Частная организация при оплате труда работников не применяет Единую тарифную сетку (ЕТС).
Будет ли этот факт считаться нарушением при проведении проверки государственными органами надзора и контроля?
Нет, не будет.
Формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. стимулирующие (надбавки, премии, бонусы и иные выплаты) и компенсирующие (доплаты в соответствии со ст. 62, 67, 69 и 70 ТК и иные выплаты) выплаты, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения, иных локальных правовых актов и трудового договора (часть первая ст. 63 ТК).
Размеры оплаты труда руководителя организации, его заместителей определяются по соглашению сторон при заключении трудового договора в случаях, предусмотренных законодательством (ст. 64 ТК).
Кроме того, с 1 января 2020 г. постановлением № 63 отменены более 200 нормативных правовых актов, которые определяли порядок и условия оплаты труда «бюджетников». Поэтому специалистам коммерческих организаций, которые использовали при оплате труда Единую тарифную сетку работников Республики Беларусь и другие положения об оплате труда, касающиеся «бюджетников», следует иметь в виду, что среди отмененных документов значатся:
- постановление Минтруда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций»;
- постановление Минтруда Республики Беларусь от 23.03.2001 № 21 «Об утверждении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь».
Кроме того, в соответствии с п. 1 Указа № 181 наниматель вправе самостоятельно принимать решение о применении ЕТС при формировании оклада или не применять ее при установлении оклада в определенной сумме.
Поэтому решение о применении таких структурных элементов системы оплаты труда, как тарифная сетка и тарифная ставка 1-го разряда, принимается нанимателем самостоятельно и определяется в коллективных договорах, положениях, иных локальных правовых актах, трудовых договорах.
Локальные правовые акты регулируют трудовые отношения между работником и нанимателем с учетом специфики деятельности организации, сферы экономических отношений, количества работников и многих других факторов. Путем принятия локальных правовых актов нанимателю предоставлено право регулировать как трудовые отношения между сторонами трудового договора, так и оплату труда. С целью укрепления трудовой дисциплины, а также мотивации работников наниматель может принять положение об оплате труда (положение о премировании), иные локальные правовые акты.
Отсутствие локальных правовых актов (положения об оплате труда, о премировании, об индексации, коллективного договора) не противоречит нормам законодательства о труде.
Документы:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).
Постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 04.12.2019 № 63 «О признании утратившими силу нормативных правовых актов» (постановление № 63).
Указ Президента Республики Беларусь от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда», в редакции, действовавшей до 01.01.2020 (Указ № 181).