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, функционированию и совершенствованию системы управления охраной труда;
- анализ состояния условий и охраны труда, производственного травматизма, профессиональной заболеваемости;
- участие в разработке мероприятий по улучшению условий труда, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний и т.д.
К трудовой функции специалиста по кадрам согласно ЕКСД относятся:
- выполнение работы по комплектованию организации кадрами требуемых профессий, специальностей и квалификации;
- подбор и расстановка кадров;
- контроль за размещением и расстановкой молодых специалистов и молодых рабочих в соответствии с полученной в учебном заведении профессией и специальностью, проведением их стажировок;
- участие в работе по адаптации вновь принятых работников к производственной деятельности и т.д.
Исходя из вышеприведенных трудовых функций правильным будет возложение на специалиста по охране труда задач, связанных с аттестацией рабочих мест, определением вредных факторов производства на рабочих местах, утверждением списка должностей (профессий), имеющих вредные и (или) опасные условия труда, с указанием класса вредности, установлением периодичности прохождения медицинских осмотров по должностям (профессиям) и представлением этих сведений в кадровую службу.
Специалисту по кадрам может быть поручена обязанность по оформлению направлений и списков на прохождение предварительного и периодических медосмотров работников при приеме на работу или в процессе трудовой деятельности на основании данных, представленных службой охраны труда.
Возможно и иное перераспределение обязанностей, так как наниматель самостоятельно определяет объем обязанностей, выполняемых конкретным специалистом. При этом наниматель должен соблюдать требования к нормам труда и численности, установленные ст. 86 и 87 ТК.
Где брать информацию для оформления направления на предварительный медосмотр и обязательно ли прохождение медосмотра всеми работниками?
Решение данного вопроса зависит от своевременности организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – аттестация). Порядок проведения аттестации регулируется Положением об аттестации.
Для организации и проведения аттестации наниматель издает приказ, в соответствии с которым:
- утверждается состав аттестационной комиссии организации, определяются ее полномочия, назначаются председатель аттестационной комиссии и лицо, ответственное за ведение и хранение документов по результатам аттестации;
- при необходимости создаются аттестационные комиссии в структурных подразделениях;
- устанавливаются сроки и график проведения работ по аттестации в организации (структурных подразделениях).
В состав аттестационной комиссии рекомендуется включать работников служб охраны труда, кадровой, юридической, организации труда и заработной платы, промышленно-санитарной лаборатории, руководителей структурных подразделений организации, медицинских работников, представителей профсоюза (профсоюзов) (п. 4 Положения об аттестации).
Медосмотр при приеме на работу и во время трудовой деятельности
Проведение предварительных при приеме на работу и периодических медосмотров регулируется Инструкцией № 74.
С учетом требований Инструкции № 74 должны определяться вредные производственные факторы, по которым проводятся медицинские осмотры.
Предварительные медосмотры работающих проводятся при выполнении работ:
- во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в гр. 2 приложения 1 к Инструкции № 74;
- с воздействием факторов производственной среды, указанных в гр. 2 приложения 1 к Инструкции № 74, которые вызывают аллергические заболевания, независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте;
- с воздействием биологических факторов, указанных в подп. 2.4, 2.5 и 2.8 п. 2 приложения 1 к Инструкции № 74, независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте;
- с воздействием физических факторов, указанных в подп. 4.1 и 4.6 п. 4 приложения 1 к Инструкции № 74, независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте;
- с воздействием химических факторов (химических веществ 1-го и (или) 2-го класса опасности), указанных в гр. 2 приложения 1 к Инструкции № 74, независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте;
- где есть необходимость в профессиональном отборе и которые указаны в гр. 2 приложения 3 к Инструкции № 74.
Перечисленные факторы определяются в период аттестации по условиям труда и указываются аттестационной комиссией в картах рабочих мест. На основании данных карт, фотографий рабочих мест служба охраны труда составляет перечень по всем профессиям, рабочим местам в организации с указанием перечня и пунктов Инструкции № 74, содержащих определенные вредные факторы производства. Впоследствии при оформлении на работу кадровой службой кандидату на работу выдается направление на работу со ссылкой на конкретные приложения и пункты Инструкции № 74. Форма данного направления утверждена в приложении 5 к Инструкции № 74.
Для проведения периодических медосмотров работающих по трудовым договорам наниматель ежегодно составляет список профессий (должностей) работников, подлежащих периодическим медосмотрам, в соответствии с Инструкцией № 74.
Пофамильный список составляется, как правило, кадровой службой на основании установленных аттестацией рабочих мест классов вредности:
- 1 раз в год – в случае отнесения условий труда к вредным третьей или четвертой степени (классы 3.3, 3.4) или опасным (класс 4);
- 1 раз в 2 года – в случае отнесения условий труда к вредным первой или второй степени (классы 3.1, 3.2);
- 1 раз в 3 года – при воздействии химических факторов (абз. 13 п. 28 Инструкции № 74).
Это важно! За время нахождения в государственных организациях здравоохранения на медосмотре или медицинском обследовании в рабочее время за работниками, обязанными проходить такие осмотры или обследование, сохраняются место работы (должность) и средний заработок (ст. 103, 228 ТК).
Можно ли установить ограничение по времени прохождения медосмотра?
ТК не ограничивает количество дней для прохождения периодического медосмотра, в течение которых за работниками сохраняются место работы и заработная плата. Статья 103 ТК говорит о сохранении среднего заработка за все время нахождения в государственных учреждениях здравоохранения.
Это важно! Положения коллективного договора, локальных правовых актов о предоставлении работнику, например, одного или двух оплачиваемых дней для прохождения периодического медосмотра являются незаконными и ничтожными, так как противоречат законодательству.
Прохождение медосмотра по графику
Наниматель заключает договор с учреждением здравоохранения о проведении медицинского осмотра, согласовывает с учреждением сроки проведения медицинского осмотра. После заключения договора издается соответствующий приказ.
К составлению графика прохождения периодического медосмотра и контролю за его исполнением следует отнестись ответственно, так как от графика зависит, во-первых, оперативность прохождения периодического медосмотра и, во-вторых, сведение к минимуму вопросов по оплате труда за период его прохождения. Именно графиком необходимо пользоваться при начислении заработной платы. Сопоставив график прохождения периодического медосмотра и график работы (сменности) работника, бухгалтер будет видеть, за какие дни ему нужно произвести оплату по среднему заработку (ст. 103 ТК).
Как оплачивается время прохождения медосмотра?
Нанимателю и работнику необходимо понимать, что ст. 103 и 228 ТК говорят о сохранении среднего заработка в период работы, а не об оплате времени прохождения периодического медосмотра. Поэтому, если работник проходил периодический медосмотр в выходной день по графику либо в междусменный перерыв, законодательством не закреплено прямой обязанности оплаты данного времени.
Прохождение периодического медосмотра работником – это его обязанность, предусмотренная, в частности, частью первой ст. 19 Закона об охране труда. Работник не может ставить условие о прохождении медосмотра только при условии выплаты среднего заработка.
В то же время при составлении графика прохождения периодического медосмотра наниматель не вправе планировать прохождение медицинского осмотра в нерабочее время работника либо обязать работника проходить его в междусменный перерыв либо трудовой или социальный отпуск, так как выходные дни работник может использовать по своему усмотрению (часть вторая ст. 137 ТК).
Наниматель может обязать работника выполнять свои обязанности только в рабочее время, и при отказе от прохождения периодического медосмотра (без уважительных причин) у нанимателя будут правовые основания для привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Также наниматель обязан отстранить от работ работника, не прошедшего медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством (ст. 49 ТК).
В заключение отметим, что при правильном распределении обязанностей по организации медосмотров между кадровой службой и службой охраны труда, при составлении графика прохождения периодического обязательного медосмотра проблемы своевременности прохождения работниками медосмотров будут исключены.
Документы:
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (Закон об охране труда).
Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).
Инструкция о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Минздрава Республики Беларусь от 29.07.2019 № 74 (Инструкция № 74).
Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (Общие положения ЕКСД).
Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253 (Положение об аттестации).