Окончание. Начало см.: «Я – специалист по кадрам», 2021, № 5, с. 4.
Вопрос 7. Как проводятся проверки при неблагоприятной эпидемиологической обстановке?
Проведение Департаментом проверок осуществляется с учетом методических рекомендаций по профилактике коронавирусной инфекции, распространяющихся на работников и посетителей коммерческих и некоммерческих организаций, предприятий, учреждений, а также индивидуальных предпринимателей, направленных на снижение рисков распространения инфекции, сохранение здоровья в условиях пандемии и используемых в деятельности субъектов хозяйствования всех форм собственности.
Должностные лица Департамента, являющиеся государственными инспекторами, имеют право знакомиться с документами, ведение которых предписано законодательством о труде и об охране труда, для проверки их соответствия законодательству, получать копии этих документов, если на это отсутствуют установленные законодательством ограничения (подп. 9.2 п. 9 Положения).
Помимо изучения документации проверяемого субъекта Департаменту в ходе проведения проверки необходимо осуществлять посещение и осмотр территории, служебных, производственных и иных помещений (объектов) проверяемого субъекта с целью установления соблюдения (несоблюдения) проверяемыми субъектами требований законодательства.
В ходе проведения проверок используются также следующие способы:
- проверка у представителей проверяемого субъекта документов, удостоверяющих личность, и (или) документов, подтверждающих полномочия;
- истребование и получение от проверяемого субъекта необходимых для проверки документов (их копий, выписок из них), в т.ч. в электронном виде, иной информации, касающейся его деятельности и имущества.
В тех случаях, когда в связи с многочисленными случаями заболеваемости работников, неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в проверяемом субъекте работники трудятся дистанционно, документы могут быть истребованы надзорным органом и направлены проверяемым субъектом посредством электронной связи. Однако это не исключает необходимости представления в надзорный орган оригиналов документов при определенных обстоятельствах;
- истребование в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимой для проверки информации и (или) документов;
- привлечение экспертов, специалистов, назначение экспертиз (исследований);
- получение доступа в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого субъекта с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации;
- вызов в Департамент представителей проверяемого субъекта, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;
- использование при проведении проверки технических средств, в т.ч. аппаратуры, осуществляющей звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройств для сканирования документов, для надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;
- изъятие у проверяемого субъекта подлинников документов (иных носителей информации), имеющих отношение к выявленным нарушениям, а также для проведения экспертизы (исследования) документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности на срок, не превышающий срок проведения проверки (кроме случаев передачи подлинников документов (иных носителей информации) в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении), либо истребование выписок из них или копий;
- истребование письменных и устных объяснений (разъяснений) от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки.
Фиксация устных объяснений должностных лиц и работников проверяемого субъекта также может осуществляться посредством звуко- и видеозаписи, в т.ч. в случае невозможности личного присутствия опрашиваемых лиц;
- проведение отбора проб и образцов продукции и направление их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения ее соответствия требованиям технических нормативных правовых актов;
- иные способы выявления и пресечения нарушений законодательства о труде и об охране труда.
Вопрос 8. Какие документы выдаются по окончании проверки? Кому может быть адресовано возражение, если проверяемый субъект не согласен с актом проверки или требованием (предписанием), изложенным в предписании?
По результатам проведения внеплановой или выборочной проверки в течение 5 рабочих дней структурным подразделением Департамента составляется акт (справка) проверки, который(-ая) в течение 2 рабочих дней вручается проверяемому субъекту.
Если у проверяемого субъекта имеются возражения по акту (справке), то он или его представитель делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде данные возражения в проверяющий орган.
Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим, и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись (п. 71 Положения о проверках).
Структурным подразделением Департамента на основании акта, составленного по результатам проведения проверки, выносится решение и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, выявленных при проверке.
Решение или требование (предписание) составляется и вручается в течение 30 рабочих дней со дня вручения (направления) акта проверяемому субъекту или его представителю, а в случае подачи возражений ‒ в течение 30 рабочих дней со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по этим возражениям (п. 73 Положения о проверках).
Субъектам хозяйствования предоставлено право на обжалование требования (предписания) (части первая и вторая п. 78, часть первая п. 79 Положения о проверках).
Так, для обжалования проверяемый субъект для начала должен обратиться в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или к вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены (в течение 30 календарных дней со дня его вынесения). Обжалование решения по жалобе осуществляется через суд в порядке и сроки, установленные законодательством.
Вопрос 9. Возможен ли перенос сроков исполнения требования (предписания)?
Субъекты хозяйствования независимо от формы собственности обязаны исполнять каждый пункт требования (предписания) об устранении нарушений в определенные в нем сроки, а также в письменной форме сообщать об их выполнении с приложением подтверждающих документов. Также наниматель должен предоставить проверяющему органу возможность удостовериться на месте в устранении нарушений (п. 73 Положения о проверках).
Сроки устранения нарушений, выявленных в ходе проведения проверки, могут быть перенесены по инициативе проверяемого субъекта только 1 раз. При наличии объективных обстоятельств, не позволивших устранить нарушения, указанные в требовании (предписании), в установленные в нем сроки, проверяющим органом может быть принято решение о переносе сроков устранения нарушений (п. 74-1 Положения о проверках).
Для того чтобы данные сроки были перенесены, проверяемому субъекту необходимо обратиться с заявлением не позднее 3 рабочих дней до дня истечения сроков, указанных в требовании (предписании), в проверяющий орган. Заявление должно содержать причины, препятствующие устранению нарушений в установленные сроки.
Решение о переносе сроков или об отказе в этом принимается проверяющим органом не позднее 2 рабочих дней со дня поступления заявления (п. 74-1 Положения о проверках).
Это важно! С 1 марта 2021 г. неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение письменного требования (предписания) об устранении нарушений, о приостановлении (запрете) производства, вынесенного в соответствии с законодательным актом уполномоченным должностным лицом государственного органа, либо неинформирование государственного органа в установленный срок об исполнении такого требования (предписания) влекут наложение штрафа в размере до 20 базовых величин (далее ‒ БВ) (ст. 24.1 КоАП).
Вопрос 10. Какое наказание ожидает нанимателя, если он откажется представлять затребованные государственным инспектором документы?
Это важно! С 1 марта 2021 г. в связи со вступлением в силу нового КоАП непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влечет наложение штрафа в размере до 20 БВ (ст. 24.11 КоАП).
Это важно! Вместе с тем согласно указанной норме ст. 24.11 КоАП не является административным правонарушением, предусмотренным данной статьей, непредставление в установленный срок указанных документов, отчетов, сведений и (или) иных материалов, если просрочка представления составила не более 3 рабочих дней. В предыдущей редакции КоАП возможность просрочки не предусматривалась.
Вопрос 11. Какая ответственность наступает после 1 марта 2021 г. за нарушения требований законодательства о труде и об охране труда?
Новые КоАП и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, официально опубликованные 22 января 2021 г., вступили в законную силу с 1 марта 2021 г.
Так, с 1 марта 2021 г. нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или ИП требований по охране труда влечет наложение штрафа от 5 до 40 БВ (ч. 1 ст. 10.13 КоАП), нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или ИП требований по охране труда, повлекшее травмирование работающих, ‒ применение санкции в виде штрафа в размере от 20 до 50 БВ (ч. 2 ст. 10.13 КоАП), а вот вышеназванное нарушение, совершенное иным работающим (ч. 3 ст. 10.13 КоАП), ‒ до 5 БВ.
Что же касается невыплаты или неполной выплаты в установленный срок заработной платы, иных выплат, причитающихся работнику от нанимателя в соответствии с законодательством, то согласно ч. 3 ст. 10.12 нового КоАП санкция в виде штрафа в размере от 4 до 50 БВ распространяется на должностное лицо и не предусматривает ответственность для юридического лица.
Нормами ч. 6 ст. 10.12 КоАП предусмотрена ответственность за несоблюдение установленного порядка приема работников на работу, режима рабочего времени и времени отдыха работников, предоставления им отпусков, а равно нарушения законодательства о труде, причинившие вред работнику.
Повторное совершение вышеназванных нарушений в течение 1 года после наложения административного взыскания влечет наложение штрафа в размере от 30 до 100 БВ (ч. 4 ст. 10.12 КоАП).
Документы:
Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959 (Положение).
Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (Указ № 510).
Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом № 510 (Положение о проверках).
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (в редакции от 01.03.2021) (КоАП).