Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Кого и как накажут за отсутствие маски

Образец приказа о применении дисциплинарного взыскания см. в рубрике «Полезная документация» на с. 23 журнала.

Образец приказа о применении к работнику дисциплинарного взыскания(в виде выговора) см. в рубрике «Полезная документация» на с. 24 журнала.

Образец приказа об увольнении с работы см. в рубрике «Полезная документация» на с. 24 журнала.

 

По причине распространения коронавируса белорусские власти приняли меры для сдерживания инфекции, которые рекомендовала ВОЗ. В стране установили санитарные нормы и правила, которые обязаны соблюдать госорганы, иные организации и физлица.

Обязательный масочный режим ввели во всех областях и районах 18 ноября 2020 г., после чего все жители страны должны появляться в закрытых общественных местах в масках, иначе им могут отказать в обслуживании. При этом носить средства индивидуальной защиты надо в магазинах, торговых центрах, объектах общественного питания и социального обслуживания, административных учреждениях, наземном транспорте и метро.

 

Справочно:

если человек не может носить маску по состоянию здоровья, он должен воспользоваться иным способом защиты дыхательных путей, например защитным экраном.

 

Однако в последнее время граждане стали все чаще обращаться с жалобами в учреждения госсаннадзора после того, как им отказали в обслуживании при отсутствии на них защитной маски, а также после того, как работника лишили премиальных доплат или объявили дисциплинарное взыскание за неиспользование маски по месту работы.

 

Справочно:

за соблюдением режима на общественных объектах постоянно следят сотрудники санитарно-эпидемио­логической службы, администрации районов, руководители учреждений и организаций.

 

Дисциплинарное взыскание за отсутствие маски

Руководители организаций всех форм собственности должны контролировать соблюдение санитарно-противоэпидемических меро­приятий, в т.ч. использование средств защиты органов дыхания работниками и физическими лицами при посещении объектов, организаций.

 

Справочно:

обязательный масочный режим будет действовать в стране до стабилизации эпидситуации.

 

Масочный режим организуется по приказу (распоряжению) нанимателя, который доводится до сведения работников под подпись.

Отказ от ношения маски может быть расценен как дисциплинарный проступок, требующий соблюдения определенной процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности (ст. 198200 ТК).

При этом наказание должно соответствовать тяжести проступка: нельзя сразу уволить работника, если он не носит маску. Однако систематическое нарушение, если ранее к работнику применялись меры дисциплинарного воздействия, может повлечь увольнение по п. 6 ст. 42 ТК за неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей работником, имеющим неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание.

 

Это важно! Если нанимателем в организации не введен обязательный масочный режим, то он не вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности за отсутствие средств защиты органов дыхания (неношение маски), поскольку такая обязанность для работника не определена в локальных правовых актах, приказах (распоряжениях) нанимателя.

 

Если работник не ознакомлен с обязанностью носить маску, то он вправе находиться на территории организации без средств защиты.

До тех пор пока конкретный наниматель не внедрит в организации обязательный масочный режим, заставить работников присутствовать на рабочих местах в масках не получится.

Если же работник организации беспокоится о своем здоровье, он вправе сам проявить инициативу и приобрести себе одноразовые маски в нужном количестве и носить их на работе. И запретить ему это делать никто не может.

 

Это важно! При наличии приказа о введении масочного режима и письменного уведомления работника об этом или ознакомления под роспись с приказом работник должен соблюдать обязанность по ношению маски. Несоблюдение работником такой обязанности может быть расценено как нарушение правил внутреннего трудового распорядка, за что может быть применено дисциплинарное взыскание. Наличие нескольких взысканий за подобные нарушения может привести к увольнению.

 

Справочно:

согласно Закону о здравоохранении каждый гражданин обязан заботиться о собственном здоровье, принимать свое­временные меры по его сохранению, укреплению и восстановлению; ответственность за личное здоровье лежит на каждом человеке.

 

Вправе ли наниматель лишить работника премии за отсутствие маски?

Помимо применения мер дисциплинарного воздействия работник, не соблюдающий обязательный масочный режим, введенный в организации, может быть лишен и премии как меры стимулирования труда.

Формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. стимулирующие (надбавки, премии, бонусы и др.) и компенсирующие (доплаты в соответствии со ст. 62, 67, 69 и 70 ТК и др.) выплаты, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения, иных локальных правовых актов и трудового договора. Поэтому наниматель вправе предусмотреть условие о снижении премии или лишение ее при совершении работником дисциплинарного проступка в локальных правовых актах.

 

Вправе ли наниматель (работодатель) отстранить от работы сотрудника за отказ от ношения маски?

В ряде случаев работник не допускается к работе до момента прекращения причин отстранения (ст. 49 ТК). Из п. 1 части шестой ст. 49 ТК следует, что наниматель вправе не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, появившегося на работе в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы.

 

Это важно! Несоблюдение масочного режима не относится к основаниям для отстранения работника от работы.

 

По общему правилу к работе работника без маски допустить обязаны.

Однако в том случае, когда для работника использование средств защиты относится к категории средств индивидуальной защиты (например, медицинские работники), наниматель вправе отстранить от работы работника, не использующего их.

 

Обязанности нанимателей при организации труда работников

С целью стабилизации эпидемиологической ситуации, снижения распространения коронавирусной инфекции разработаны территориальные Комплексные планы мероприятий по предупреждению распространения инфекции COVID-19 в Республике Беларусь в период подъема заболеваемости острыми респираторными инфекциями.

В частности, Минздрав разработал и направил в организации различных форм собственности Рекомендации для обеспечения исполнения субъектами хозяйствования.

Проведение различных мероприятий в организациях рекомендовано осуществлять с учетом вышеназванных Рекомендаций по профилактике коронавирусной инфекции. Рекомендации распространяются на работников и посетителей коммерческих и некоммерческих организаций, предприятий, учреждений, а также индивидуальных предпринимателей, и направлены на снижение рисков распространения инфекции, сохранение здоровья в условиях пандемии и используются в деятельности субъектов хозяйствования всех форм собственности.

При организации труда работников каждый наниматель обязан обеспечить на каждом рабочем месте условия труда, соответству­ющие требованиям по охране труда, принимать необходимые меры по обеспечению сохранения жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности (п. 5 части первой ст. 55 ТК).

Комплексными планами мероприятий по предупреждению распространения инфекции COVID-19 в период подъема заболеваемости острыми респираторными инфекциями предусмотрено проведение ряда санитарно-противоэпидемических мероприятий.

В частности, наниматели (государственные органы, иные организации, индивидуальные предприниматели) обязаны обеспечить:

  • недопущение в коллектив лиц с симптомами респираторной инфекции, не исключающей инфекцию COVID-19, и своевременное отстранение от работы (учебы) лиц с симптомами респираторных заболеваний, не исключающих инфекцию COVID-19. Данное требование также содержится в норме ст. 49 ТК;
  • условия для соблюдения социальной дистанции между работниками (членами коллективов) и посетителями (клиентами или другими лицами);
  • контроль руководителями субъектов всех форм собственности за использованием средств защиты органов дыхания работниками, физическими лицами при посещении объектов, организаций при отсутствии возможности организации условий для соблюдения социальной дистанции (1–1,5 м).

 

Где и когда необходимо носить маски?

Комплексными планами санитарно-противоэпидемических меро­приятий, направленными на предотвращение возникновения и распространения инфекции COVID-19, предусмотрена обязанность по обеспечению использования средств защиты органов дыхания (масок) при посещении объектов (недвижимых и движимых) и в организациях всех форм собственности (магазины, торговые центры, объекты общественного питания (за исключением времени непосредственного приема пищи), аптеки, учреждения здравоохранения, учреждения образования, социального обслуживания населения, спортивные объекты, административные здания, отделения банков, связи, почты, объекты бытового обслуживания, учреждения культуры, развлекательные центры, общественный транспорт, в т.ч. маршрутные такси, автомобили такси, метрополитен и прочие объекты).

На сегодняшний день обязательный масочный режим должны соблюдать работники в организациях всех форм собственности (объектов торговли, общественного питания (за исключением времени непосредственного приема пищи), аптек, учреждений здраво­охранения, учреждений образования, социального обслуживания населения, спортивных объектов, административных зданий, отделений банков, связи, почты, объектов бытового обслуживания, учреждений культуры, развлекательных центров, общественного транспорта, в т.ч. маршрутных такси, автомобилей такси, метрополитена и прочих объектов).

Однако в последнее время лиц, посещающих вышеуказанные объекты без маски, могут попросить покинуть организацию или отказать в обслуживании, также могут предложить бесплатную маску или укажут место, где можно ее приобрести.

 

Кто может проверить соблюдение правил респираторного режима?

Надзор за соблюдением проверяемыми субъектами законо­дательства в области санитарно-эпидемиологического благо­получия населения возложен на органы и учреждения, осуществля­ющие государственный санитарный надзор (п. 8 Перечня).

В свою очередь, контроль в области торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, защиты прав потребителей, рекламной деятельности осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами, в частности областными, городскими (включая Минский городской), районными исполкомами, местными администрациями (п. 25 Перечня).

Таким образом, контроль за соблюдением масочного режима осуществляется санитарно-эпидемиологическими службами городов и районов, структурными подразделениями местных исполнительных и распорядительных органов.

За соблюдением режима на общественных объектах следят сотрудники санитарно-эпидемиологических служб столицы и областей, администрации районов и непосредственно руководители учреждений.

Вместе с тем любой гражданин, организация, государственный орган, в т.ч. органы внутренних дел, вправе сообщить органу, ведущему административный процесс, об известном им готовящемся или совершенном административном правонарушении, предусмот­ренном КоАП.

 

Как могут наказать за нарушение санитарных правил?

Санитарные нормы по профилактике COVID-19 касаются не только работников и посетителей, но и руководителей организаций. Ответственность за выполнение требований Минздрава, в т.ч. масочного режима, возложена на руководителей организаций всех форм собственности.

За нарушение санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов предусмотрена административная ответственность по ст. 16.8 КоАП.

 

Справочно:

за нарушение законо­дательства об административных процедурах полномочиями по составлению протокола об административном правонарушении по ст. 16.8 КоАП наделены органы, осуществляющие государственный санитарный надзор, органы Комитета госконтроля Республики Беларусь (ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП), а по привлечению к административной ответственности по указанной статье наделены органы, осуществляющие государственный санитарный надзор, органы Комитета госконтроля и суды (ст. 3.2, ч. 1 ст. 3.7, ч. 1 ст. 3.10 ПИКоАП).

 

За вышеназванные нарушения, в т.ч. масочного режима, для физического лица предусмотрено административное наказание в виде штрафа до 30 базовых величин (870 руб.).

В отношении субъектов хозяйствования и индивидуальных предпринимателей размер штрафных санкций значительно больше.

Так, на индивидуального предпринимателя может быть наложено административное взыскание в виде штрафа в размере до 200 базовых величин (5 800 руб.), а на юридическое лицо – до 500 базовых величин (14 500 руб.).

 

Документы:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).

Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» (Закон о Здравоохранении).

Рекомендации по профилактике коронавирусной инфекции (COVID-19) в организациях (письмо Минздрава Республики Беларусь от 21.09.2020 № 7-19/15320; (Рекомендации).

Перечень контролиру­ющих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их конт­рольной (надзорной) деятельности, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 (Перечень).

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП).

Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП).

 

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.