О чем статья:
- Оформление ряда действий в отношении работника (прием на работу, перевод, увольнение и др.) осуществляется посредством приказа или распоряжения. В чем разница между этими документами и какой из них в каком случае следует оформлять?
Когда издаются приказы
Приказ – это правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для разрешения основных задач, стоящих перед организацией (часть первая п. 93 Инструкции по делопроизводству).
Основные задачи, стоящие перед организацией (ее функции, направления деятельности), определяются локальным документами организационного характера, такими как устав и положение.
Приказы отражают и вопросы, которые не связаны напрямую с разрешением основных задач, стоящих перед организацией. Это приказы по личному составу и по административно-хозяйственным вопросам (часть первая п. 98 Инструкции по делопроизводству).
В некоторых организациях основной задачей является решение вопросов, которые в других организациях относятся к административно-хозяйственным (транспортное обслуживание, эксплуатация зданий (сооружений), предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и др.). В таких организациях по данным вопросам издаются приказы по основной деятельности.
Приказы издаются также в случаях, когда необходимо довести требования директивных документов вышестоящих организаций до сведения подчиненных лиц и подчиненных (входящих в состав, систему) организаций, наметить конкретные мероприятия по их выполнению, определить ответственных лиц, сроки выполнения этих мероприятий (часть вторая п. 93 Инструкции по делопроизводству). Приказом могут претворяться в жизнь и управленческие решения и действия, которые напрямую от руководителя организации не исходят. Например, решения, принятые на заседании коллегиального органа, имеющего совещательные функции, могут проводиться приказом руководителя организации.
Как видно из определения, приказ издается на основе единоначалия. Однако его издание необязательно должно осуществляться исключительно руководителем организации. Можно предоставить права издания приказа иным должностным лицам (при соблюдении их правоспособности) в локальных правовых актах организации или делегировать такое право посредством издания приказа (п. 15 Инструкции по делопроизводству).
Случаи издания распоряжения
Распоряжение – это правовой акт, издаваемый единолично руководителем организации (коллегиального органа управления) для решения оперативных вопросов основной деятельности (часть первая п. 94 Инструкции по делопроизводству). Данное определение позволяет выделить несколько аспектов, отличающих распоряжение от приказа:
- распоряжение допустимо издавать руководителю коллегиального органа управления (наравне с изданием распоряжений в организациях, в которых принят принцип единоначалия);
- распоряжение издается для решения оперативных вопросов основной деятельности организации.
Справочно:
к коллегиальным органам управления относятся правление, дирекция (часть третья ст. 33 Закона № 2020-XII).
Именно второй тезис существенно сужает область применения в организации данного вида документов.
Это важно! Не допускается издание руководителем организации распоряжений в случаях, когда необходимо документально оформить управленческое решение по основным принципиальным задачам, стоящим перед организацией. В этих случаях должны издаваться (часть вторая п. 94 Инструкции по делопроизводству):
- коллегиальными органами управления – постановления и решения;
- в организациях, основанных на принципе единоначалия, руководителем организации – приказы.
Именно в организациях, управляемых коллегиально, наиболее распространено и целесообразно издание руководителем распоряжений. Благодаря возможности издания распоряжений и решению посредством их оперативных вопросов основной деятельности, от подобного освобождается коллегиальный орган в целом. Это позволяет последнему заниматься исключительно вопросами по основным принципиальным задачам, стоящим перед организацией.
Распоряжения, как и приказы, могут издаваться по личному составу и по административно-хозяйственным вопросам. Например, согласно нормам ТК распоряжением наравне с приказом оформляются и документируются трудовые отношения в организации (прием на работу, временный перевод, увольнение, отстранение от работы и др.). Как и в случае с приказами, право издания распоряжений может быть делегировано руководителем иному должностному лицу по тем же процедурам и способам, что и делегирование права издания приказов.
Справочно:
оформление приказов и распоряжений совпадает и осуществляется согласно пп. 92–102 Инструкции по делопроизводству.
Различия приказа и распоряжения
Для наглядности представим в таблице сравнение приказа и распоряжения.

Таким образом, несмотря на наличие общих моментов и возможности в организациях применять распоряжение наравне с приказом, данные документы имеют существенные отличия, определяющие целесообразность их употребления в том или ином случае.
Распоряжение в первую очередь применяется в организациях, управление которых осуществляется коллегиальным органом для решения оперативных вопросов основной деятельности организации, а также вопросов личного состава и административно-хозяйственных вопросов.
В организациях, в которых руководство осуществляется на принципах единоначалия, издание распоряжений видится излишним
и нецелесообразным. Наиболее оптимальным будет в такой организации издание приказов, в т.ч. для решения оперативных вопросов основной деятельности организации, а также по личному составу и административно-хозяйственным вопросам (особенно с учетом возможности делегировать право их издания).
Документы:
Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденная постановлением Минюста Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (Инструкция по делопроизводству).
Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (Закон № 2020-XII).
Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).
