Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Топ-11 важных вопросов по проверкам Департамента государственной инспекции труда в 2021 году

О чем статья:

  • субъекты хозяйствования различных форм собственности по-прежнему задают много вопросов, связанных с планированием, назначением и проведением проверок, а также с применением штрафных санкций в 2020‒2021 гг. Эти вопросы связаны с эпидемиологической обстановкой, вызванной коронавирусом, а также с изменением законодательства. Ответы на основные вопросы мы разместили в данной статье.

 

Одним из нормативных правовых актов, на основании которого осуществляется деятельность Департамента государственной инспекции труда, является Положение. Согласно п. 6 Положения Департамент осуществляет надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

Порядок осуществления контрольной (надзорной) деятельности государственными органами регламентирован Указом № 510.

Как и ранее, контрольная (надзорная) деятельность Департамента направлена на предупреждение и профилактику нарушений (проведение мониторингов, разъяснительной работы, различных мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, по результатам которых к субъектам хозяйствования не будут применяться меры ответственности при условии устранения субъектом выявленных нарушений, проведение семинаров, конференций, лекций, выступления в средствах массовой информации и т.д.).

Департаментом по-прежнему проводятся внеплановые и выборочные проверки, несмотря на то что акцент в большей степени делается на организацию и проведение мероприятий, имеющих предупредительно-профилактическую направленность.

В то же время сложившаяся с 2020 г. неблагоприятная эпидемиологическая обстановка сказалась и на проведении плановых и внеплановых проверок.

Вместе с тем законодательство не содержит никаких ограничений на проведение проверок в период пандемии.

 

Вопрос 1. Какие виды проверок проводятся Департаментом?

Департаментом проводятся внеплановые и выборочные проверки.

Внеплановые проверки назначаются при наличии у Департамента информации, в т.ч. полученной от правоохранительного, иного государственного органа, иностранного государства, другой организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц. При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих данные нарушения или факты, он должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов (п. 12 Указа № 510).

 

Это важно! Анонимное заявление не является основанием для проведения внеплановых проверок.

 

Это важно! Выборочные проверки проводятся в соответствии с Планами выборочных проверок, которые размещаются на сайте Комитета госконтроля либо его органов. Эта информация доступна для граждан и организаций любых форм собственности.

 

Вопрос 2. Какие показатели влияют на назначение выборочной проверки?

Выборочная проверка назначается с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами государственного контроля (надзора).

 

Справочно:

критерии оценки степени риска субъектов для проведения выборочных проверок разработаны каждым контролирующим (надзорным) органом в соответствии с методикой формирования системы оценки степени риска, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2018 № 43,и согласовываются с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности.

 

Каждый критерий имеет свой балл, свидетельствующий о степени нарушения субъектом законодательства. Включение субъекта в план выборочных проверок возможно, только если сумма баллов, набранных субъектом, превышает индикатор высокой степени риска, т.е. если субъект относится к высокой степени риска. В отношении субъектов, не имеющих риска или у которых сумма набранных баллов по критериям не превышает индикатор, выборочные проверки не назначаются.

 

Вопрос 3. Что такое чек-листы и как ими пользоваться?

Чек-листы представляют собой контрольные списки вопросов, которые Департамент применяет в ходе внеплановых и выборочных проверок. Заполняются чек-листы обеими сторонами проверки (проверяющими, представителями надзорного органа и представителями проверяемого субъекта).

С чек-листами (контрольными списками вопросов) проверяемый субъект может ознакомиться на сайте Департамента.

Контрольный список вопросов формируется контролирующим (надзорным) органом со ссылкой на структурные элементы нормативных правовых актов, в т.ч. технических актов. Формулировки таких требований исключают возможность их различного толкования и предусматривают однозначные ответы («да», «нет», «не требуется»).

Чек-листы, направляемые проверяемому субъекту для заполнения при планировании и при проведении проверок, позволяют проверяемому субъекту оценить соблюдение им требований законодательства о труде и об охране труда.

 

Это важно! Поскольку чек-листы направляются при планировании выборочных проверок, то проверяемый субъект имеет фактическую возможность проверить себя и выяснить, соответствует его деятельность требованиям законодательства о труде и об охране труда или нет. Если нет, проверяемый субъект до начала проверки может скорректировать свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства, исправить или устранить недостатки еще до прихода проверяющих.

 

Вопрос 4. За какой период могут проводиться проверки?

Нормами законодательства определено, что проверка проверяемого субъекта проводится за период, не превышающий 3 календарных лет (проверка соблюдения налогового законодательства – за период, не превышающий 5 календарных лет, если иное не установлено законодательными актами), предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года (п. 16 Указа № 510).

Следует также учитывать, что проверяемый период может быть расширен, если проверка назначена по поручениям Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, председателя Комитета государственного контроля и его заместителей, генерального прокурора и его заместителей, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам (часть вторая п. 16 Указа № 510).

В предписании на проведение проверки указывается проверяемый период или проверяемые периоды, если они не совпадают для различных вопросов, подлежащих проверке (абз. 8 части третьей п. 24 Положения о проверках).

 

Вопрос 5. Уведомляется ли проверяемый субъект о проведении внеплановой и выборочной проверки и в какой срок?

Законодательно обязанность по уведомлению проверяемого субъекта о проведении внеплановой проверки не закреплена.

Что же касается выборочной проверки, то согласно нормам п. 22 Положения о проверках в адрес проверяемого субъекта направляется соответствующее уведомление (не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения). Уведомление направляется по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта и считается полученным им по истечении 3 дней со дня его направления.

Сведения, которые должно содержать уведомление о проведении проверки, закреплены в п. 23 Положения о проверках.

В уведомлении должны быть указаны:

  • наименование контролирующего (надзорного) органа, который будет проводить проверку;
  • наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения – адрес его места нахождения);
  • месяц начала проверки;
  • проверяемый период или проверяемые периоды, если они не совпадают для различных вопросов, подлежащих проверке (могут указываться в перечне вопросов, подлежащих проверке);
  • указание на основание проведения проверки (пункт плана выборочных проверок);
  • исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке.

 

Справочно:

форма уведомления установлена Советом Министров Республики Беларусь.

 

Вопрос 6. Имеет ли право проверяемый субъект перенести дату проверки в связи с наличием уважительных причин, препятствующих ее проведению?

 

Это важно! Законодательно закреплена обязанность проверяемого субъекта по обеспечению возможности проведения выборочной проверки в срок, указанный в уведомлении.

 

Вместе с тем на практике порой возникают ситуации, когда проверяемым субъектом не могут быть обеспечены доступ и возможность проведения проверки соответствующим органам.

По заявлению проверяемого субъекта, поданному не позднее 3 рабочих дней со дня получения уведомления, с указанием причин, препятствующих проведению выборочной проверки, контролирующим (надзорным) органом может быть принято решение о переносе срока проведения выборочной проверки (п. 31 Положения о проверках).

Представителем проверяемого субъекта (как юридического лица, так и его обособленного подразделения) являются его руководитель, индивидуальный предприниматель, работник проверяемого субъекта или иное лицо, уполномоченные в установленном законодательством порядке представлять интересы проверяемого субъекта (абз. 10 п. 2 Положения о проверках).

Проверяющим органом о принятом решении по заявлению проверяемого субъекта сообщается не позднее 2 рабочих дней со дня получения заявления проверяемого субъекта. По инициативе проверяемого субъекта срок может быть перенесен только 1 раз (п. 31 Положения о проверках).

Законодательством не предусмотрен перечень уважительных причин и обстоятельств, препятствующих проведению проверки.

 

Это важно! Обращаем внимание, что уважительность причин и обстоятельств, препятствующих проведению проверки, оценивает проверяющий орган.

 

Полагаем, что длительная болезнь, нахождение уполномоченных должностных лиц проверяемого субъекта в учреждении здравоохранения на стационарном лечении, задержание правоохранительными органами указанных лиц проверяемого субъекта могут быть расценены как уважительные причины, указываемые в заявлении проверяемым субъектом. К заявлению целесообразно приложить копии документов, подтверждающих причины, препятствующие проведению выборочной проверки контролирующим (надзорным) органом.

 

Документы:

Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959 (Положение).

Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (Указ № 510).

Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом № 510 (Положение о проверках).

(Окончание следует.)

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.