О чем статья:
- субъекты хозяйствования различных форм собственности по-прежнему задают много вопросов, связанных с планированием, назначением и проведением проверок, а также с применением штрафных санкций в 2020‒2021 гг. Эти вопросы связаны с эпидемиологической обстановкой, вызванной коронавирусом, а также с изменением законодательства. Ответы на основные вопросы мы разместили в данной статье.
Одним из нормативных правовых актов, на основании которого осуществляется деятельность Департамента государственной инспекции труда, является Положение. Согласно п. 6 Положения Департамент осуществляет надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.
Порядок осуществления контрольной (надзорной) деятельности государственными органами регламентирован Указом № 510.
Как и ранее, контрольная (надзорная) деятельность Департамента направлена на предупреждение и профилактику нарушений (проведение мониторингов, разъяснительной работы, различных мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, по результатам которых к субъектам хозяйствования не будут применяться меры ответственности при условии устранения субъектом выявленных нарушений, проведение семинаров, конференций, лекций, выступления в средствах массовой информации и т.д.).
Департаментом по-прежнему проводятся внеплановые и выборочные проверки, несмотря на то что акцент в большей степени делается на организацию и проведение мероприятий, имеющих предупредительно-профилактическую направленность.
В то же время сложившаяся с 2020 г. неблагоприятная эпидемиологическая обстановка сказалась и на проведении плановых и внеплановых проверок.
Вместе с тем законодательство не содержит никаких ограничений на проведение проверок в период пандемии.
Вопрос 1. Какие виды проверок проводятся Департаментом?
Департаментом проводятся внеплановые и выборочные проверки.
Внеплановые проверки назначаются при наличии у Департамента информации, в т.ч. полученной от правоохранительного, иного государственного органа, иностранного государства, другой организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц. При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих данные нарушения или факты, он должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов (п. 12 Указа № 510).
Это важно! Анонимное заявление не является основанием для проведения внеплановых проверок.
Это важно! Выборочные проверки проводятся в соответствии с Планами выборочных проверок, которые размещаются на сайте Комитета госконтроля либо его органов. Эта информация доступна для граждан и организаций любых форм собственности.
Вопрос 2. Какие показатели влияют на назначение выборочной проверки?
Выборочная проверка назначается с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами государственного контроля (надзора).
Справочно:
критерии оценки степени риска субъектов для проведения выборочных проверок разработаны каждым контролирующим (надзорным) органом в соответствии с методикой формирования системы оценки степени риска, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2018 № 43,и согласовываются с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности.
Каждый критерий имеет свой балл, свидетельствующий о степени нарушения субъектом законодательства. Включение субъекта в план выборочных проверок возможно, только если сумма баллов, набранных субъектом, превышает индикатор высокой степени риска, т.е. если субъект относится к высокой степени риска. В отношении субъектов, не имеющих риска или у которых сумма набранных баллов по критериям не превышает индикатор, выборочные проверки не назначаются.
Вопрос 3. Что такое чек-листы и как ими пользоваться?
Чек-листы представляют собой контрольные списки вопросов, которые Департамент применяет в ходе внеплановых и выборочных проверок. Заполняются чек-листы обеими сторонами проверки (проверяющими, представителями надзорного органа и представителями проверяемого субъекта).
С чек-листами (контрольными списками вопросов) проверяемый субъект может ознакомиться на сайте Департамента.
Контрольный список вопросов формируется контролирующим (надзорным) органом со ссылкой на структурные элементы нормативных правовых актов, в т.ч. технических актов. Формулировки таких требований исключают возможность их различного толкования и предусматривают однозначные ответы («да», «нет», «не требуется»).
Чек-листы, направляемые проверяемому субъекту для заполнения при планировании и при проведении проверок, позволяют проверяемому субъекту оценить соблюдение им требований законодательства о труде и об охране труда.
Это важно! Поскольку чек-листы направляются при планировании выборочных проверок, то проверяемый субъект имеет фактическую возможность проверить себя и выяснить, соответствует его деятельность требованиям законодательства о труде и об охране труда или нет. Если нет, проверяемый субъект до начала проверки может скорректировать свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства, исправить или устранить недостатки еще до прихода проверяющих.
Вопрос 4. За какой период могут проводиться проверки?
Нормами законодательства определено, что проверка проверяемого субъекта проводится за период, не превышающий 3 календарных лет (проверка соблюдения налогового законодательства – за период, не превышающий 5 календарных лет, если иное не установлено законодательными актами), предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года (п. 16 Указа № 510).
Следует также учитывать, что проверяемый период может быть расширен, если проверка назначена по поручениям Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, председателя Комитета государственного контроля и его заместителей, генерального прокурора и его заместителей, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам (часть вторая п. 16 Указа № 510).
В предписании на проведение проверки указывается проверяемый период или проверяемые периоды, если они не совпадают для различных вопросов, подлежащих проверке (абз. 8 части третьей п. 24 Положения о проверках).
Вопрос 5. Уведомляется ли проверяемый субъект о проведении внеплановой и выборочной проверки и в какой срок?
Законодательно обязанность по уведомлению проверяемого субъекта о проведении внеплановой проверки не закреплена.
Что же касается выборочной проверки, то согласно нормам п. 22 Положения о проверках в адрес проверяемого субъекта направляется соответствующее уведомление (не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения). Уведомление направляется по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта и считается полученным им по истечении 3 дней со дня его направления.
Сведения, которые должно содержать уведомление о проведении проверки, закреплены в п. 23 Положения о проверках.
В уведомлении должны быть указаны:
- наименование контролирующего (надзорного) органа, который будет проводить проверку;
- наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения – адрес его места нахождения);
- месяц начала проверки;
- проверяемый период или проверяемые периоды, если они не совпадают для различных вопросов, подлежащих проверке (могут указываться в перечне вопросов, подлежащих проверке);
- указание на основание проведения проверки (пункт плана выборочных проверок);
- исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке.
Справочно:
форма уведомления установлена Советом Министров Республики Беларусь.
Вопрос 6. Имеет ли право проверяемый субъект перенести дату проверки в связи с наличием уважительных причин, препятствующих ее проведению?
Это важно! Законодательно закреплена обязанность проверяемого субъекта по обеспечению возможности проведения выборочной проверки в срок, указанный в уведомлении.
Вместе с тем на практике порой возникают ситуации, когда проверяемым субъектом не могут быть обеспечены доступ и возможность проведения проверки соответствующим органам.
По заявлению проверяемого субъекта, поданному не позднее 3 рабочих дней со дня получения уведомления, с указанием причин, препятствующих проведению выборочной проверки, контролирующим (надзорным) органом может быть принято решение о переносе срока проведения выборочной проверки (п. 31 Положения о проверках).
Представителем проверяемого субъекта (как юридического лица, так и его обособленного подразделения) являются его руководитель, индивидуальный предприниматель, работник проверяемого субъекта или иное лицо, уполномоченные в установленном законодательством порядке представлять интересы проверяемого субъекта (абз. 10 п. 2 Положения о проверках).
Проверяющим органом о принятом решении по заявлению проверяемого субъекта сообщается не позднее 2 рабочих дней со дня получения заявления проверяемого субъекта. По инициативе проверяемого субъекта срок может быть перенесен только 1 раз (п. 31 Положения о проверках).
Законодательством не предусмотрен перечень уважительных причин и обстоятельств, препятствующих проведению проверки.
Это важно! Обращаем внимание, что уважительность причин и обстоятельств, препятствующих проведению проверки, оценивает проверяющий орган.
Полагаем, что длительная болезнь, нахождение уполномоченных должностных лиц проверяемого субъекта в учреждении здравоохранения на стационарном лечении, задержание правоохранительными органами указанных лиц проверяемого субъекта могут быть расценены как уважительные причины, указываемые в заявлении проверяемым субъектом. К заявлению целесообразно приложить копии документов, подтверждающих причины, препятствующие проведению выборочной проверки контролирующим (надзорным) органом.
Документы:
Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959 (Положение).
Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (Указ № 510).
Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом № 510 (Положение о проверках).
(Окончание следует.)
